СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные этапы развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основные этапы развития»

притча: - О чем эта притча? - Как вы думаете, какое она имеет отношение к теме нашего урока?

притча:

- О чем эта притча?

- Как вы думаете, какое она имеет отношение к теме нашего урока?

Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке. Уроки 4-6 10 б

Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.

Уроки 4-6

10 б

Проблема уроков: Проследить эволюцию развития гуманитарных знаний.

Проблема уроков:

Проследить эволюцию развития гуманитарных знаний.

План уроков : 1. Мифологическое сознание древнего человека. 2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира. 3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества». 4. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества.

План уроков :

1. Мифологическое сознание древнего человека.

2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира.

3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества».

4. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества.

1. Мифологическое сознание древнего человека. «Пытаясь охватить мир сегодняшний, мы черпаем из словаря, сложившегося в мире вчерашнем».  Антуан де Сент-Экзюпери. Ваше отношение к данному высказыванию?

1. Мифологическое сознание древнего человека.

  • «Пытаясь охватить мир сегодняшний, мы черпаем из словаря, сложившегося в мире вчерашнем».

Антуан де Сент-Экзюпери.

  • Ваше отношение к данному высказыванию?
1. Мифологическое сознание древнего человека. Да, когда-то науки философии еще не было. Но человечество уже было и любило мудрость. И сегодня мы читаем мудрые русские, французские, турецкие и другие сказки, пришедшие к нам из бездны времен, измеряемой не только тысячами, но и десятками тысяч лет.

1. Мифологическое сознание древнего человека.

  • Да, когда-то науки философии еще не было. Но человечество уже было и любило мудрость.
  • И сегодня мы читаем мудрые русские, французские, турецкие и другие сказки, пришедшие к нам из бездны времен, измеряемой не только тысячами, но и десятками тысяч лет.
1. Мифологическое сознание древнего человека. Так Колобок докатился до нас из той эпохи, когда только начиналось земледелие. И в сказке о нем тоже кроется философский вывод, пусть и простенький: как бы быстро ты ни умел уходить от бабушки с дедушкой, от медведя и волка, а лисья хитрость сильнее тебя.

1. Мифологическое сознание древнего человека.

  • Так Колобок докатился до нас из той эпохи, когда только начиналось земледелие.
  • И в сказке о нем тоже кроется философский вывод, пусть и простенький: как бы быстро ты ни умел уходить от бабушки с дедушкой, от медведя и волка, а лисья хитрость сильнее тебя.
1. Мифологическое сознание древнего человека. То золотое яичко, которое мышка хвостиком с лавки смахнула, а оно упало и разбилось, ученые выводят из древнейшего мифа о рождении Вселенной.

1. Мифологическое сознание древнего человека.

  • То золотое яичко, которое мышка хвостиком с лавки смахнула, а оно упало и разбилось, ученые выводят из древнейшего мифа о рождении Вселенной.
Давайте заглянем в далекое прошлое и познакомимся с представлениями древних мыслителей о человеке и обществе.

Давайте заглянем в далекое прошлое и познакомимся с представлениями древних мыслителей о человеке и обществе.

1. Мифологическое сознание древнего человека. Люди издавна пытались объяснить существование общества. И задавали следующие вопросы: Как возникает общество? Как оно развивается? Куда оно идет в своем развитии? Каковы его перспективы? Ответы на эти вопросы определялись уровнем развития конкретного общества. Иногда далекое прошлое человечества сравнивают с детством. В детстве же мы живем в сказочном мире, мире, создаваемом нашим воображением и фантазиями. Сказки, которые рассказывали нам взрослые, дали первое представление о добре и зле, о могучих силах и страстях, о человеке, об окружающем мире.

1. Мифологическое сознание древнего человека.

  • Люди издавна пытались объяснить существование общества. И задавали следующие вопросы:

Как возникает общество? Как оно развивается?

Куда оно идет в своем развитии? Каковы его перспективы?

