СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Основные единицы синтаксиса.Словосочетание".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Основные единицы синтаксиса.Словосочетание".»


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области


«МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1»

Наро-Фоминский филиал




Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»




Цикловая методическая комиссия

Общеобразовательных, гуманитарных и естественно-научных дисциплин


ОУД. 01 Русский язык


1 курс, 2 семестр



Методическая разработка открытого

комбинированного занятия


по теме:


«Основные единицы синтаксиса. Словосочетание».














Составила: преподаватель – Савенкова Н.Н.






2022 год



Введение

Цели:

Образовательные:

- распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения, главное и зависимое слово; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова;

- выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях, синонимичные словосочетания;

- группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам;

- анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи;

- научиться проводить синтаксический разбор словосочетания.

Развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.

Воспитательные:

- содействовать воспитанию интереса к русскому языку;

- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;

- формировать навыки контроля и самоконтроля.

В результате освоения данной темы у студента должны формироваться следующие общие компетенции:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

  • ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции:

  • ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

  • ПК 4.6. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья

Методы обучения и технологии:

- технология сотрудничества;

- информационно-коммуникативная технология;

- здоровьесберегающая технология;

- развитие критического мышления.

Оснащение занятия:

  • на доске запись темы открытого занятия;

  • компьютер, проектор;

  • презентация по теме;

  • раздаточный материал;

  • карточки

Контролирующий материал:

  • раздаточный материал с упражнениями;

  • карточки



Общее время занятия – 2 часа.

Место проведения занятия: учебный кабинет колледжа «Русский язык и литература».



































Ход занятия


I. Организационная часть

Подготовка к занятию. Запись темы занятия в журнал. Отметить отсутствующих.


II. Проверка домашнего задания. 

1.Наличие домашнего задания

2.Разбор допущенных ошибок


III. Актуализация опорных знаний и контроль исходного уровня знаний студентов

В качестве эпиграфа к занятию возьмём слова известного английского драматурга, философа, прозаика, лауреата Нобелевской премии в области литературы Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».

-Как вы понимаете эти слова?

-Объясните постановку знаков препинания в данном предложении.
IV. Сообщение темы и цели занятия

На доске записать тему и план занятия, которые студенты переносят в рабочие тетради.

V. Работа по теме занятия.


1.Разбор основных единиц синтаксиса. Словосочетание

Заполнение таблицы коллективное.


Словосочетание

Простое предложение

Сложное предложение

Что называет

Отношения между явлениями

Событие

Отношения между событиями

Грамматическое значение

Отношения между словами (согласование, управление, примыкание)

Значение лица, времени, наклонения (предикативность)

Отношения между предикативными единицами

Строение

Не менее двух слов

Наличие одной предикативной единицы

Наличие двух и более предикативных единиц

Является ли единицей сообщения

Нет, не является

Одна единица сообщения

Одна единица сообщения


2.Работа над предложением.

Учащимся предлагается задание: выписать из предложения все возможные словосочетания:

Далеко в лесу огромном возле синих рек жил с детьми в избушке темной бедный дровосек.

- Какие сочетание слов нельзя было выписывать и почему?


3.Составление логической схемы «Словосочетание»

Составление схемы производится учащимися коллективно вместе с преподавателем, отвечая на наводящие вопросы.

Виды словосочетаний

Простые

Сложные

Именные

Глагольные

Объектные

Определительные

Объектные

Обстоятельственные

Синтаксически свободные

Синтаксически несвободные

С согласованием

С управлением  

С примыканием


4.Синтаксическая разминка.

Определите вид подчинительной связи. Выпишите из предложенных вариантов словосочетания: 1группа-именные, 2 группа-глагольные, 3 группа-наречные, один студент проводит орфографическую работу на доске.

Ч..тать книгу, сле..ка пр..к..снуться, га(л, лл)ереи и музеи, предл..жить помощь, очень хорош.., вчера и сегодня, к..сательная линия, (не)далеко от дома, с..деть прямо, слушать вн..мательно, не (по) летнему холодно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.

5.Определительный диктант. Определите смысловые отношения в словосочетаниях.

Шелковое платье, письмо отцу, гулять в лесу, по-летнему жарко, мой дом, сидя на стуле, второй вагон.

