Урок математики. Класс 6-А, Д.
Тема: Основное свойство дроби.
Цели урока:
Познакомить с основным свойством дроби и научить применять его в преобразовании дробей.
Способствовать формированию самооценки учащихся. Формирование навыков взаимодействия друг с другом при работе в парах и группах.
воспитывать уважительное отношение друг к другу, аккуратность.
Ход урока
Организационный момент (приветствие учащихся).
- Здравствуйте! Давайте поприветствуем друг друга, улыбнёмся и начнём наш урок.
Мотивация урока.
- Ребята! Слово «дробь» имеет в русском языке много значений. В русской пляске выстукивают дробь каблуками, дробь есть и в патронташе у охотников. Вот послушайте-ка. Есть у латышского писателя Жана Гривы чудесная сказка о волшебной дробинке.
«Жил да был в дремучем лесу на берегу озера старый охотник. Из лесной чащи целыми стадами шли к озеру на водопой олени и лани, лебеди и гуси. Но у озера поджидали их хищные волки, рыси. Охотник охранял мирных птиц и зверей, а хищников он стрелял. Однажды у охотника закончилась дробь. Он отправился в город, вернулся, высыпал дробь из мешочка на стол. И вдруг – что за диво! Среди темных свинцовых дробинок блеснула одна - золотая! Стал старик набивать патроны, положил и волшебную дробинку. Глаза у него видели плохо, но дробинка сама показала – куда стрелять. Из ружья появилась радуга и угодила в коршуна, гнавшегося за лебедем. Так чудесная дробинка помогала охотнику, и всякий раз появлялась в кучке дроби снова».
- Давайте посмотрим: удастся ли вам сегодня получить свою волшебную дробинку при изучении темы.
3. Актуализация знаний.
В патронташе у охотника множество дробей. Посмотрим: умеете ли вы их различать?
На доске записаны дроби:
;
;
;
.
Учащимся задаются вопросы с целью подготовки к усвоению нового материала.
Прочитайте дроби
Что показывают числитель и знаменатель каждой дроби?
Выделите правильные и неправильные дроби.
Какой единичный отрезок лучше взять, чтобы изобразить на координатной прямой дроби:
4. Изучение нового материала. “Открытие” детьми нового.
1. Работа в парах.
Цель – подвести учащихся к самостоятельному выводу:
;
выражают одну и ту же величину, а, следовательно, они равны.
Практическая работа:
1. Сложите модель круга пополам, запишите дробь, которая обозначает 1 часть круга
2. Сложите еще раз пополам. Какие доли получились? Сколько четвертых долей в ½ круга? 3.Еще раз сложим пополам. Теперь какие доли? Сколько восьмых долей в ½ круга? 4. Запишите в тетрадях цепочку дробей, через запятую. Что интересного заметили? 5. Запишите следующие две дроби нашего ряда 6. Какой знак можно поставить вместо запятой? Поставьте знак = над запятой 7.Можно ли числитель и знаменатель умножить на 0? 8.Можно ли числитель и знаменатель разделить на 0? 9.Попробуем сформулировать свойство дроби
10.Прочитаем основное свойство дроби по учебнику
Запись на доске:
Обсуждение вопроса:
Как можно получить дроби
из дроби
?
Цель: Получение самостоятельного вывода о том, что это происходит
при умножении числителя и знаменателя дроби
на 2 и на 4. Учащиеся формулируют основное свойство дроби и убеждаются в правильности его (стр. 34, учебник)
Работа в группах
Цель: Поиск коллектива данного свойства в буквенном виде.
В
результате коллективного труда учащиеся выводят формулу
, с ≠ 0
Результаты работы на листках вывешиваются на доске и обсуждаются.
Значит, основное свойство дроби формулируется: «Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь».
5. Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.
6. Первичное закрепление изученного материала.
Цель: С помощью набора отработать навык приведения дробей к новому знаменателю и числителю.
Задание выполняется с комментированием.
а)
=
=
б)
в)
Цель: Показать важность данного задания в дальнейшем изучении действий с дробями: сравнивании, сложении и вычитании.
Пример:
Восстановить запись:
а)
б)
в)
г)
=
=
=
=
7. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой.
;
m=10 ;
;
8. Домашнее задание (разбирается вместе).
- Выучить основное свойство дроби, п.7. Решить № 191, 196, 209.
Как называется свойство дроби, которое сегодня узнали?
Сформулируйте основное свойство дроби.
Выставить оценки за работу на уроке
Творческое д/задание: Презентация «История дробей»
9. Итоги урока. Рефлексия.
Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.
Л. Н. Толстой
Как вы понимаете эти слова?
Оценим свою работу.
Покажи свое настроение по результатам работы на уроке.
Усвоили материал.
Были трудности.
Плохо усвоили.