притча:
- О чем эта притча?
- Как вы думаете, какое она имеет отношение к теме нашего урока?
Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.
Уроки 4-6
10 б
Проблема уроков:
Проследить эволюцию развития гуманитарных знаний.
План уроков :
1. Мифологическое сознание древнего человека.
2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира.
3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества».
4. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества.
1. Мифологическое сознание древнего человека.
- «Пытаясь охватить мир сегодняшний, мы черпаем из словаря, сложившегося в мире вчерашнем».
Антуан де Сент-Экзюпери.
- Ваше отношение к данному высказыванию?
1. Мифологическое сознание древнего человека.
- Да, когда-то науки философии еще не было. Но человечество уже было и любило мудрость.
- И сегодня мы читаем мудрые русские, французские, турецкие и другие сказки, пришедшие к нам из бездны времен, измеряемой не только тысячами, но и десятками тысяч лет.
1. Мифологическое сознание древнего человека.
- Так Колобок докатился до нас из той эпохи, когда только начиналось земледелие.
- И в сказке о нем тоже кроется философский вывод, пусть и простенький: как бы быстро ты ни умел уходить от бабушки с дедушкой, от медведя и волка, а лисья хитрость сильнее тебя.
1. Мифологическое сознание древнего человека.
- То золотое яичко, которое мышка хвостиком с лавки смахнула, а оно упало и разбилось, ученые выводят из древнейшего мифа о рождении Вселенной.
Давайте заглянем в далекое прошлое и познакомимся с представлениями древних мыслителей о человеке и обществе.
1. Мифологическое сознание древнего человека.
- Люди издавна пытались объяснить существование общества. И задавали следующие вопросы:
Как возникает общество? Как оно развивается?
Куда оно идет в своем развитии? Каковы его перспективы?
- Ответы на эти вопросы определялись уровнем развития конкретного общества. Иногда далекое прошлое человечества сравнивают с детством. В детстве же мы живем в сказочном мире, мире, создаваемом нашим воображением и фантазиями. Сказки, которые рассказывали нам взрослые, дали первое представление о добре и зле, о могучих силах и страстях, о человеке, об окружающем мире.
1. Мифологическое сознание древнего человека.
- Так и на ранних этапах развития человечества представления древних нашли свое отражение в мифах.
- Мифология - от греч. предание, сказание и слово, учение.
- Прочитайте следующие мифы и ответьте на вопрос: «О чем нам рассказывают мифы?»
1. Мифологическое сознание древнего человека.
- Таким образом, мифология - это исторически первая форма миропонимания, объяснения людьми общественной жизни.
- Прочитайте отрывок из книги «Мифы народов мира».
- Чем сказка отличается от мифа?
- Можно ли историческое предание отнести к разновидности мифа? Обоснуйте свой вывод.
1. Мифологическое сознание древнего человека.
- С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений. Передавались от поколения к поколению духовные ценности: зачатки знаний, религиозные верования, политические взгляды, различные виды искусства и др.
- Таким образом, в мифологии выражается насущная потребность человека в осмыслении себя самого и окружающего мира. И эта потребность воплощается в многообразных фантастических картинах реального мира.
1. Мифологическое сознание древнего человека.
- В древних мифах о происхождении мира и людей наиболее часто выделяются две идеи:
1) идея творения - мир создан существом-богом;
2) идея развития - мир постепенно развивался из хаоса.
1. Мифологическое сознание древнего человека.
- Основные тематические циклы мифов:
- космогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества;
- мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;
- эсхатологические мифы - мифы о «конце света», конце времен.
1. Мифологическое сознание древнего человека.
- Следовательно, на раннем этапе своего развития у людей наблюдается так называемое мифологическое сознание.
- Работая с п. 1 § 2, давайте выделим основные черты мифологического сознания и определим его особенности.
1. Мифологическое сознание древнего человека.
- Следовательно, на раннем этапе своего развития у людей наблюдается так называемое мифологическое сознание.
- Работая с п. 1 § 2, давайте выделим основные черты мифологического сознания и определим его особенности.
- Как вы считаете, сохраняется ли мифологическое сознание в современных условиях? Свой ответ аргументируйте.
2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира.
- Чтобы понять особенности мировоззрения индийцев, необходимо знать, как они представляли себе окружающий мир, какое место и роль отводили человеку в этом мире.
- Первыми письменными источниками прафилософии Древней Индии являются Веды - сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных формул и т. п. Считается, что Веды составлялись в первой половине I тысячелетия до н. э. Традиционно ведическая литература разделяется на несколько групп текстов.
2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира.
- Это прежде всего четыре Веды (буквально - ведение, отсюда и название всего периода и его письменных памятников); старейшая и важнейшая из них - Ригееда (знание гимнов) - сборник гимнов, который формировался относительно длительное время и окончательно сложился в XII в. до н. э. Несколько позднее появляются Брахманы (с X в. до н. э. - руководства ведического ритуала, из которых важнейшее - Шатапатхабрахмана (Брахмана ста путей). Конец ведического периода представлен Упанишадами - философскими воззрениями индусов.
2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира.
