Людмила Михайловна
Иноземцева
учитель иностранных языков
(Lyudmila Inozemtseva)
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа №8 имени К.К. Рокоссовского»
Public school №8
[email protected]
54, Gertsena 1, Kursk, Russia (+79202613225)
Россия, Курск, ул. Герцена 1, 54
Основные проблемы преподавания иностранных языков в общеобразовательной школе.
(The main problems in teaching the foreign languages at school).
Foreign languages proficiency – владение иностранными языками
Absence of necessity – отсутствие необходимости
To increase the motivation – повышение мотивации
Develop communication skills – сформировать коммуникативные навыки
Studying letters and sounds – изучение букв и звуков
Extracurricular activity – внеурочная деятельность
The unified state examination – единый государственный экзамен
The low level of knowledge of the subject – низкий уровень владения предметом
The main state exam – основной государственный экзамен
The second foreign language – второй иностранный язык
В данной статье обсуждаются три основных вопроса. Во-первых, затрагивается вопрос о необходимости изучения иностранного языка во втором классе начальной школы. Во-вторых, говорится о введении обязательного единого экзамена по иностранному языку в одиннадцатом классе и о возможных последствиях. В-третьих, рассматриваются первые результаты преподавания второго иностранного языка в общеобразовательной школе. Красной нитью в статье просматривается вопрос о мотивации учащихся к изучению иностранных языков.
There are three main questions which are discussed in this article. The first one is the necessity of studying the foreign language at primary school. According to the researches there is a lack of teachers of the foreign languages at school that is why we face a lot of problems. The second question is about the unified state examination. In the nearest future it will become compulsory to all the graduates. From one hand it may help to increase the motivation but from the other it may reduce the number of students who are ready to enter the high school. And the last question is the studying of the second foreign language at school. Most of the pupils consider it unnecessary and too hard to study the second foreign language. The question is how to change their point of view and motivate them to learn with strong desire.
В настоящее время владение иностранными языками является одной из наиболее актуальных проблем в среднестатистической школе. Согласно последним исследованиям Россия стала 39-ой из 70 стран, вошедших в рейтинг владения английским языком, составленный компанией EF (Education First).[2] Она оказалась между Эквадором и Мексикой, попав в группу с низким уровнем владения английским с индексом 51,59. Что мешает овладеть английским языком в должной мере нашим ученикам? Давайте постараемся ответить на этот вопрос. Во-первых, отсутствие мотивации. Большинство школьников, участвовавших в анкетировании, на вопрос о значимости английского языка отвечали общими фразами, совершенно не отождествляя данный вопрос со своими личными задачами и целями. Наиболее часто встречающиеся ответы: «Я считаю, что необходимо изучать английский язык, потому что на нём разговаривают почти все страны…, …он может быть необходим для будущего». Зачастую приходиться слышать подобные утверждения: «Мне английский не пригодиться, зачем мне тратить своё время на изучение?..». Соответственно, своей первостепенной задачей я вижу именно в повышении мотивации детей к получению знаний и навыков овладения иностранными языками. В 21-ом веке не составляет особого труда даже школьникам младшего возраста найти интересующую их информацию. Моей целью является научить их работать с данной информацией.
