СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основная образовательная программа дополнительного образования художественно-творческой направленности. Юный художник. Для детей 3 – 5 лет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.

Просмотр содержимого документа
«Основная образовательная программа дополнительного образования художественно-творческой направленности. Юный художник. Для детей 3 – 5 лет.»

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Пижменская основная общеобразовательная школа

с дошкольной группой»


Рассмотрена:

Педагогическим советом

Протокол №

От «___»__________20 г.

«Утверждаю»

Директор МОБУ

«Пижменская ООШ»

________Краев М. Н.







Общеобразовательная общеразвивающая программа

дополнительного образования

художественно-творческой направленности

по нетрадиционной технике рисования

детей младшего и среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ

«Юный художник»

Срок реализации 1 год

Возраст воспитанников: 3 – 5 лет



















Разработана:

воспитателем 1 категории

Яшкиревой Лидией Витальевной







Пижма

2020

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………………..3

  2. Цели и задачи………………………………………………………………………………..4

  3. Режим занятий……………………………………………………………………………... 5

  4. Ожидаемый результат………………………………………………………………………5

  5. Форма, содержание занятий………………………………………………………………..5

  6. Годовое планирование…………………………………………………………………….7

  7. Календарно – тематическое планирование………………………………………………..7

  8. Список использованных источников…………………………………………………….12

  9. Приложение………………………………………………………………………………..13









































1. Пояснительная записка

Рабочая программа по нетрадиционному рисованию предназначена для детей 3-5 лет. Данная программа является общеобразовательной общеразвивающей программой дополнительного образования детей младшего и среднего дошкольного возраста, посещающих младшую разновозрастную группу детского сада. Программа определяет содержание и основные пути реализации художественно-эстетического развития детей, представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий.

Направленность программы

Художественно-творческая

Актуальность

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально  использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у детей происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе кружка «Юный художник» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях даётся возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.

Актуальность программы «Юный художник» заключается в том,  что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

Новизна и отличительные особенности программы.

Настоящая программа описывает курс по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования для детей 3-5 лет.

Программа дополнительного образования носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.

Для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.

Детей среднего дошкольного возраста: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками, скатанной бумагой; рисование манкой; солью. (Приложение 1)

Занятия в кружке полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Работа в кружке позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. В наличии имеется весь необходимый изобразительный материал, место для выставки детских работ.

Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).

Главное на занятиях кружка «Юный художник» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…


Педагогическая целесообразность

Поэтому, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности надо самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается  педагогическая целесообразность программы «Юный художник».

Возрастной состав

Программа рассчитана на детей младшего и среднего дошкольного возраста 3-5 лет.


Сроки и этапы реализации программы

1 год обучения - сентябрь 2020 года – май 2021 года.

Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

  • Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.)

  • Обучать основам создания художественных образов.

  • Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.

  • Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.

  • Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.

  • Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.

  • Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

Методы и формы обучения


Реализация программы предполагает применение воспитателем разнообразных форм, методов и приемов работы с детьми. Среди них:

Методы и приемы обучения:

  • словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

  • наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);

  • практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование)

Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют принципы:

  • Гуманистической направленности воспитания: создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспи­танникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативны­ми, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

  • Творческого подхода: креативность, организация воспитательно-образовательного процесса.

  • Вариативности: использования образовательного материала, позволяющего развивать творче­ство в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

  • Уважительного отношения к результатам детского творчества.

  • Индивидуализации: дифференцированный подход в обучении к каждому воспитаннику.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Режим занятий - 1 раз в неделю по 15, 20 минут.

Предполагаемые результаты (в соответствии с ФГОС ДО)

  • Дети научатся различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы рисования.

  • Научатся приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом.

  • Дети научатся различать цвета спектра  и их оттенки, основные геометрические фигуры.

  • У детей разовьется мелкая моторика рук.


  • Сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художников,  замечать и творить Красоту.


  • Разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность.


  • Появится любовь и уважение к изобразительному искусству.


  • Сформируется художественный вкус и чувство гармонии.


