Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
"Беловская детская школа искусств"
План-конспект открытого урока по классу «Гармонь» с учеником 1-го класса отделения «Народные инструменты» Добыниным Денисом
Тема: «Основные формы и методы обучения на инструменте гармонь на начальном этапе обучения в младших классах»
преподаватель
Мовенко В.И.
сл. Белая
Тема урока: Основные формы и методы обучения на инструменте гармонь на начальном этапе обучения в младших классах
Цель урока: Формирование и развитие технических навыков игры на инструменте.
Задачи урока:
1. Обучающая: объяснить, показать, научить учащегося правильной посадке, постановки руки на правой клавиатуре, расположение руки на левой клавиатуре.
2. Развивающая: развитие внимания, идеомоторных актов, музыкального слуха при игре на инструменте.
3. Воспитывающая: привитие интереса и любви к музыкальному искусству.
4. Здоровье сберегающая: правильная посадка, положение рук, постановка инструмента.
Форма урока: индивидуальная.
Технические средства: гармонь для ученика, пульт, стол, стулья, ноты, рабочая тетрадь ученика.
Учащийся: Добрынин Денис, 1 год обучения.
Репертуарный план урока:
1. Объяснение структуры инструмента, обучение правильной посадке, положения рук на инструменте.
2. Обучение проигрыванию гаммы до мажор правильной аппликатурой.
3. Разбор и игра одной правой рукой: РНП «Василек», «Как под горкой».
4. Исполнение упражнений для левой руки.
Структура урока:
С первых уроков ученику желательно играть, не глядя на клавиатуру. Перед началом исполнения ему необходимо установить пальцы на клавиши: первый палец за грифом, способствует удерживанию руки в определенном положении, это позволяет ученику лучше чувствовать саму клавишу, обеспечивает устойчивость положения кисти. Второй и четвертый пальцы, соответственно встают на 1 и 2 ряды.
Положение левой руки: левую руку необходимо расположить так, чтобы пальцы левой руки находились вертикально на 3 ряду инструмента, причем 3-й пальчик находится на кнопке До (3-я снизу), а остальные на соседних кнопках. Все пальцы полусогнуты и собраны.
Освоение основ меховедения. Обращаем внимание на ровность меховедения, качество звукоизвлечения, недопустимость прогиба пальцев, а также наличие точки упора инструмента во внутреннюю часть бедра правой ноги при ведении меха в сжим.
Выработка чувства осязательных ощущений. Умение находить нужные клавиши и соизмерять мышечные усилия с упругостью клавиш, не допуская чрезмерного давления и прогиба суставов, сохранять контроль над правильным положением левой руки.
Ход урока:
I. Освоение правой клавиатуры.
В отличие от баяна расположение звукоряда на правой клавиатуре гармони более удобное и простое. Изучение правой клавиатуры лучше начинать со 2-ой октавы, нота — До которой находится на 1 ряду инструмента (5-я кнопка сверху), Последовательное движение звуков вверх или вниз по клавиатуре выполняется аппликатурой чередования 2, 4 пальца. Даже на раннем этапе обучения нежелательно смотреть и заглядывать на клавиатуру.
Ребенок самостоятельно находит на инструменте ноту До на 1 ряду (5-я кнопка сверху) 2-ым пальчиком. При правильной постановке руки и положении кисти 4-й пальчик удобно располагается на 2-ом ряду на ноте Ре. Выполняя это упражнение на сведенном мехе несколько раз ребенок самостоятельно учится находить ноты До, Ре. Нажатия на кнопки должны быть легкими, короткими, быстрыми, но неторопливыми (мех сведен). При небольшом передвижении предплечья и кисти руки вниз мы получаем ноты Ми и Фа. Аналогично изучаются все ноты звукоряда 2-ой октавы на сведенном мехе.
Игра правой рукой отдельных мотивов и коротких мелодий из соседних звуков нотных записях четвертями и половинками, причем четверти играются коротко. Педагог помогает вести мех и менять его в обозначенных местах. При желании к сочиненным мелодиям можно придумать слова, получая при этом незатейливые детские попевки и в дальнейшем играть их двумя руками.
Например:
№ 1. «Василек»
Василек, василек
Мой любимый цветок…
№2. «Как под горкой, под горой»
Как под горкой под горой
Торговал старик золой…
№3 «Маленькой елочке»
Маленькой елочке холодно зимой
Из лесу елочку взяли мы домой…
В этот период обучения в репертуар включаются детские песенки «Я на горку шла», «Петушок» и др. Подобные упражнения разучиваются и закрепляются отдельно правой рукой
II. Освоение левой клавиатуры.
После того, как ребенок освоит правильную посадку, положение правой руки на клавиатуре аппликатуру ему нужно в доступной форме объяснить ему понятия баса и аккорда. Затем помочь ученику расположить вертикально пальцы левой руки на 3 ряду инструмента, причем 3-й пальчик находится на кнопке До (3-я снизу), а остальные на соседних кнопках. Все пальцы полусогнуты и собраны.
Упражнение 1.
На сведенном мехе 3-й пальчик толкает (ударяет) и отпускает кнопку До. Толчок должен быть короткий, активный, при этом пальчик не прогибается. Ребенок должен почувствовать после толчка кнопки возврат ее на прежнее место пружиной механики инструмента. Затем можно добавить аккорд До-мажор 2-ым пальчиком, выполняя чередования баса и аккорда в ровном, неторопливом движении. Пальцы после толкания кнопки не выбрасываются вверх. Упражнения повторять по несколько раз.
Упражнение 2.
Следующим этапом овладения навыками игры в левой клавиатуре является освоение доминанты (соль-мажор) и субдоминанты (фа-мажор). Следует помнить, что довольно значительное расстояние между кнопками предполагает перемещение кисти и предплечья вверх и вниз.
При довольно уверенном и свободном исполнении 3-х основных гармонических функций в мажоре на 3-ем ряду и в миноре на 2-ом ряду можно получить аккомпанементы многих русских народных мелодий, что позволяет затем играть в ансамбле (педагог-мелодию, ученик — аккомпанемент). На этом этапе, к выше показанным примерам, я дописываю ноты левой руки и работаем с учеником над исполнением произведений одновременно двумя руками.
Освоение первоначальных навыков в левой клавиатуре довольно длительный процесс и эта работа продолжается параллельно с изучением правой клавиатуры. Со временем должно улучшаться качество звукоизвлечения, ведения меха, появляется уверенность и свобода исполнения тех или иных упражнений и аккомпанементов.
После 3-4 месяцев обучения ученик имеет элементарные навыки игры в правой и левой клавиатуре и двумя руками. Дальнейшее продвижение ученика зависит от его музыкальных способностей, уровня общего развития, организации систематических домашних занятий и других факторов.