Согласно Федеральному стандарту обучение иностранному языку в школе начинается со второго класса. Мне бы хотелось обсудить, насколько это актуально в данной ситуации, сложившейся в настоящее время. Согласно исследованиям РБК, нехватка учителей иностранного языка в школах составляет 39%.[1] Мне это известно не понаслышке, так как в моей школе всего 2 педагога на 550 учащихся. Подобная ситуация во многих школах нашей страны, и с каждым годом положение лишь усугубляется. Это приводит к тому, что классы не делят на подгруппы, соответственно на уроках у учителя нет возможности опросить каждого. Это приводит к тому, что становится очень тяжело сформировать коммуникативные навыки у ребёнка при отсутствии общения на иностранном языке на уроке. Очень маленький процент учеников младших классов имеет возможность повторить материал, пройденный на уроке, закрепление материала дома становится невозможным, а значит рассчитывать можно только на сам урок. А на уроке уже нет времени задействовать 20-30 учеников, при этом дисциплина порой оставляет желать лучшего: очень тяжело организовать даже обучающую игру, так как дети тут же начинают выяснять отношения, болтать друг с другом, и всё их внимание уже сосредоточено на других, не учебных процессах. Уже не редкость, когда родители вынуждены искать репетитора для своих детей по иностранному языку, начиная с младших классов. Насколько данная ситуация нормальна? Решить эту проблему, на мой взгляд, необходимо в ближайшее время, если мы желаем, чтобы владение иностранными языками стало нормой для наших выпускников. Решением может быть изменение рабочей программы и требуемых к освоению навыков в младшей школе. Во всех учебно-методическом комплексах, с которыми мне приходилось сталкиваться уделяется катастрофически мало времени на чистописание и изучение букв английского алфавита и звуков. Научно доказано, что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием речи и других умственных способностей ребёнка. Если мы взглянем на учебники по иностранному языку прошлых лет, то увидим множество заданий на обучение правописанию, а на изучение английского алфавита и звуков отводится до 70-80% занятий в первый год обучения во втором классе. В учебно-методическом комплексе, с которым работает моя школа, на изучение алфавита отводится лишь 3 урока, а звуки и правила чтения разбросаны по всем трём учебникам начальной школы.
Таким образом, существует ряд проблем, которые возможно решить при наличии необходимого количества квалифицированных и желающих работать преподавателей иностранного языка. Но, на данном этапе, в сложившихся обстоятельствах, на мой взгляд, актуально рассмотреть вопрос о преподавании иностранного языка в начальной школе в качестве факультатива или внеурочной деятельности. Это даст возможность перевести преподавание иностранного языка в игровую форму и не приведёт к тому, что уже в конце второго класса большинство учеников теряет интерес к обучению из-за сложности материала.
Второй вопрос не менее актуален, по моему мнению. Обязательность сдачи единый государственный экзамен по иностранному языку волнует большинство школьников и их родителей в последние годы, как только зашла речь о скором введении такового. Популярность данного экзамена не так велика. В этом учебном году на одном из пунктов, было заявлено всего пять выпускников для сдачи единого государственного экзамена по иностранному языку, при этом на устную часть явилось всего двое. Это говорит и сложности самого экзамена и о низком уровне владения предметом. В последние годы Министерство просвещения уже не ведёт речь о необходимости введения обязательно единого государственного экзамена по иностранному языку, а лишь обсуждает дату официального старта. На собственном опыте могу сказать, что это в первую очередь приведёт к тому, что количество учеников, поступающих в десятый класс заметно сократиться, так как знаний многих будущих выпускников будет недостаточно для того, чтобы успешно сдать экзамен. К примеру, в этом году двое из трёх учеников 9 класса нашей школы, изъявивших желание сдавать основной государственный экзамен по английскому языку, провалили экзамен. Возможно, предложить другое решение данной проблемы: ввести двойной экзамен на примере математики – базовый и профильный экзамены (для поступающих в профильные высшие учебные заведения). С другой стороны, обязательный экзамен по иностранному языку в одиннадцатом классе мотивирует учеников более ответственно подходить к обучению предмета.