  • Сформируются навыки самостоятельности.

Форма работы

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изодеятельности. Общее количество занятий в год -32. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). Возраст детей 3-4 года, количество детей 4 человека, время занятий 15 мин., и возраст детей 4-5лет – 3 человека, время занятий 20мин.

Программа может быть успешно реализована при наличии:

Материально-техническая база:

  • групповая комната (учебная доска, столы).

  • альбомы с образцами и схемами

  • рабочий материал:

- Наборов разнофактурной бумаги (альбомные листы, цветной картон, цветная

бумага, салфетки бумажные, ватман).

- Дополнительного материала (природного, бытового, бросового).

- Художественно-изобразительного материала (краски, гуашь, кисти, клей ПВА,

восковые мелки, карандаши цветные).

- Инструментов для художественного творчества (трафареты, стека).

Внешние условия:

  • организация выставок.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • Проведение выставок детских работ.

  • Проведение открытого мероприятия

  • Проведение мастер-класса среди педагогов

  • Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.



Примерное годовое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Количество платных услуг

1

Пальчиковая живопись

9

2

Рисование жёсткой кистью (тычок)

3

3

Скатывание салфеткой

4




4

Рисование ладошкой

7

5

Рисование манкой

1

6

Оттиски штампов различных видов

6

7

Восковые мелки + акварель

2

 

Итого:

32









Содержание программы

Календарно-тематическое планирование с использованием нетрадиционных техник рисования (Приложение 1)


Тема занятия

Нетрадиционная техника

Программное содержание

Оборудование

1

Диагностическое занятие

Грибочки

------------------

Выявить уровень изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста

Листы бумаги А-4, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, пальчиковые краски, салфетки.



Анализ детских работ показал такие результаты:

Никто из детей не пользовался нетрадиционными техниками. Так как нет достаточного уровня развития изобразительных творческих способностей. Следовательно, на следующем этапе будет проводиться работа по развитию художественных творческих способностей.

Тема занятия

Нетради-ционная техника

Программное содержание

Оборудование

2

Мой любимый дождик

Рисование пальчиками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.

Листы с изображением грядки с репкой и контуром тучки. Синяя пальчиковая краска в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы.

3

Ягоды и яблочки на тарелочке

Оттиск печатками из картофеля, яблок

Познакомить с техникой печатания печаткой из картофеля, яблок. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. Развивать чувство композиции.

Круг из тонированной бумаги, пальчиковая краска в мисочках жёлтого, красного, фиолетового, зелёного цветов, различные печатки, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи

4

Вкусный компот

Оттиск яблоком

Упражнять в технике печатания. Воспитывать аккуратность.

Лист с контурным изображением банки, пальчиковая краска красная, желтая, салфетки, яблоки натуральные или муляжи

5

Осеннее дерево

Рисование ладошкой

Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования –« рисование ладошкой» .Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Учить видеть красоту осенней природы; развивать ритм и цветовосприятие навыки коллективной деятельности.

Лист ватмана тонированный с изображенным на нем стволом дерева; доска; пальчиковая краска желтая, оранжевая, салфетки, засушенные листья знакомых детям деревьев.

6

Ветка рябины

Скатывание салфеток, оттиск печатками

Познакомить с новой нетрадиционной техникой. Учить изображать на ветке ягоды. Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции и цвета Закрепить знания и представления о цвете (красный), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много).

гроздь рябины, пальчиковая краска красного цвета, салфетки, листы с изображением ветки рябины без ягод, иллюстрация дерева рябины.

7

Украшение чайного сервиза

Оттиск печатками

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания.

Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная пальчиковая краска в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды

8

Нарядные матрешки

Оттиск печатками

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции.

Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска , салфетки

9

Свитер для друзей

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор

Две куклы - мальчик и девочка, пальчиковая краска, салфетки, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами

10

В лесу родилась елочка

Восковые мелки + акварель


Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике рисования: восковые мелки + акварель.

Белый лист, акварель, восковые мелки, салфетки, иллюстрации с изображением елочки

11

Мои рукавички

Оттиск печатками

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания.

Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки, пальчиковая краска в мисочках, выставка рукавичек, салфетки

12

Елочка пушистая, нарядная

Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками

Познакомить с техникой тычкования. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Развивать чувство ритма.

Маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жёсткая кисть, гуашь красного и оранжевого цвета в мисочках, салфетки

13

Морозко

Рисование ладошкой

Совершенствовать умение в художественных техниках рисования ладошкой и пальчиками. Развивать воображение.

Листы бумаги тонированные (синие) с изображением лица и шапки деда мороза, белая пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации

14

Снежок для елочки

Рисование пальчиками

Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки).

Тонированные листы бумаги (синие, фиолетовые) с изображенными елочками, белая пальчиковая краска в мисочке, салфетки, иллюстрации зимнего леса

15

Зайчишка

Тычок жесткой полусухой кистью

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.

Листы тонированные (светло-голубые) с контурным изображением зайчика, гуашь белая, жесткие кисти, салфетки

16

Рыбки в аквариуме

Рисование ладошкой, пальчиками

Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Тонированные листы бумаги (светло-голубые), пальчиковая краска, салфетка, иллюстрации.

17

Ночь и звезды

Рисование манкой, скатывание салфеток

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба.

Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки

18

Веселый снеговик

Тычок жесткой полусухой кистью

Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура

Бумага тонированная (синяя). Гуашь белая, жесткая кисть, салфетки

19

Закат

Рисование пальчиками

Показать прием получения коротких линий. Закрепить данный прием рисования. Развивать цветовосприятие.

Листы бумаги с контурным изображением, пальчиковая краска, салфетки

20

Цветочек для папы

Оттиск печатками из картофеля (цветочек)

Упражнять в печатании с помощью печаток. Развивать чувство композиции.

Лист бумаги тонированный (светло-голубой), печатки в форме цветов, пальчиковая краска зеленая, синяя, красная и т.п. салфетки

21

Корзина для тюльпанов

Скатывание салфеток

Упражнять в скатывании шариков из салфеток, упражнять в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности.

Ватман, клей , кисть, синие салфетки, корзина

22

Тюльпаны в подарок маме

Рисование ладошкой

Упражнять в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Развивать цветовосприятие.

Ватман с работой детей по пред. теме, пальчиковая краска красная, салфетки. Иллюстрации с изображением тюльпанов

23

Ветка мимозы

Скатывание салфеток

Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый) , форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники.

Листы с изображением ветки, желтые салфетки, ветка мимозы.

24

Веселая птичка

Рисование пальчиками

Учить рисовать оперение птицы пальчиками. Развивать цветовосприятие. Воспитывать аккуратность.

Лист с контурным изображением птицы, пальчиковая краска, салфетки,

25

Солнышко которое мне светит

Рисование ладошкой

Учить наносить отпечатки– лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Листы светло-голубого цвета с кругом желтого цвета посередине, пальчиковая краска желтого цвета, салфетки, картинки с изображением солнышка.

26

Цветы для пчелки

Рисование ладошкой и пальчиком

Поддерживать интерес к изобразительной деятельности; Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги; Закрепить знания красного и зеленого цветов; Развивать воображение; воспитывать аккуратность.

альбомные листы, пальчиковая краска красная, зеленая, салфетки, игрушка пчелка, искусственный цветок

27

Салфетка

Рисование пальчиками

Закрепить данный прием рисования. Развивать чувство композиции

Лист с изображением салфетки, пальчиковая краска, салфетки, эскизы и иллюстрации

28

Божьи коровки

Восковые мелки + акварель


Упражнять в технике рисования восковыми мелками. Закрепить умение равномерно наносить точки. Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия.

Лист с контурным изображением божьей коровки, акварель, восковые мелки, салфетки, иллюстрации

29

Одуванчики

Рисование пальчиками

Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики. Закрепить знания цвета (зеленого, желтого). Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать бережное отношение к природе

Альбомные листы, пальчиковая краска желтая и зеленая, иллюстрации с изображением одуванчиков, салфетки.