-К какому из записанных словосочетаний можно подобрать синонимичную конструкцию?

6.Работа с учебником. с.247-249.

7.Поисковая работа.

1. Найдите цельное (несвободное) словосочетание в данных ниже предложениях. Почему вы так думаете?

Мама беспокоилась о ребёнке. Сумерки спустились на землю. В сенях пахло свежим яблоком. Серёжа молчал пять минут.

2. Прочитайте, укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово и назовите вид словосочетаний.

Покупать шапку, шёлковое платье, очень весёлый, похожий на брата, выше сестры, четыре листа, очень громко, встретиться с друзьями, что-то смешное, стучать молотком, застрелить волка, пятый экземпляр, построить мост, уехать третьего июня, махнуть рукой, идти лесом, работать всю ночь, выйти из дома, встать из-за стола, отбежать от дерева, спускаться с горы, лежать на траве, гулять около леса, путешествовать в течение двух лет, выйти освежиться, пристально всматриваться, двери гостиницы, лошадь серого цвета, борода лопатой, носки из шерсти, банка из-под консервов, будка для сторожа, ночь перед боем, книга в переплёте, шуба на меху, заячьи следы, Алёшин пиджак, расчищенная дорожка, глаза навыкате, кофе по-турецки, желание учиться, красный от волнения, дружески заботливый, важный для всех, готовый к отъезду, по-праздничному весёлый, всегда серьёзный, что-то белое.

8.Синтаксический разбор словосочетания.

1.Выделить словосочетание из предложения. 2.Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому. 3.Указать вид синтаксической связи (сочинительная, подчинительная).4.Построить схему. 5.Определить вид словосочетания по главному слову (глагольное, именное или наречное) 6.Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). 7.Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (Чей? Какой? – определительные. Кого? Чего? Кому? Чему? – дополнительные. Куда? Как? Когда? Зачем?- обстоятельственные). 8.Определить вид словосочетания по слитности компонентов (свободное, несвободное).

9. Выполнение практических упражнений.

Чтобы выработать навык определения типов связи слов в словосочетаниях, выполните упражнения к уроку . Если возникнут затруднения, обращайтесь к своим записям, справочным материалам или к преподавателю.

Тренировочные упражнения по теме:

1. Определите способ связи и средства её выражения.

В поросших лугах, глядя из окна, к своим домам, быстро неслась, несколько книг, мой друг, кататься на коньках, какой-нибудь человек, играющий на улице, очень радуясь, четверо друзей, две тетради, её слова, откуда-то справа.

2. Выпишите из предложенных сочетаний слов те, которые не являются словосочетаниями.

Простояв на ветру, согласно пословице, идти по дороге, северный ветер, похожий на родителей, пусть светит, немного осталось, любой из нас, лампа горит, более доступный, каждый из друзей, сделать по-моему, что-то важное.

3. В каком ряду даны все словосочетания со связью согласование?

  1. падающий снег, любимая игрушка, кто-то из нас;

  2. разрисованная картина, любящие родители, развешанные на стенах;

  3. удивительная тишина, у твоего дома, вымытый пол;

  4. своё присутствие, некоторые наречия, придуманный мною.

4. В каком ряду даны все словосочетания со связью управление?

  1. образованный от наречия, каждый из присутствующих, нашёл среди цветов;

  2. увидеть из окна, любить жизнь, смотреть внимательно;

  3. оба пенсионера, тревога усиливалась, долго молчали;

  4. трое из нас, переходит через границу, смотреть вдаль;

5. В каком ряду даны все словосочетания со связью примыкание?

  1. вкратце изложить, работать молча, сомневаюсь в этом;

  2. откуда-то издалека, кофе по-турецки, яйцо вкрутую;

  3. говорить невпопад, два рубля, любуясь собою;

  4. сжечь дотла, говорить вполголоса, в пустую комнату.

6. Из предложения выпишите словосочетание со связью согласование:

Он пахал землю и тем задавал ей определённые габариты.

7. Из предложения выпишите словосочетание со связью управление:

Утренняя темнота скрывала детскую площадку.

8. Из предложения выпишите словосочетание со связью примыкание:

Недавно кто-то сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого.

