СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основная программа "Народные художественные промыслы родного края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная программа внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Основная программа "Народные художественные промыслы родного края"»



Московская область

городской округ Орехово-Зуево

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 14



УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ гимназия № 14

________________________/В.В.Устинов/

«____»_________________2015г. 



ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


"Народные художественные промыслы родного края"


для учащихся 1 - 4 классов


Духовно - нравственное направление










2015 – 2019

Пояснительная записка

Основная рограмма внеурочной деятельности младших школьников Муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №14 разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского, Москва «Просвещение» 2011г. и направлена на освоение ФГОС второго поколения.

Данная программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;с особенностями образовательных потребностей и запросов обучающихся в МОУ «Гимназия № 14».

Программа соответствует методической теме МОУ гимназия № 14: «Компетентностно – ориентированное образование школьников. Методы формирования ключевых компетенций учащихся на уроках».

Главной задачей обучения детей достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.

Общая характеристика программы

Цель программы — создание условий для патриотического воспитания подрастающего поколения в системе художественно-творческой деятельности.

Реализация данной цели возможна при решении следующих задач:

образовательные задачи:

  • приобщать учащихся к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества и своего народа;

  • учить детей воспринимать образ Родины посредством художественно-творческой деятельности: слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства.

  • учить овладению материалами и инструментами изобразительной деятельности.

развивающие задачи:

  • формировать в сознании и чувствах ребят социально значимых патриотических ценностей и взглядов, познавательного интереса и бережного отношения к культурному и историческому прошлому России и её традициям.

  • развивать стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

воспитательные задачи:

  • воспитывать чувства гражданской ответственности, любовь к Родине, эстетическое отношение к красоте окружающего мира;

вызвать у детей чувство гордости и уважения к творчеству поэтов и художников.


Всю работу по патриотическому воспитанию младших школьников внеурочной деятельности веду по направлениям:

.историко – краеведческое и экскурсионное направление – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе.

. гражданско-патриотическое направление – формирование гражданской позиции служения своему народу.

. литературно-музыкальное направление, отвечающее за духовное становление личности ребёнка. Воспитание идёт исподволь, от эмоционально – образного содержания произведения, от переживания детей.

В первую очередь, помогают нам в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины, сказания и жития.

Эмоциональный настрой учащихся усиливается при прослушивание музыкальных произведений ( русские народные песни, сказки).

. физкультурно-оздоровительное и туристическое направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения, проходит разучивание русских народных игр.

. экологическое направление – воспитание любви к природе, защите её от загрязнения.

. трудовое направление – привитие трудовых навыков.

. семейное направление – утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений.

Ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи («Бабушкин сундук»), описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи.

Так по крупицам дети имеют представление о духовном опыте народа.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.

Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное делает учитель начальных классов, «упражняя детей в этом священном чувстве».

Народныеные художественнын промыслы это неотемлемая часть отечественной культуры.В них воплощен опыт многих веков эстетического восприятия мира,сохранены глубокие художественные традиции самобытных культур многонациональной России.Неповторимые художественные изделия народных промыслов любимы и широко известны не только в нашей стране,их знают и высоко ценят за рубежом, онистали символами и визитной карточкой отечественной культуры,вкладом России во всемирное культурное наследие.Цели и задачи:расширить представлениядетей о многообразии изделий народного декоративно- прикладного искусства.Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров,национальную гордость за мастерство русского народа.Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров России.Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искуства.Заинтерисовать ребенка художественной деятельностью,пробудить интерес к созданию разнообразных поделок,которые затем могут использоваться как на занятиях,так ив творческих играх, оформлении помещений,школы и дома.Обобщить и систематизировать знания детей о Росси,названия народных промыслов,воспитывать любовь к Родине,гражданского-патриотические чувства.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

Патриотизм — это важнейшая сторона личной и общественной культуры. Суть патриотизма выражается в чувстве любви к Родине, заботе о ее интересах, уважении к историческому прошлому своего народа, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

В "Национальной доктрине образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

Воспитание патриотизма как ценности возможно в процессе художественного образования, которое определяется как формирование системы ценностей личности, отвечающее требованиям общества и достигнутому человечеством уровню культуры и индивидуальным способностям, входящего в жизнь человека. Опора на авторитет художественной традиции, истории, обращение к национальному прошлому, в котором художественный образ трансформируется через личностные ценности, через эмоциональную сферу ребёнка создает естественную передачу культурно-исторического опыта от старшего поколения к младшему.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Патриотизм — это не слепая фанатичная вера, а уважение к Родине. Хотелось бы остановиться на некоторых аспектах его проявления, а именно — на приобщении учащихся к русской культуре.