  • Ответы на эти вопросы определялись уровнем развития конкретного общества. Иногда далекое прошлое человечества сравнивают с детством. В детстве же мы живем в сказочном мире, мире, создаваемом нашим воображением и фантазиями. Сказки, которые рассказывали нам взрослые, дали первое представление о добре и зле, о могучих силах и страстях, о человеке, об окружающем мире.
1. Мифологическое сознание древнего человека. Так и на ранних этапах развития человечества представления древних нашли свое отражение в мифах. Мифология - от греч. предание, сказание и слово, учение. Прочитайте следующие мифы и ответьте на вопрос: «О чем нам рассказывают мифы?»

1. Мифологическое сознание древнего человека.

  • Так и на ранних этапах развития человечества представления древних нашли свое отражение в мифах.
  • Мифология - от греч. предание, сказание и слово, учение.
  • Прочитайте следующие мифы и ответьте на вопрос: «О чем нам рассказывают мифы?»
1. Мифологическое сознание древнего человека. Таким образом, мифология - это исторически первая форма миропонимания, объяснения людьми общественной жизни. Прочитайте отрывок из книги «Мифы народов мира». Чем сказка отличается от мифа? Можно ли историческое предание отнести к разновидности мифа? Обоснуйте свой вывод.

1. Мифологическое сознание древнего человека.

  • Таким образом, мифология - это исторически первая форма миропонимания, объяснения людьми общественной жизни.
  • Прочитайте отрывок из книги «Мифы народов мира».
  • Чем сказка отличается от мифа?
  • Можно ли историческое предание отнести к разновидности мифа? Обоснуйте свой вывод.
1. Мифологическое сознание древнего человека. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений. Передавались от поколения к поколению духовные ценности: зачатки знаний, религиозные верования, политические взгляды, различные виды искусства и др. Таким образом, в мифологии выражается насущная потребность человека в осмыслении себя самого и окружающего мира. И эта потребность воплощается в многообразных фантастических картинах реального мира.

1. Мифологическое сознание древнего человека.

  • С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений. Передавались от поколения к поколению духовные ценности: зачатки знаний, религиозные верования, политические взгляды, различные виды искусства и др.
  • Таким образом, в мифологии выражается насущная потребность человека в осмыслении себя самого и окружающего мира. И эта потребность воплощается в многообразных фантастических картинах реального мира.
1. Мифологическое сознание древнего человека. В древних мифах о происхождении мира и людей наиболее часто выделяются две идеи: 1) идея творения - мир создан существом-богом; 2) идея развития - мир постепенно развивался из хаоса.

1. Мифологическое сознание древнего человека.

  • В древних мифах о происхождении мира и людей наиболее часто выделяются две идеи:

1) идея творения - мир создан существом-богом;

2) идея развития - мир постепенно развивался из хаоса.

1. Мифологическое сознание древнего человека. Основные тематические циклы мифов: - космогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества; - мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ; - эсхатологические мифы - мифы о «конце света», конце времен.

1. Мифологическое сознание древнего человека.

  • Основные тематические циклы мифов:

- космогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества;

- мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;

- эсхатологические мифы - мифы о «конце света», конце времен.

1. Мифологическое сознание древнего человека. Следовательно, на раннем этапе своего развития у людей наблюдается так называемое мифологическое сознание. Работая с п. 1 § 2, давайте выделим основные черты мифологического сознания и определим его особенности.

1. Мифологическое сознание древнего человека.

  • Следовательно, на раннем этапе своего развития у людей наблюдается так называемое мифологическое сознание.
  • Работая с п. 1 § 2, давайте выделим основные черты мифологического сознания и определим его особенности.
1. Мифологическое сознание древнего человека. Следовательно, на раннем этапе своего развития у людей наблюдается так называемое мифологическое сознание. Работая с п. 1 § 2, давайте выделим основные черты мифологического сознания и определим его особенности. Как вы считаете, сохраняется ли мифологическое сознание в современных условиях? Свой ответ аргументируйте.

1. Мифологическое сознание древнего человека.

