СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные этапы жизни и творчества А.А.Ахматовой.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основные этапы жизни и творчества А.А.Ахматовой.»

Автор: Степанова Любовь Джуманиязовна


Предмет: Литература


Класс: 11


Учебник: «Русская литература XX в. I часть»


Авторы: В.Чалмаев, С.Зинин, стр. 232-250




Тема: Основные этапы жизни и творчества А.А.Ахматовой.


Цель: 1) познакомить учащихся с основными этапами биографии и творчества


А.А.Ахматовой; выяснить, выявить основные мотивы ранней лирики


Ахматовой и лирики позднего периода.


  1. научить учащихся сопоставлению двух этапов творчества поэтессы.


  1. воспитание в детях любви к Родине, сострадания к людям на


приме­ре жизни поэтессы.

Эпиграф к уроку.


Поэты не рождаются случайно


Они летят на землю с высоты,


Их жизнь окружена глубокой тайной


Хотя они открыты u просты.


И. Тальков


Ход урока.


  1. Организационный момент.


  1. Слово учителя.


Ребята, сегодня мы c вами познакомимся с основными этапами

жизни и творчества А.А.Ахматовой, общепризнанного классика

мировой литературы.


Задача урока заключается в следующем: выяснить каковы мотивы


ранней лирики и лирики позднего периода, сопоставив их.


B рамках знакомства с поэзией Серебряного века мы очень кратко


говорили об А.А.Ахматовой.

Учитель: - Вспомните, к какому поэтическому течению

принадлежа­ла поэтесса, кто был ее единомышленником?

III. Объяснение нового материала.

Учитель: - А.А.Ахматова прожила долгую поэтическую жизнь.


Это был необыкновенно талантливый, красивый, цельный и


скромный человек. Она явилась через 90 лет после рождения


А.С.Пушкина. Вот как она пишет o себе в воспоминаниях


(автобиографии).

Сообщение ученика: « Коротко o себе » (А.А.Дергунова ).

Учитель: А в 18 лет Ахматова стала знаменитой. Первая книга лирики

« Вечер » вышла маленьким тиражом (300 экз.), но была сразу замечена

Однако слава пришла к ней со второй книгой « Четки ». О ней

заговорили, как о мастере любовной лирики.

Ученик: 21. Ночь. Понедельник.


Очертанье столицы во мгле.


Сочинил же какой-то бездельник,

Что бывает любовь на земле.


И от лености или от скуки

Все поверили, так u живут:

Ждут свиданий, боятся разлуки


И любовные песни поют.


Но иным открывается тайна,


И почнет на них тишина...


Я на это наткнулась случайно


И с тех пор все как будто больна.

Учитель: - Да, Ахматова – признанный мастер любовной лирики. В ее

стихах есть герои она и он, их психологические портреты, история

отношений, сюжеты чувств. И неизменно – нераз­деленность чувства,

разлука, « невстреча ». B лирике Ахма­товой представлен целый мир

женской души, страстной, нежной и гордой. Но в то же время в

стихотворениях юной Анны чаще всего дан миг прощания, рaзрыва.

Иногда сти­хи похожи на короткие сценки – финалы повестей любви. В этом

скaзывaлись личные переживания поэтессы:


Ученик: Сжала руки под темной Вуалью


« Отчего ты сегодня бледна? »


- От того, что я терпкой печaлью


Напоила его допьяна.


Как забуду? Он вышел, шатаясь,


Искривился мучительно рот...


Я сбежала, пepил не касаясь,


Я бежала за ним до ворот.


Задыхаясь, я крикнула:« Шутка


Все, что было. Уйдешь, я умру »


Улыбнулся спокойно и жутко


И сказал мне: « Не стой на ветру ».


- Поворотным моментом в творческой биографии А.Ахматовой стал


вышедший в 1917 году сборник стихов « Белая стая ». В поэзию Анны


вошла еще одна любовь – к родной земле, к Родине, к России, c


большой силой проявляется тревога за судьбу Родины. Вот как она об


этом пишет:


Молитва.


Дай мне горькие слезы недуга,


Задыханья, бессонницу, жар,


Отыми и ребенка, u друга,


И таинственный песенный дар –


Так молюсь за твоей литургией


После стольких томительных дней,


Чтобы туча над темной Россией


Стала облаком в славе лучей.


1915 г. Духов день.

Сообщение учащегося o стихотворениях: « Мне голос был» 1917г. и

« Не c теми я...» 1919г.

(Прослушивание стихотворений в грaмзаписи.)

Учитель: Со стихотворения « Мне голос был »... так или иначе началось

страшное одиночество Ахматовой, сопровождавшее ее всю жизнь. Сначала

она потеряла любовь своего мужа, Николая Гумилева, a Потом в 1921

году по обвинению в контрреволюционном заговоре был арестован

и вскоре расстрелян.


B начале 20-x годов сталинских репрессий появились статьи, поло­жившие начало травле Ахматовой.