Последний вопрос, который я хочу затронуть в данной статье – это вопрос преподавания второго иностранного языка в средней общеобразовательной школе. Хотя об этом речь велась довольно давно, для многих директоров школ это стало настоящим испытанием. В первую очередь это коснулось сельских школ и небольших городских школ. Зачастую второй язык преподаётся уже не так качественно из-за того, что и для самого преподавателя это второй иностранный язык, а не основной, который он изучал в высшем учебном заведении, да и классы поделить нет возможности из-за нехватки учительских кадров. Таким образом, лишь стойкая мотивация обучающегося может способствовать качественному приобретению навыков владения вторым иностранным языком. Для того чтобы выяснить, насколько мотивация сильна, я провела анкетирование среди учеников восьмых классов, приступивших к изучению французского как второго иностранного языка этом учебном году. В анкетировании участвовали 16 учеников, из них только двое утвердительно ответили на вопрос: «Нужен ли второй иностранный язык в современной школе?». Остальные считают, что «…особой необходимости нет, так как для изучения родного языка нет времени», «…второй язык для изучения нам не нужен, так как программа в школе и так довольно сложная», «…второй иностранный язык не обязателен для школьников, потому что и так трудно изучить один иностранный, а тут ещё и второй ввели». Эти ответы были самыми распространенными у опрошенных. Те немногие, кто ответил утвердительно, аргументировали свою точку зрению следующим образом: «…он может пригодиться, когда ты поедешь заграницу», «…считаю, что нужен, ибо в жизни пригодиться». Согласитесь, аргументы не слишком убедительные. Справедливости ради, хочу отметить, что и на вопрос: « Для чего необходимо знание иностранных языков в современном мире?» ответы были довольно стандартные. К примеру: «…чтобы люди были более образованными», «…для общения с иностранцами, для путешествий по миру, просто для самообразования». Но некоторые ученики подходят более ответственно к обучению. Это видно из их ответов: «…чтобы быть в курсе политических дел в других странах, для чтения книг и просмотра фильмов в оригинале, не теряя при переводе смысла, чтобы развивать свою речь и произношение», «…люди, наука идут вперёд, открываются новые технологии, люди переселяются из разных стран, и с ними надо общаться». Так почему современный школьник почти не стремится к изучению иностранных языков. Ответ кроется не только в сложности самого предмета, но и в том, что детям скучно на уроках, неинтересно. Для того чтобы разобраться, как изменить данную ситуацию, в анкете был сформулирован следующий вопрос: «Чего не хватает на уроках иностранного языка, чтобы заинтересовать именно Вас?» Почти во всех ответах говорилось о нехватке видео на уроках, а один ученик отличился оригинальностью: «…чтобы на урок привели носителя языка, который не говорит на русском, и будет всем нам урок». Следовательно, школьники в большинстве своём осознаёт свой низкий уровень владения иностранными языками, но изменить этого не желают, либо не имеют возможности. По итогам 2018-2019 учебного года в нашей школе лишь около 30% учеников приобрели первоначальные знания второго иностранного языка. Остальные имеют лишь смутное представление о том, что они проходили в течение всего года. Для меня как для учителя иностранных языков это настоящая проблема, но и вызов тоже. Для себя я должна ответить на главный вопрос, что необходимо изменить в школе, в системе образования, в подходе к изучению иностранных языков, чтобы наша страна могла гордиться своими гражданами, которые без ошибок владеют своим родным языком и без особых трудностей могут общаться на нескольких иностранных языках. В первую очередь, на мой взгляд, необходимо объединить усилия учителей, учеников и их родителей, и действовать сообща. В единстве наша сила.
Подводя итог своей статьи, хочу обобщить, с какими основными проблемами сталкивается преподаватель иностранных языков в современной школе. Во-первых, обучение иностранному языку, начиная со второго класса, в школе перестаёт быть актуальным в силу отсутствия преподавательских кадров и несоответствия учебных программ и реальным возможностям самих учеников. Во-вторых, введение обязательного единого государственного экзамена по иностранному языку в ближайшее время может быть возможным и безболезненным лишь при разделении данного экзамена на базовый и профильный уровни. И в-третьих, большинство учеников среднестатистической школы не считают второй иностранный язык необходимым предметом для изучения в общеобразовательной школе. По моему глубокому убеждению, необходимо в кротчайшие сроки обсудить данные вопросы на областном уровне и предложить решения данных проблем Министерству просвещения, если мы действительно желаем решить проблему и добиться того, чтобы наши выпускники могли свободно владеть несколькими иностранными языками, но не для того, чтобы покинуть страну, а для того, чтобы достойно представлять её на международной арене.
Список литературы:
www.pronedra.ru 27.02.2019 2:15
www. rbc.ru 03.11.2015 11:56