Программа основана на таких принципах как:

  • "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;

  • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

  • рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватных возрасту ребёнка, баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

  • деятельностный подход;

  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Таким образом, Родина — понятие, объединяющее в себе все стороны жизни, весь спектр отношений школьника к окружающему миру. Важно, чтобы все эти отношения (к Родине, к людям, природе, культуре, труду, коллективу, к самому себе) носили патриотическую направленность, чтобы стержнем этих отношений был идеал Родины, осознанное желание и развитое умение жить для Родин


Описание места программы учебно-воспитательном плане

Программа рассчитана на 4 года. Всего 135 часов.Учебно-воспитательным планом , в 1 классе, предполагается 1 час в неделю, соответственно - 33 часа в год, 2 класс - 34 часа, 3 класс - 34 часа, 4 класс - 34 часа.


Описание ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.



Личностные , метапредметные и предметные результата освоения данного вида деятельности.

В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будет сформированы:

широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы;

интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

адекватное понимания причин успешности не успешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания;адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;

Метапредметными результатами изучения курса в первом классе являются формирование следующих УУД:

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

  • учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • владеть монологической и диалогической формой речи.

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет:

  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

  • высказываться в устной и письменной форме;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте;

  • обобщать (выделять класс объектов по кJл признаку);

  • подводить под понятие;

  • устанавливать аналогии;

  • проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

  • Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат
возможность:

Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;


Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;


Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;


Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;


Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;


Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;


Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;


Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность
окружающих и свою собственную;

Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

Достичь оптимального для каждого уровня развития;

Сформировать систему универсальных учебных действий;

Сформировать навыки работы с информацией.

Ожидаемые результаты:

* ценностное отношение к России, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям;

* элементарные представления о наиболее значимых страницах истории страны и культурном достоянии малой Родины.

* умеет рассказать, что изображено на картине, о чём художник рассказал в картине; может определить и обосновать настроение и чувства картин


Содержание деятельности.

1 класс


Разделы

ВСЕГО

1

«Россия – моя Родина»

4

2

«Народные промыслы России»

24

3

«Образ матери»

2

4

«Мой город»

3

Итого:

33

2 класс


Разделы

ВСЕГО

1

Твой дом. Твоя семья.


8

2

Традиции семьи, традиции народа.


8

3

Праздники светские и духовные.


10

4

Народный костюм. Игры русского народа.


8

Итого:

34






3 класс


Разделы

ВСЕГО

1

Народный календарь и народные приметы.


8

2

Народные игрушки.


8

3

Народные праздники.


10

4

Народные промыслы. Ремёсла Московской области.


8

Итого:

34

4 класс


Разделы

ВСЕГО

1

История России. Наши предки – славяне.


8

2

Города России. Города большие и малые.


8

3

Москва и Московская область . История и современность.


10

4

Я и моя семья в истории и культуре России

8

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование.

1 класс


п/п

Названия разделов, количество часов

Тема

УУД

1

Россия - моя родина.- 4

«Я и Родина»

Л: Ценить и принимать базовые ценности. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм.

Р: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Определять план выполнения заданий на внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

П: Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию .

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Владеть предоставленной учителем и сверстниками информацией


К: Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в интерактивных играх .




Л: Ценить и принимать базовые ценности. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм.

Р: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Определять план выполнения заданий на внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

П: Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию .


К: Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в интерактивных играх .



2


«Богатство России»

3


«Наше государство – Российская Федерация»

4


«Москва – столица нашей Родины»

5

Народные промыслы России.- 24

«Наша хата утехами богата»

6


Художественные изделия из бересты.

