Мэри Эллен Ричмонд
Подготовила учитель начальных классов
Сюрина Марина Петровна
Мэри Эллен Ричмонд — одна из основательниц профессиональной социальной работы в XX в. Ее вклад в становление социальной работы связан с обоснованием научных подходов в теории и практике организационной работы, а также с открытием профессиональных школ подготовки будущих специалистов, развитием направления практики индивидуальной работы, впоследствии получившей название «диагностическая школа» .
Мэри Элен Ричмонд (1861 — 1928) родилась в городе Беллевилл (Belleville) (штат Иллинойс). Инвалид детства, она рано осиротела.
Став взрослой, долгое время не могла найти себе работу, пользуясь случайными заработками. Однако в 1889 г. М.Ричмонд получила должность помощника казначея Благотворительного общества в городе Балтимор, а главное — возможность общаться с преподавателями университета Джона Хопкинса, которые вместе со студентами работали в этой организации в качестве «дружеских визитеров», что сыграло определенную роль в ее профессиональном самосознании .
В 1891 году она становится Генеральным секретарем Благотворительного общества и проработала на этом посту 18 лет. По ее инициативе в 1898 году начала работать первая национальная школа прикладной филантропии (в настоящее время это факультет социальной работы Колумбийского университета).
В 1909 году она назначается директором Благотворительной организации в Нью-Йорке.
С 1918 года у М.Ричмонд устанавливается тесное сотрудничество с колледжем Смита , почетным магистром которого она становится в 1921 году.
В 1899 году М. Ричмонд написала свою первую книгу «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях». Деятельность «дружеских визитеров» опиралась на их концепцию о «хороших» — «плохих» бедных.
Придерживаясь той точки зрения, что проблемы бедности связаны с индивидуальными особенностями человека и что индивид в силах помочь себе самому, имея определенные ресурсы, дружеские визитеры пытались заставить нуждающихся изменить свой образ жизни (найти работу, не употреблять алкоголь и т.д.).
Однако отношения, ценности и установки среднего класса не приносили ожидаемого эффекта, а философия подхода дружеских визитеров, оперирующая к «здравому смыслу», не давала полной картины проблемы человека и его трудной ситуации
В 1917 году она издает новую книгу «Социальные диагнозы». Эта работа стала не только философией индивидуальной работы на многие годы, но и рабочим инструментарием в практике социальных работников.
М. Ричмонд на 500 страницах своей книги «Социальные диагнозы» описывает конкретные методы решения проблем клиентов, доказывая право на существование диагностического подхода.
Адаптируя медицинские подходы лечения больных к практике индивидуальной работы, М. Ричмонд развивает оригинальный метод, позволяющий анализировать социальные и психологические проблемы клиента. В теорию социальной работы вводится терминология из медицинской практики, такая как «диагноз» , «лечение», «клиент» , но с новым семантическим значением. Впоследствии данная модель социальной работы будет идентифицироваться как «медицинская модель» индивидуальной работы.
Также Мэри Ричмонд разработала анкету, которая является одним из первых вариантов проведения социологического опроса. Анкета состояла из 27 глав и касалась абсолютно всех сторон жизни клиента.
С 1922 года М.Ричмонд публикует книгу «Что такое социальная работа со случаем ?», разрабатывает принципы «социальной индивидуальной работы» , где помимо прежних подходов, «ум на ум» , получают развитие другие, такие как «индивидуальное развитие», «регулирование человеческих отношений». В книге довольно подробно на теоретическом и методическом уровне описана модель диагностики и управления трудной жизненной ситуацией.
Несмотря на ухудшение здоровья в конце 1920 -х годов, Мэри Эллен Ричмонд продолжала работать, вплоть до кончины от рака В Нью-Йорке, 12 сентября 1928 года.
- Пройдя путь от бедной сироты до патриарха теории и практики социальной работы,добилась нового более взвешенного и гуманного подхода к пониманию социальных проблем семьи и методов их решения.