  • Следовательно, на раннем этапе своего развития у людей наблюдается так называемое мифологическое сознание.
  • Работая с п. 1 § 2, давайте выделим основные черты мифологического сознания и определим его особенности.
  • Как вы считаете, сохраняется ли мифологическое сознание в современных условиях? Свой ответ аргументируйте.
2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира. Чтобы понять особенности мировоззрения индийцев, необходимо знать, как они представляли себе окружающий мир, какое место и роль отводили человеку в этом мире. Первыми письменными источниками прафилософии Древней Индии являются Веды - сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных формул и т. п. Считается, что Веды составлялись в первой половине I тысячелетия до н. э. Традиционно ведическая литература разделяется на несколько групп текстов.

2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира.

  • Чтобы понять особенности мировоззрения индийцев, необходимо знать, как они представляли себе окружающий мир, какое место и роль отводили человеку в этом мире.
  • Первыми письменными источниками прафилософии Древней Индии являются Веды - сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных формул и т. п. Считается, что Веды составлялись в первой половине I тысячелетия до н. э. Традиционно ведическая литература разделяется на несколько групп текстов.
2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира. Это прежде всего четыре Веды (буквально - ведение, отсюда и название всего периода и его письменных памятников); старейшая и важнейшая из них - Ригееда  (знание гимнов) - сборник гимнов, который формировался относительно длительное время и окончательно сложился в XII в. до н. э. Несколько позднее появляются Брахманы (с X в. до н. э. - руководства ведического ритуала, из которых важнейшее - Шатапатхабрахмана  (Брахмана ста путей). Конец ведического периода представлен Упанишадами  - философскими воззрениями индусов.

2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира.

  • Это прежде всего четыре Веды (буквально - ведение, отсюда и название всего периода и его письменных памятников); старейшая и важнейшая из них - Ригееда (знание гимнов) - сборник гимнов, который формировался относительно длительное время и окончательно сложился в XII в. до н. э. Несколько позднее появляются Брахманы (с X в. до н. э. - руководства ведического ритуала, из которых важнейшее - Шатапатхабрахмана (Брахмана ста путей). Конец ведического периода представлен Упанишадами - философскими воззрениями индусов.
2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира. В тексте Упанишад содержится упоминание, что для своего образования человек овладевает «...Ригведой, Яджурведой, Сама- ведой, Атхарваведой, Итихасой, Пуранами, Ведой Вед, правилами почитания предков, наукой чисел, искусством предсказаний, хронологией, логикой, правилами поведения, этимологией, наукой о священном знании, наукой о демонах, военной наукой, наукой о змеях и низших божествах».

2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира.

  • В тексте Упанишад содержится упоминание, что для своего образования человек овладевает «...Ригведой, Яджурведой, Сама- ведой, Атхарваведой, Итихасой, Пуранами, Ведой Вед, правилами почитания предков, наукой чисел, искусством предсказаний, хронологией, логикой, правилами поведения, этимологией, наукой о священном знании, наукой о демонах, военной наукой, наукой о змеях и низших божествах».
2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира. В VI-V вв. до н. э. в Индии возникает несколько философских школ, которые оказывают друг на друга несомненное влияние, сохраняя, однако, неповторимость. Это буддизм, джайнизм, санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта и др. Мировоззрение древнего индийца пронизывает глубокое ощущение живой Вселенной. Раздумья о бытии и мироздании нашли, пожалуй, наиболее полное отражение в «Гимне о сотворении мира». Он помещен в самой ранней из Вед - Рагведе (Веда гимнов) и создан, как считают ранее X в. до н. э.

2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира.