- В тексте Упанишад содержится упоминание, что для своего образования человек овладевает «...Ригведой, Яджурведой, Сама- ведой, Атхарваведой, Итихасой, Пуранами, Ведой Вед, правилами почитания предков, наукой чисел, искусством предсказаний, хронологией, логикой, правилами поведения, этимологией, наукой о священном знании, наукой о демонах, военной наукой, наукой о змеях и низших божествах».
2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира.
- В VI-V вв. до н. э. в Индии возникает несколько философских школ, которые оказывают друг на друга несомненное влияние, сохраняя, однако, неповторимость. Это буддизм, джайнизм, санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта и др.
- Мировоззрение древнего индийца пронизывает глубокое ощущение живой Вселенной. Раздумья о бытии и мироздании нашли, пожалуй, наиболее полное отражение в «Гимне о сотворении мира». Он помещен в самой ранней из Вед - Рагведе (Веда гимнов) и создан, как считают ранее X в. до н. э.
Сначала было «Нечто одно» - обладающее единственным свойством - неделимостью
Дыхание
Затем появилась Вселенная
Начало творению положило .жертвоприношение Космический великан Пуруша был разделен на части и стал источником жизни для всех живых существ
Мир Вселенной наполнен
животными людьми духами
2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира.
- I место - мир богов - «пространство, где процветает райская жизнь».
- II ступень - мир людей, подчиняющийся строгой космической иерархии, которая отражалась в кастовой структуре Индии:
• брахманы - мудрецы, толкователи Вед;
• кшатрии - воины и правители;
• вайши - класс земледельцев и скотоводов;
• судры - слуги.
- III ступень -мир демонов, духов, животных и обитателей многочисленных адов. Не имеют права выбора и зависят от тех условий, в которые попали.
Какое место занимали люди в этом мире?
Мир людей занимает среднее положение во Вселенной, поэтому люди имеют равный выбор и могут подняться до божественных высот или спуститься до адской жизни.
2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира.
- По воззрениям древних индийцев человек, возникнув одновременно со всеми существами Вселенной, находится в постоянном изменении: деревья, птицы, реки, горы, сама земля, люди постоянно умирают и возрождаются. Поэтому центральными были идея вечного круговорота жизни и мысль о вечном духовном источнике.
- После смерти тела душа продолжает жить, вселяясь в тело родившегося существа (реинкарнация). Но какое тело избирает душа? От чего это зависит?
2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира.
Закон Кармы.
- С умма добрых и злых дел человека, полученная в предыдущих жизнях, определяет форму последующих рождений.
- Хорошая карма гарантирует удачное перерождение на Земле и жизнь будет протекать с минимальными страданиями.
- Скверная карма приведет к наихудшим условиям телесного существования. В новой жизни можно родиться рабом, животным, червяком, а то и придорожным камнем, принимающим на себя все удары тысяч ног как расплату за грехи прошлых лет.
- Причина твоих страданий в тебе самом, ты заслужил это своими поступками в прошлом.
2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира.
- Работа с раздаточным материалом.
- Что вы узнали о Буддизме?
3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества».
- Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. Существует множество философских школ.
- Познакомимся с некоторыми из них.
- Работа по группам, с дополнительным материалом, учебником и интернет-ресурсами.
4. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества.
- Когда у людей в силу развития общества появляется нужда в строгой логике, это означает, что время мифов пришло к концу, что наступает время науки, что философская картина мира должна заменить мифологическую.
4. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества.
- Философское мировоззрение имеет следующие особенности:
1. Опора не на фантазию, а на знания.
2. Переход от восприятия мира в форме образов к его отражению в форме понятий.
3. В мифах и религиозных сказаниях истина сообщается, а в философии познается.
4. Ориентир не на авторитет и традицию, не на слепую веру, не апелляцию к сверхъестественным силам, а свободное, основанное на принципах разума, критическое осмысление мира и человеческой жизни.
4. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества.
- Работая с раздаточным материалом заполните таблицу:
Вопрос
Философ
Гесиод
Из чего произошел мир?
Анаксимандр
Как возник мир?
Анаксимен
Как возникли небесные тела?
4. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества.
- Сравните воззрения Платона и Аристотеля. Раздаточный материал.
Ответим на вопросы :
- Каковы особенности мифологического сознания людей древности?
- Проанализируйте взгляды философов Древней Индии.
- Проанализируйте взгляды философов Древнего Китая.
- Почему буддизм называют атеистической религией?
- В чем проявилась созерцательность даосизма?
- Какие нормы социальной жизни провозгласило конфуцианство?
- Почему Аристотель, который являлся учеником Платона, в свое время произнес фразу: «Платон мне друг, но истина дороже»?
- В каком из идеальных государств: Платона или Аристотеля вы бы хотели жить? Свой выбор обоснуйте.
- Что их объединяет, а что различает?
Заполните таблицу
- Развитие знаний об обществе
Источник теории
Основные положения
Мифы древности
Древнеиндийские Веды
Даосизм
Конфуцианство
Платон
Аристотель
Домашнее задание
§2, вопросы и задания .