Ученик: B дневниковых записях Ахматова писала: « После моих вечеров в


Москве (весна 1924) состоялось постановление o прекращении моей


литературной деятельности. Меня перестали печатать в журналах и


альманахах, приглашать на литературные вечера. Я встретила на Невском


М.Шагинян. Она сказала: «Вот вы какая важная особа: O вас было


постановление ЦК Первым – в отличие от Второго, вышедшего в 1946 году,


когда тоже было решено (негласно) не арестовывать, но и не печатать.


Учитель: B 1935 году волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову. Был


арестован ее единственный сын, Лев Гумилев. Ахматова прилагала все


усилия, чтобы вызволить из неволи, спасти от гибели. Она писа­ла Сталину и


другим высокопоставленным лицам.


« Муж в могиле, сын в тюрьме


Помолитесь обо мне », - писала А.Ахматова Он был арестован, вскоре освобожденный,он вновь был арестован.


Во время войны воевал на фронте до победного конца, а в 1949 году


его посадили в третий раз и лишь в мае 1956года он оказался на


свободе.


Ученик: C 1922 года ее перестали публиковать и в течении 18 лет она не


имела возможности появиться в печати. Но период вынужденного мол­чания


оказался чрезвычайно интенсивным. Она занималась перевода­ми, уходит в


пушкинистику, пишет поэму — панихиду


«Путем всея земли». Но главным творческими гражданским достижением


Ахма­товой в 30 – e годы был «Реквием», посвященный годам большого


террора, это памятник народной трагедии.


(Прослушивание в записи поэмы « Реквием »).

Учитель: 5 лет c перерывами создавалась эта поэма нечеловеческих

условиях. Основные мотивы поэмы – память, горечь забвения, немысли­мость

жизни и невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы,

креста.


B конце 30 – х годов она принимается за наиболее обширный


поэтический труд своей жизни – «Поэму без героя». Создание поэмы


растянулось на многие годы. Помешала война.


Ученик: B годы Великой Отечественной войны Ахматова видит свое


предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить


судьбу своей страны.


B 40 - e годы поэтессы наблюдается стремление к историзму, выход


за рамки личных, любовных, камерных мотивов. Ахматова


почувствовала настоящую потребность быть со своим народом в


часы тяже­лейших испытаний. B первый месяц после начала войны


было напи­сано ее известное стихотворение « Клятва », а в феврале 1942


г. в печати появляется « Мужество ».

И та, что сегодня прощается c милым, -

Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянемся, клянемся могилой,

Что нас покориться никто не

заставит!


Тогда эти стихи знали все.

Учитель: В военных стихах А.А.Ахматова остается собой: наиболее

пронзи­тельными В этом цикле становятся плачи – причитания по питерс­Ким

сиротам, по блокадникам Ленинграда, по солдатам, в кото­рых автор видит

не столько героев, сколько гибнущих мальчиков:

Сзади Нарвские были ворота,

Впереди была только смерть...

Так советская шла nexoma



Прямо в желтые жерла «Берт».


Вот о вас и напишут книжки:



« Жизнь свою за друга своя »,


Незатейливые парнишки

Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,


-Внуки, братики, сыновья!


Ученик: B послевоенное десятилетие продолжается работа над « Поэмой


без героя ». Это произведение — o прошлом и настоящем. Произведение


трагедийное, но скрашивается оптимизмом финала, который воспевает человеческие: стойкость, гуманизм, сострадание. Тяжелое, горестное


и страшное время, пережитое Россией и ее народом, пре­образилось в


«Поэме» в прекрасные поэтические строки.


Время c конца 50 — x годов —самое благополучное в судьбе


А.А.Ахматовой. Ее стихи печатаются, издаются книги, она


известна в зарубежных и эмигрантских изданиях, ее творчество


изучается. Мировое признание успевает достичь ее: в 1964 году


она едет получать премию — в Италию (Этна Таормина), в 1965


году — в Англию, где ей присуждена почетная докторская


степень.


B последние годы, чтобы заработать на жизнь, А.А.Ахматова


вынуждена была заниматься переводами в огромном


количестве, хотя не чувствовала в себе переводческого призвания


и не слишком любила эту работу.


По-прежнему у нее нет собственной квартиры. Она живет либо


y своей падчерицы, либо y знакомых:

Пусть даже вылета мне нет

Из стаи лебединой...


Увы! лирический поэт


Обязан быть мужчиной,


Иначе все пойдет вверх дном


До часа расставанья


И сад – не сад, u дом не дом,


Свиданье – не свиданье.


B 1966 году 5 марта А.А.Ахматова умерла в Домодедово, под

Москвой, похоронена в Комарове, близ Петербурга.

Подведение итогов урока.

  • Итак, ребята, как вы думаете, какова главная тема ранней лирики

поэтессы?


  • Какова основная тематика поэзии позднего периода?


  • Какие духовные и нравственные приобретения вы для себя сделали?

Работа в тетрадях.


Задание: 1) Записать в тетрадях основные этапы жизни и творчества


А.А.Ахматовой в виде плана.


  1. Чтение плана.


  1. Сравнить c записями на доске (на обратной стороне запись


  1. учителем плана).


Прослушивание учащимися записи стихотворений А.А.Ахматовой,



исполненных автором.