  • В VI-V вв. до н. э. в Индии возникает несколько философских школ, которые оказывают друг на друга несомненное влияние, сохраняя, однако, неповторимость. Это буддизм, джайнизм, санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта и др.
  • Мировоззрение древнего индийца пронизывает глубокое ощущение живой Вселенной. Раздумья о бытии и мироздании нашли, пожалуй, наиболее полное отражение в «Гимне о сотворении мира». Он помещен в самой ранней из Вед - Рагведе (Веда гимнов) и создан, как считают ранее X в. до н. э.
Сначала было «Нечто одно» - обладающее единственным свойством - неделимостью  Дыхание  Затем появилась Вселенная  Начало творению положило .жертвоприношение Космический великан Пуруша был разделен на части и стал источником жизни для всех живых существ  Мир Вселенной наполнен  животными людьми духами

Сначала было «Нечто одно» - обладающее единственным свойством - неделимостью

Дыхание

Затем появилась Вселенная

Начало творению положило .жертвоприношение Космический великан Пуруша был разделен на части и стал источником жизни для всех живых существ

Мир Вселенной наполнен

животными людьми духами

2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира. I место - мир богов - «пространство, где процветает райская жизнь». II ступень - мир людей, подчиняющийся строгой космической иерархии, которая отражалась в кастовой структуре Индии: • брахманы - мудрецы, толкователи Вед; • кшатрии - воины и правители; • вайши - класс земледельцев и скотоводов; • судры - слуги. III ступень -мир демонов, духов, животных и обитателей многочисленных адов. Не имеют права выбора и зависят от тех условий, в которые попали.

2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира.

  • I место - мир богов - «пространство, где процветает райская жизнь».
  • II ступень - мир людей, подчиняющийся строгой космической иерархии, которая отражалась в кастовой структуре Индии:

брахманы - мудрецы, толкователи Вед;

кшатрии - воины и правители;

вайши - класс земледельцев и скотоводов;

судры - слуги.

  • III ступень -мир демонов, духов, животных и обитателей многочисленных адов. Не имеют права выбора и зависят от тех условий, в которые попали.
Какое место занимали люди в этом мире?   Мир людей занимает среднее положение во Вселенной, поэтому люди имеют равный выбор и могут подняться до божественных высот или спуститься до адской жизни.

Какое место занимали люди в этом мире?

Мир людей занимает среднее положение во Вселенной, поэтому люди имеют равный выбор и могут подняться до божественных высот или спуститься до адской жизни.

2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира. По воззрениям древних индийцев человек, возникнув одновременно со всеми существами Вселенной, находится в постоянном изменении: деревья, птицы, реки, горы, сама земля, люди постоянно умирают и возрождаются. Поэтому центральными были идея вечного круговорота жизни и мысль о вечном духовном источнике. После смерти тела душа продолжает жить, вселяясь в тело родившегося существа (реинкарнация). Но какое тело избирает душа? От чего это зависит?

2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира.

  • По воззрениям древних индийцев человек, возникнув одновременно со всеми существами Вселенной, находится в постоянном изменении: деревья, птицы, реки, горы, сама земля, люди постоянно умирают и возрождаются. Поэтому центральными были идея вечного круговорота жизни и мысль о вечном духовном источнике.
  • После смерти тела душа продолжает жить, вселяясь в тело родившегося существа (реинкарнация). Но какое тело избирает душа? От чего это зависит?
2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира. Закон Кармы. С умма добрых и злых дел человека, полученная в предыдущих жизнях, определяет форму последующих рождений. Хорошая карма гарантирует удачное перерождение на Земле и жизнь будет протекать с минимальными страданиями. Скверная карма приведет к наихудшим условиям телесного существования. В новой жизни можно родиться рабом, животным, червяком, а то и придорожным камнем, принимающим на себя все удары тысяч ног как расплату за грехи прошлых лет. Причина твоих страданий в тебе самом, ты заслужил это своими поступками в прошлом.

2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира.

Закон Кармы.

  • С умма добрых и злых дел человека, полученная в предыдущих жизнях, определяет форму последующих рождений.
  • Хорошая карма гарантирует удачное перерождение на Земле и жизнь будет протекать с минимальными страданиями.
  • Скверная карма приведет к наихудшим условиям телесного существования. В новой жизни можно родиться рабом, животным, червяком, а то и придорожным камнем, принимающим на себя все удары тысяч ног как расплату за грехи прошлых лет.
  • Причина твоих страданий в тебе самом, ты заслужил это своими поступками в прошлом.
2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира. Работа с раздаточным материалом. Что вы узнали о Буддизме?

2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира.

