Перспективный педагогический опыт
Создание системы изучения и внедрения более новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс является одним из самых главных задач института последипломного педагогического образования, методических служб, учебных заведений.
Если рассмотреть понятие передовой перспективный педагогический опыт - это результат творческой деятельности педагога с элементами новизны, направленный на реализацию актуальных задач обучения и воспитания.
Основными этапами изучения, обобщения и распространения опыта:
1. Подготовительный.
2. Изучение передового опыта.
3. Обобщение и анализ последствий изучения опыта.
4. Распространение передового перспективного опыта.
На практике различают три уровня передового педагогического опыта:
Научный уровень. Опыт противоречит существующей сложившейся практике. Он оказывается в принципиально новых закономерностях в организации учебно-воспитательного процесса и требует изменения учебных программ, учебников. Этот опыт можно характеризовать как новаторский.
Методический уровень. Раскрытие технологии опыта конкретной методической идеи, которая предусматривает внесение в педагогическую теорию существенно нового - метода, приема, средства обучения, принципиально нового типа пособий. Этот уровень не требует перестройки учебных планов, программ, учебников.
Практический уровень. Достижения педагогического мастерства, то есть безупречного, гибкого, целесообразного применения уже известного в педагогике и методике. Новизна в этом случае проявляется в деталях (удачно подобранные примеры, оригинально составлена система задач, четко налаженная система контроля за уровнем учебных постижений учащихся на всех этапах урока, система работы по развитию познавательных способностей учащихся в процессе реализации идей развивающего обучения и т.д.).
Несмотря на уровень опыта материалы обобщения перспективного педагогического опыта должны состоять из следующих составляющих:
1. Тема опыта работы.
2. Автор опыта или группа авторов, учебное заведение. Краткие сведения об авторе опыта.
3. Продолжительность функционирования опыта: длительный (более 3 лет) и кратковременный (меньше 3 лет).
4. Обоснование актуальности опыта и его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
5. Выделение научной основы опыта: научные теории, положения, разработки использует учитель или учебное заведение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
6. Какой передовой опыт использовал учитель и каким образом.
7. Новизна опыта (новое содержание, методы, формы, средства). Уровень новизны: творческий опыт, учитель-мастер, инновационный опыт.
8. Содержание опыта работы: система конкретных педагогических или управленческих действий, система средств, форм и методов работы. Постановка педагогического эксперимента и его результаты.
9. Учет в опыте работы психологических особенностей учеников.
10. Результативность работы по проблеме, сравнительный анализ результативности работы.
11. Наличие приложений и их целесообразность: конспекты уроков, сценарии внеклассных мероприятий, примеры контрольных заданий и дидактических материалов, и тому подобное.
12. Возможности и условия использования данного опыта в массовой педагогической практике.
Основные требования к оформлению материалов опыта.
Структура материалов перспективного педагогического опыта:
Титульный лист.
Содержание опыта.
Выписка из решения Совета городского методического центра управления образования (или педсовета школы).
Аннотация на опыт руководителя (методиста, заместителя директора, руководителя школьного методического объединения).
Модель организационно-педагогической деятельности учреждения образования (школа, методическая служба) относительно распространения перспективного педагогического опыта.
Характеристика на автора опыта (предоставляется администрацией учебного заведения).
Описание содержания опыта.
Приложение к опыту работы.
Основные требования к содержанию материалов перспективного педагогического опыта:
Структура содержания опыта:
1.Введение (краткое обоснование актуальности опыта, оценка современного состояния проблем, цель работы над проблемой, взаимосвязь с современными научными исследованиями, возможности педагогического опыта в устранении недостатков, затруднений, противоречий массовой педагогической практики).
2. Нормативно-правовая база (краткий обзор документов по проблеме).
3. Теоретическая основа опыта (короткий аннотированный обзор литературы).
4. Технология опыта включает в себя следующие компоненты:
обобщенные схемы (модели) реализации педагогических, идей в системе обучения;
формулировка ведущей идеи опыта (короткая выдержка из нормативного документа или теории по проблеме);
формулировка гипотезы педагогического исследования (прогнозируемые пути достижения результата, обоснования ценности опыта);
постановка целей и задач опыта;
раскрытие сущности опыта (краткое изложение информации по исследованию проблемы);
иллюстративный описание обобщений модели реализации исследуемой технологии (форм, методов, приемов).
5. Результативность опыта:
результаты анкетирования;
экспертная оценка урока (педагогической деятельности в целом) учителя родителями, педагогами, учениками.
результаты контрольных срезов по предмету;
результаты тестирования учащихся с целью изучения динамики реализации личностных качеств школьников (эмоциональная сфера, мотивы учебной деятельности, социальная сфера, познавательная, волевая сфера и т. д.);
уровень сформированности основных компетенций учащихся.
Результативность диагностической работы по изучению ППД оформляется в виде таблиц, диаграмм и с коротким аналитическим комментарием.
6. Выводы (размещаются на отдельном листе).
В выводах дают оценку результатам работы, раскрывающие возможности их использования, отмечают научную новизну и социальную ценность проблемы.
7. Рекомендации.
В рекомендациях определяют дальнейшие пути работы для более глубокого изучения проблемы, уделяя основное внимание предложениям по эффективному использованию результатов исследования. Рекомендации должны носить конкретный характер и быть полностью подтверждены данной работой. При необходимости рекомендации могут опираться на дополнительные материалы, приводятся в приложениях.
8. Список рекомендованной литературы по проблеме.
9. Требования к приложениям.
Приложения содержат материал, который необходим для раскрытия полноты опыта. В приложениях могут быть включены иллюстрации, дидактический материал, фотографии, описания методик, компьютерных программ, авторских программ вариативного компонента, индивидуальных программ для школьников по предмету, разработанных в процессе выполнения работы, творческие работы учащихся, а также таблицы, диаграммы, иллюстрирующие результативность опыта. Стоит обратить внимание на обязательное включение системы разработок уроков по определенной теме и внеклассных мероприятий, является мини-моделью, проекцией педагогических идей в системе обучения.
Оформленный передовой педагогический опыт имеет объективно оцениваться по следующим основным критериям:
• Актуальность и перспективность.
• Высокая результативность, стабильность показателей, оптимальность.
• Научная обоснованность, соответствие основным принципам, законам педагогической деятельности.
• Существование элементов новизны и оригинальности.
• Возможность творческого подражания опыта другими педагогами.
Именно от четкой организации этого дела зависит достижение устойчивых высоких результатов учебно-воспитательной работы педагогических коллективов по минимальной затраты усилий. Своевременно увидеть и по достоинству оценить оригинальное, новое и перспективное в работе учителя, создать благоприятные условия для внедрения его в практику - основное в деятельности учебного заведения и института последипломного педагогического образования.