Эссе на тему: «Основные физические качества человека»
Содержание
1. Введение………………………………………………………..3
2. Основные физические качества человека……………………3
3. Заключение…………………………………………………….6
4. Список использованной литературы…………………………7
Введение
Тема здоровья в наше время становится всё более актуальной. Разные авторы предлагают свои списки и последовательности факторов, влияющих на здоровье человека. Единогласно они высказываются лишь за то, что на первом месте в этом списке должен стоять образ жизни человека. В свою очередь, здоровый образ жизни подразумевает, прежде всего, двигательную активность человека. Ещё в древности мыслители вывели постулат: «Движение- это жизнь». Двигательная активность является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Процесс двигательной активности подразумевает решение определённых двигательных задач. Человек будет иметь возможность решить эти задачи, если обладает должным уровнем развития физических качеств. Под физическими качествами понимается социально обусловленная совокупность генетически унаследованных морфофункциональных качеств человека, необходимых для осуществления какой-либо двигательной деятельности[1]. Таким образом, мы подходим к выводу о высоком уровне актуальности данной темы, связанной с главными ценностями в жизни человека- здоровьем его собственным и здоровьем близких ему людей.
2. Основные физические качества человека.
К основным физическим качествам человека относятся пять качеств: быстрота, сила, выносливость, ловкость и гибкость. Почему мы употребляем термин «основные физические качества»? Потому, что существуют и смешанные физические качества, например, силовая выносливость, скоростно-силовые качества, скоростная выносливость. Все физические качества связаны между собой и влияют друг на друга. Особенно ярко это проявляется на начальных этапах занятий, когда, развивая одно из качеств, мы положительно влияем и на остальные. На дальнейших этапах воздействие на какое-либо качество становится более обособленным, на задевающим другие качества. Более того, невозможно развить до максимальных значений, например, выносливость и силу одновременно. В то же время, максимального уровня развития физического качества можно достичь лишь при условии развития остальных качеств.
Рассмотрим по отдельности вышеперечисленные основные физические качества человека.
Быстрота- это способность человека выполнять двигательное действие в минимально возможный промежуток времени. Выделяют четыре формы проявления быстроты: быстрота простой или сложной двигательной реакции; быстрота одиночного движения; быстрота сложного многосуставного движения; частота ненагруженного действия. Быстроту развивают с помощью двигательных действий, выполняемых с максимальной частотой. Необходимо помнить, что быстрота развивается на фоне свежей центральной нервной системы, то есть, применительно к учебному занятию- в начале основной части. На фоне усталости быстроту развивать не имеет смысла.
Сила- это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечных напряжений. В зависимости от того, преодолевает человек сопротивление или противостоит ему, силу называют преодолевающей или уступающей. Кроме того, различают силу абсолютную и относительную. Относительная сила рассматривается в аспекте отношения к массе собственного тела. Существует несколько методов развития силовых способностей, выбор метода зависит от конечной цели занимающегося, от того, чего он хочет добиться: увеличения мышечной массы, улучшения рельефности мышц, развития силовой выносливости или взрывной силы. Тренировки на развитие силовых способностей нецелесообразно проводить чаще 2-3 раз в неделю, так как белок не будет успевать восстанавливаться[5].
Выносливость- это способность противостоять утомлению при решении двигательных задач. Различают общую и специальную (например, силовую или скоростную) выносливость. Для развития общей выносливости применяют метод непрерывного равномерного упражнения, выполняемого в зоне умеренной мощности. При этом желательно, чтобы выносливость развивалась уже на фоне усталости. По количеству задействованных мышц выносливость подразделяют на: глобальную (когда участвует не менее 75% мышц); региональную (от 25 до 75 процентов) и локальную (менее 25%). Выносливость, как и быстрота, в большой степени обусловлена генетически. Она зависит от уровня развития кислород-транспортной системы, работоспособности эндокринной системы, системы терморегуляции, а также от структуры мышечных волокон (красные или белые волокна)[5].
Под ловкостью понимают способность человека быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию внешней среды. Ловкость является комплексным качеством, в него входят компоненты силовых способностей, быстроты, гибкости и других. Некоторые объединяют ловкость и координацию в одно целое, на самом деле это разные вещи. Лучше всего ловкость развивается во время подвижных и спортивных игр.
Гибкость, если говорить простым языком- это совокупность движений в нескольких суставах. Если мы говорим об одном суставе, то применяем термин «подвижность». Гибкость человека зависит от строения суставов, состояния сухожильно-связочного аппарата, тонуса мышц, состояния хрящевой ткани вокруг суставов. Различают пассивную и активную гибкость. Активная проявляется при работе только собственных мышц, пассивная- при наличии внешнего фактора. Развивают это качество посредством упражнений, выполняемых с максимальной амплитудой до появления лёгких болевых ощущений, количество повторений-30-40 раз.
Как уже говорилось выше, все физические качества связаны между собой и влияют друг на друга. Влияние это может быть как положительным, так и отрицательным. Например, после силовых упражнений целесообразно выполнить упражнения на развитие гибкости, чтобы вернуть эластичность мышечным волокнам. Примером отрицательного влияния может послужить факт присутствия на одном занятии работы на развитие быстроты и выносливости, когда физиологические изменения в организме, возникшие под влиянием упражнений на быстроту могут быть нейтрализованы.
3. Заключение.
Итак, подведём итоги. Развитие физических качеств посредством регулярных и гигиенически оправданных занятий позволяет повысить общий уровень здоровья человека, в частности увеличивается устойчивость организма к кислородному голоданию и улучшается состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. На начальных этапах занятий развитие одного из качеств ведёт к совершенствованию других. По мере повышения спортивного мастерства это влияние прекращается, однако необходимо помнить, что для достижения высоких результатов необходимо иметь высокий уровень развития всех основных физических качеств.
Список использованной литературы.
Курамшин Ю. Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств. - Л., 1991.
Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. - М., Физическая культура, 2006.
Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1998.
Петровский В.В. Организация спортивной тренировки. - Киев: Здоровье, 1998.
Цинкер В.М. Физиологические и методические основы развития двигательных качеств спортсменов: учебное пособие- Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2011.