7


Богородская резная игрушка.

8


Богородская резная игрушка

9


Абрамцево –кудринская ,или хотьковская , резьба по дереву.

10


Городецкая роспись

11


Русская матрешка

12


Хохломская роспись

13


Гжель

14


Скопинская керамика

15


Филимоновская игрушка

16


Дымковская игрушка

17


Жостовские подносы

18


Ростовская финифть

19


Великоустюжское черчение по серебру

20


Каслинское чугунное литье

21


Платки из Павловского Пасада

22


Вологодское кружево

23


Палехская лаковая живопись

24


Федоскинская лаковая живопись

25


Лаковая миниатюра Холуя

26


Торжокский золото швейный промысел

27


Холмогорская резьба

28


Русский народный костюм

29

Образ матери.- 2

Рассматривание репродукций с картин А. Дейнека «Мать» и Б. Кустодиева «Утро»

30


«Родимая сторона – мать»

31

Мой город. - 3

«Город, в котором я живу»

32



«Природа родного края»


«Праздник Победы»

33


Праздник «Добрым людям на заглядение»





















2 класс


№ п/п


Название раздела, количество часов.

Тема

УУД

1

Введение - 8

Что такое «народная культура»?

Л: Ценить и принимать базовые ценности.

Уважать народ, ценить свою Родину.

Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Р: Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Определять план выполнения заданий на внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.


П: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

Находить необходимую информацию.

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

К: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), в интерактивной игре.







можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

Находить необходимую информацию.

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

К: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), в интерактивной игре.


Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Определять план выполнения заданий на внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Корректировать выполнение задания в дальнейшем.


2

Твой дом. Твоя семья.

Пословицы, поговорки о доме, о семье.

3

Загадки.

4

Загадки о доме, о семье, о предметах быта.

5

Без хозяина дом сирота. Отец – кормилец дома, защитник дома.

6

Мама – заботница, мама – работница.

7

«Жили – были дед да баба»

8

Обобщающий урок – утренник «Каково в дому – таково и самому»

9

Традиции народа - 5

Традиции народа. Традиции семьи. Народные песни.

10


Русские народные песни (исторические, обрядовые, частушки).

11


Песни родного края. Концерт.

12


Скороговорки, считалки, потешки, пестушки.

13


Неигровой фольклор. Прибаутки, небылицы, стишки без конца, дразнилки, мирилки.

14

Праздники и подарки - 13

Празднование Нового года в России и за рубежом.

15

Что тебе подарить? Новогодние подарки семье и друзьям. Творч. мастерская.

16

Как вручить подарок. Практическое занятие.

17

Праздники светские и духовные. Проектирование.

18

Семейные праздники: дни рождения, памятные события.

19

«Вместе работаем – вместе веселимся». Урок-игра.

20

Юбилей бабушки и дедушки.

21

Школьные традиционные праздники. Урок- презентация.

22

Государственные праздники.

23

День защитников Отечества. Урок- спортивный праздник.

24

Международный женский день - 8 марта. Урок-утренник.

25

Церковный праздник – Пасха.

26

Пасхальные обряды, обычаи, игры и забавы. Урок - игра.

27

Народная одежда - 4

Народная одежда. Одежда повседневная и праздничная. Экскурсия.

28

Русский народный костюм.

29

Карельский народный костюм.

30

Виртуальная экскурсия в прошлое

31

Игры нашей улицы - 4

Игры нашей улицы. Урок – игра.

32


Народные игры. Обрядовые игры. Урок – игра.

33

Подготовка обобщающего урок «Что мы знаем» Урок-утренник.

34

Обобщающего урок «Что мы знаем» Урок-утренник.





































3 класс.

№ п/п


Название раздела, количество часов.

Тема

УУД

1

Природа и человек - 8

Народное отношение к природе.

Л: Ценить и принимать базовые ценности.

Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Р: Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.

Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.

Определять план выполнения заданий на внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.


П: Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,

а, иллюстрация и др.)

Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

К: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Критично относиться к своему мнению

Понимать точку зрения другого

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.


2

Времена года. Урок – исследование.

3

Народный календарь.