  • Работа с раздаточным материалом.
  • Что вы узнали о Буддизме?
3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества». Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. Существует множество философских школ. Познакомимся с некоторыми из них. Работа по группам, с дополнительным материалом, учебником и интернет-ресурсами.

3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества».

  • Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. Существует множество философских школ.
  • Познакомимся с некоторыми из них.
  • Работа по группам, с дополнительным материалом, учебником и интернет-ресурсами.
4. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества. Когда у людей в силу развития общества появляется нужда в строгой логике, это означает, что время мифов пришло к концу, что наступает время науки, что философская картина мира должна заменить мифологическую.

4. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества.

  • Когда у людей в силу развития общества появляется нужда в строгой логике, это означает, что время мифов пришло к концу, что наступает время науки, что философская картина мира должна заменить мифологическую.
4. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества. Философское мировоззрение имеет следующие особенности: 1. Опора не на фантазию, а на знания. 2. Переход от восприятия мира в форме образов к его отражению в форме понятий. 3. В мифах и религиозных сказаниях истина сообщается, а в философии познается. 4. Ориентир не на авторитет и традицию, не на слепую веру, не апелляцию к сверхъестественным силам, а свободное, основанное на принципах разума, критическое осмысление мира и человеческой жизни.

4. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества.

  • Философское мировоззрение имеет следующие особенности:

1. Опора не на фантазию, а на знания.

2. Переход от восприятия мира в форме образов к его отражению в форме понятий.

3. В мифах и религиозных сказаниях истина сообщается, а в философии познается.

4. Ориентир не на авторитет и традицию, не на слепую веру, не апелляцию к сверхъестественным силам, а свободное, основанное на принципах разума, критическое осмысление мира и человеческой жизни.

4. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества. Работая с раздаточным материалом заполните таблицу: Вопрос Философ Гесиод Из чего произошел мир?  Анаксимандр  Как возник мир?  Анаксимен  Как возникли небесные тела?

4. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества.

  • Работая с раздаточным материалом заполните таблицу:

Вопрос

Философ

Гесиод

Из чего произошел мир?

Анаксимандр

Как возник мир?

Анаксимен

Как возникли небесные тела?

4. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества. Сравните воззрения Платона и Аристотеля. Раздаточный материал.

4. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества.

  • Сравните воззрения Платона и Аристотеля. Раздаточный материал.
Ответим на вопросы : Каковы особенности мифологического сознания людей древности?  Проанализируйте взгляды философов Древней Индии. Проанализируйте взгляды философов Древнего Китая. Почему буддизм называют атеистической религией? В чем проявилась созерцательность даосизма? Какие нормы социальной жизни провозгласило конфуцианство? Почему Аристотель, который являлся учеником Платона, в свое время произнес фразу: «Платон мне друг, но истина дороже»? В каком из идеальных государств: Платона или Аристотеля вы бы хотели жить? Свой выбор обоснуйте. Что их объединяет, а что различает?

Ответим на вопросы :

  • Каковы особенности мифологического сознания людей древности?
  • Проанализируйте взгляды философов Древней Индии.
  • Проанализируйте взгляды философов Древнего Китая.
  • Почему буддизм называют атеистической религией?
  • В чем проявилась созерцательность даосизма?
  • Какие нормы социальной жизни провозгласило конфуцианство?
  • Почему Аристотель, который являлся учеником Платона, в свое время произнес фразу: «Платон мне друг, но истина дороже»?
  • В каком из идеальных государств: Платона или Аристотеля вы бы хотели жить? Свой выбор обоснуйте.
  • Что их объединяет, а что различает?
Заполните таблицу Развитие знаний об обществе Источник теории Основные положения Мифы древности  Древнеиндийские Веды  Даосизм  Конфуцианство  Платон  Аристотель

Заполните таблицу

  • Развитие знаний об обществе

Источник теории

Основные положения

Мифы древности

Древнеиндийские Веды

Даосизм

Конфуцианство

Платон

Аристотель

Домашнее задание §2, вопросы и задания .

Домашнее задание

§2, вопросы и задания .