9. Укажите, какой тип связи используется в словосочетании убирал приглаживая в предложении:

Приглаживая землю, человек убирал в ней все резкие грани, бугры, камни.

10. укажите, какой тип связи используется в словосочетании создавали «полосоньки» в предложении:

Хождения крестьянина за плугом, бороной не только создавали «полосоньки» ржи, но и ровняли границы леса, формировали его опушки.

11. укажите, какой тип связи используется в словосочетании такой отточенностью в предложении:

Такой же отточенностью обладают коньки на крышах деревенских северных изб.

Правильность выполнения упражнений сверяйте с ключом.

VI. Выдача задания для самостоятельной работы.

Карточка № 1 Игра «Третий лишний»

Среди словосочетаний отыскать «лишнее», т.е. то, в котором слова связаны иным видом связи, чем в других.

1. на вершинах гор

2. карабкались по склону

3. тихо падают

1. разбросал листья

2. к дремучему лесу

3. брызги дождя

1. мохнатые облака

2. быстро несутся

3. в густую чащу

1. шуршат под ногами

2. тихо перешептываются

3. выехать утром



Карточка № 2 Лингвистическая задача

- Ученик получил задание выписать из предложения словосочетания и сочетания слов. Он долго думал и решил, что в задании ошибка, ведь словосочетания и сочетания слов - это одно и то же! Помогите ему (мотивируйте свой ответ).

- А теперь отыщите в предложении словосочетания и сочетания слов.

Золотым дождем упадут листья на землю, зашуршат печально.

словосочетания

сочетания слов





Карточка № 3 Конструирование словосочетаний.

К данным словосочетаниям подберите синонимичные выражения. Укажите способы подчинительной связи в обоих случаях.

Осенние приметы, листья клены, парусная лодка, относиться с уважением, восторженно аплодировать, роман о приключениях, ожерелье из жемчуга, лунный свет, городские жители, вершины гор, взглянуть с негодованием –

Карточка № 4 Конструирование словосочетаний.

Составьте словосочетания, употребив заключённые в скобках слова в нужном падеже.

Удивляться (результаты), преклонение (талант), платить (квартира), упрекать (грубость), уверенность (победа), тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым), выйти (автобус, троллейбус), оплатить (проезд), заведовать (отделение), управляющий (филиал), обратить внимание (дисциплина), согласно (приказ, распоряжение)

Карточка № 5 «Тренинг начинающего редактора»

Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.

1) Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2) В журнале опубликована рецензия о книге. 3) Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4) По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5) Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6) Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7) Это был характерный ему почерк. 8) По завершению эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт. 9) Благодаря электрическим свойствам кремний — один из наиболее распространённых элементов в природе — широко применяют в радиотехнике. 10) На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города

VII. Итог занятия.

Каковы характерные признаки словосочетания? Для чего важны знания в области синтаксиса и пунктуации?

VII. Рефлексия.

В начале занятия мы говорили об успешности. Постарайтесь оценить свою работу на занятии, поставив себя на лестнице успеха.

VIII. Домашнее задание : с.247-249


Список использованной литературы

Основные источники:


  1. Рубцова Т.А. Русский язык : Учебник /Т.А. Рубцова, Т.А.Тришкина .- М.:ГЭОТАР-Медиа,2018.-384 с.

  2. Антонова, Е.С.   Русский язык : Учебник для сред.проф. образования/ (Е.С.Антонова, Т.М.Воителева). - М.: Академия, 2014. - 384с



Дополнительные  источники:


  1. Греков, В.С. Пособие по русскому языку в старших классах /В.С. Греков.- М.: ВШ, 2009. – 351с.

  2. Власенков, А.И., Рыбченкова Л. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 кл / (А.И.Власенков, Л. С. Рыбченкова). -М.:2009. - 342 с.

  3. Русский язык: учебник для студ. сред. учеб. заведений/ (Н.А.Герасименко, А.В. Канафьева, В.В. Леденева и др.) ; под ред. Н.А. Герасименко. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 496 с.

  4. Воителева, Т.М.   Русский язык: Сборник упражнений (гриф) : Учебное пособие для нач. и средн.проф. образования(гриф) / (Т.М.Воителева). - М.: Академия, 2012. - 224с.


Интернет-источники:

  1. www.wikipedia.org