4

Народный календарь.

5

Народные приметы. Урок-конкурс.

6

Жизнь по народному календарю. Разработка проектов.

7

Урок – презентация.

8

. Игровая программа «Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит»

9

Народные игрушки - 8

Игрушка – моя подружка.

10

Русская народная игрушка

11

Русская народная игрушка

12

Русская народная игрушка

13

Русская народная игрушка

14

Глиняная игрушка из Лихославля. Экскурсия.

15

Игрушка – самоделка. Творческая мастерская.

16

Виртуальная экскурсия в музей народной игрушки.

17

Семейные праздники-10

Семейный праздник – Сочельник. Творческая мастерская.

18

Рождество. Традиции Рождества.

19


Масленица – поклонение Солнцу.

20

Гостевание и угощение на Масленицу.

21

Масленичная неделя.

Прощёное воскресение.

22

Накануне праздника. Обряды и обычаи Великого поста.

23

Накануне праздника.

24

Пасхальные обычаи и обряды. Роспись яиц.

25

Праздник «Пасха – светлое воскресение»

26

Троица. Обычаи и обряды Троицы.

27

Народные промыслы - 8

Народные промыслы. Вологодское кружево. Палех.

28

Народные промыслы. Жостово. Гжель.

29

Народные промыслы. Городец.

30

Народные промыслы. Хохлома.

31

Тверские народные промыслы. Вчера и сегодня.

32


Тверские народные промыслы. Вчера и сегодня.

33

Тверские народные промыслы. Экскурсия.

34

Урок – обобщение

























































4 класс.

№ п/п



Название раздела, количество часов.

Тема

УУД

1

История России. - 9

История России

Наши предки-славяне

Л: Ценить и принимать базовые ценности.

Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Р: Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

П: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

К: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Понимать точку зрения другого

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

2

Славянские боги и праздники

3

Древний Киев

4

Господин Великий Новгород

5

Крещение Руси

6

Древняя Москва. Урок – проектирование.

7

Презентация проекта «Древняя Москва»

8

Наши предки в далёком прошлом. Урок - конкурс.

9

Виртуальная экскурсия в Москву.

10

Московская область - 7

История возникновения Москвы.

11

История малых городов Московской губернии.

12

Родной город.

13

Сергиев Посад

14

Коломна

15

Иваново

16

Экскурсия в краеведческий музей.

17

Символы Московской области -

Флаг и герб Московской области.

18


Московская область: география, промышленность, с/х, население.

19


Московская: природа, экология.

20

Культура Московской области - 7

Московская область: культура.

21

Памятники культуры и истории в Москвы и области.

22

Художники о Москве

23

Москва в стихах.

24

Малоизвестные прозаики Московской области.

25

Москва театральная.

26

Конкурс презентаций.

27

Мое имя - 8

Я и моё имя.

28

Имя – ангел хранитель.

29

Моя родословная.

30

Моя родословная.

31

История Родины и история моей семьи.

32


Традиции семьи, традиции народа.

33

История и культура моей семьи – часть истории и культуры народа большой и малой Родины.

34

Праздник "Родина моя"












Описание учебно-методической и материально-технической обеспеченности.

  • Интерактивное оборудование и интернет – ресурсы в школе

  • Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

  • Экспозиционный экран.

  • Персональный компьютер с принтером.

  • Мультимедийный проектор.

  • Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

  • Стол учительский.

  • Шкафы для хранения учебников, дидактических материа­лов, пособий, учебного оборудования и пр.

  • Настенные доски для вывешивания иллюстративного мате­риала.


Учебно-методическая литература для учителя

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).

  • Федеральный образовательный стандарт. [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].

  • Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).

  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2 -х ч./ М.Ю. Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения).

  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).

  • Народные промыслы А.Киселёв.- «Белый Город»,2008

  • Народные Игры./Под ред.юИ Портных.М.:Ф.С,2000











Согласовано: Согласовано:

председатель ШМО учителей начальных классов зам. директора по УВР

_____________________Л.В.Максимова _________________Т.Ю. Силаева

Протокол № _______________________

«________»____________________2015г. «______»_________________2015г.






8