30

Волшеб-ный цветочек

Рисование пальчиками

Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать учить рисовать пальчиками. Закрепить знания цветов радуги. Развивать воображение.

Лист с контурным изображением цветка, пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации к сказке « Цветик-семицветик»

31

Сирене-вый букет

Скатывание салфеток

Упражнять в скатывании шариков из салфеток.

Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания.

Лист с наклеенным изображением корзинки, салфетки сиреневые, клей, кисть, ветка сирени.



32

Диагностическое занятие

Грибочки

-----------------

Выявить уровень изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста.

Листы бумаги А-4, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, пальчиковые краски, салфетки.



Анализ детских работ показал такие результаты:

Дети на занятии пользовались нетрадиционными техниками.

1. Диагностическая карта по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой (Приложение 2)

2. Мониторинг

Уровень подготовки знаний детей можно определить, воспользовавшись разработкой доктора  пед. наук профессора Т.С. Комаровой “Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества” (Приложение 3)



Список использованных источников

1. В.Дубровская Яркие ладошки. «Детство-пресс» 2004г.

2. Комарова Т.С. Детское художественное творчество, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.

3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду, М.:Мозаика-Синтез, 2006 г.

4. Никологорская О.А. Волшебные краски, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.

5. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки, Ярославль, 2004 г.

6. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

7. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».)

8. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет.



Приложение 1

Нетрадиционные художественные техники


Рисование пальчиками:

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки на бумагу.

Способ получения изображения: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.


Рисование ладошкой:

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

Тычок жесткой полусухой кистью:

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи карандаша и поролона, гуашь, бумага, на которой нарисован контур предмета или животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Оттиск печатками из картофеля (яблоками):

Средства выразительности: цвет, пятно.

Материалы: любые фрукты, разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Рисование манкойСредства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки, клей ПВА, манка.

Способ получения изображения: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).


Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.




.

Приложение 2

    1. Диагностическая карта

по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой



№/n



Ф.И.

реб.



Техническ.навыки



Точность движе-ний



Средства выразительности (цвет, форма и др.)



Наличие

замысла



Проявле-ние самостоя-тельности



Отноше-ние к рисова-нию



Речь в процесе рисова-ния

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

1
















2
















3
















4
















5
















6
















7
















8


















Н.- начало года

К.- конец года



























Приложение 3

    1. Мониторинг
      Уровень подготовки знаний детей можно определить, воспользовавшись
      разработкой доктора

 пед. наук профессора Т.С. Комаровой “Критерии оценки овладения детьми изобразительной

деятельностью и развития их творчества”






Анализ процесса деятельности



Анализ продукта деятельности



Б

А

Л

Л




У

Р

О

В

Е

Н

Ь




п/п

Фамилия, имя ребёнка

Изобразительные

навыки


Регуляция

деятельности

Уровень

самостоятельности,

творчества


Форма


Композиция


Цвет

Ассоциативное

восприятие

пятна

1

Бережная

Ирина










2

Козлов Дима










3

Комиссаров Стас










4

Лебедева

Лиза










5

Пахтеев

Максим










6

Садовина Ксюша










7

Селезнев

Рома










8

Тимофеев Алёша










9

Яндыганов Матвей










10



































Итого: В_______чел.______%; С_______чел. ________%; Н_______чел.________%;











Анализ продукта деятельности

  1. Форма: 3 балла – передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются, четко передано движение; 2 балла – есть незначительные искажения, движение передано неопределенно; 1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.

  2. Композиция: 3 балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла – на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения; 1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.

  3. Цвет: 3 балла – передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна; 2 балла – есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов или оттенков; 1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету,   изображение выполнено в одном цвете.

  4. Ассоциативное восприятие пятна; 3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы; 2 балла – справляется при помощи взрослого; 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.

 

Анализ процесса деятельности

  1. Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами; 1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно.

  2. Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием; 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.

  3. Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полноому раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремиться к полному раскрытию замысла.


Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень; 17-21 – высокий уровень.