СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Основные группы односоставных предложений и их особенности».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

познакомить с видами односоставных предложений и их особенностями.

Задачи:                                                                                                                       

предметные:

закрепить изученное об  односоставных предложениях, формировать у обучающихся навыки опознавать односоставные предложения, определять их вид;

метапредметные:

формировать умение относить их к группе глагольных или именных предложений; использовать односоставные предложения в речевой практике; развивать внимание, орфографическую зоркость;

личностные:

привить желание к самосовершенствованию, мотивированности к постоянному самообразованию.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: объяснительно- иллюстративный, исследовательский

Технология: технология вопросно-ответного единства и обратной связи.

Оборудование: учебник.

Просмотр содержимого документа
««Основные группы односоставных предложений и их особенности».»

Урок № 52

от 05.12.

от 06.12.

от 07.12.

2019

Тема

«Основные группы односоставных предложений и их особенности».

Цель урока:

познакомить с видами односоставных предложений и их особенностями.

Задачи:

предметные:

закрепить изученное об односоставных предложениях, формировать у обучающихся навыки опознавать односоставные предложения, определять их вид;

метапредметные:

формировать умение относить их к группе глагольных или именных предложений; использовать односоставные предложения в речевой практике; развивать внимание, орфографическую зоркость;

личностные:

привить желание к самосовершенствованию, мотивированности к постоянному самообразованию.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: объяснительно- иллюстративный, исследовательский

Технология: технология вопросно-ответного единства и обратной связи.

Оборудование: учебник.



Ход урока:

1. Организационный момент. Проверка д.з.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Тестирование.

Задание №1. Укажите, в каком предложении пропущена буква Е.

а) Друга за деньги не куп…шь.

б) Быль за сказкой не угон…тся.

в) Дитя не плач…т

г) Время всё леч…т



Задание №2. Укажите предложение, где пропущена буква И.

а) Снегу наду…т, хлеба прибуд…т.

б) Правда в огне не горит и в воде не тон…т.

в) И сила уму уступ…т.

г) Правда глаза кол…т.



2. Самостоятельная работа (по вариантам)

Задание № 1. Выпишите из текста глаголы, в которые вставили пропущенные буквы; выделите безударные окончания глаголов, определите лицо, число, спряжение глаголов ( 1 вариант – задание №1; 2 вариант – задание №2).

Например: славится – глагол 2 спряжения, 3 лица, единств. числа.

Самопроверка

1 вариант

2 вариант

не купишь – глагол 2 спр., 2 л., ед.ч.

надует – глагол 1 спр., 3 л., ед. ч.

не угонится – глагол 2 спр., 3 л., ед. ч.

прибудет - глагол 1 спр.. 3 л., ед. ч.

не плачет – глагол 1 спр., 3 л., ед. ч.

не тонет - глагол 1 спр., 3 л., ед. ч.

не разумеет – глагол 1 спр., 3 л., ед. ч.

уступит - глагол 2 спр., 3 л., ед. ч.

Лечит – глагол 2 спр., 3 л., ед. ч.

Колет – глагол 1 спр., 3 л., ед. ч.

Итак, мы повторили спряжение глаголов, правильное написание безударных окончаний, определили лицо, число, спряжение глаголов.

Задание № 2. Сделайте разбор двух первых предложений задания №1 текста:

а) Друга за деньги не купишь. (Простое, повествовательное, невосклицательное, распространённое, односоставное, ничем не осложнено).

б) Быль за сказкой не угонится. ( Простое, повествовательное, невосклицательное, распространённое, двусоставное, ничем не осложнено).

- Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных? ( В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов: подлежащего и сказуемого; в односоставных предложениях – грамматическая основа состоит из одного главного члена: подлежащего или сказуемого.)

- По значению и способу выражения главного члена односоставные предложения делятся на:

Предложения с глагольными сказуемыми

Назывные предложения

Грамматическая основа состоит из сказуемого ( =)

Грамматическая основа – подлежащее

определённо-личные

неопределённо-личные

безличные

назывные

Примеры

Люблю зимний лес.

В посёлке строят новую школу.

Светает. Подморозило.

Зима. Вот и снег.

Сказуемое выражено глаголом 1 или 2 лица ед. и мн.. ч. настоящ. вр.

Сказуемое выражено глаголом 3 л. мн. ч. наст. или прош. времени.

Сказуемое выражено безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении.

Подлежащее выражено существительным.

Обобщённо-личное предложение: Век живи – век учись.

Выделим грамматические основы предложений, записанных в таблице.

Определённо-личное предложение

Люблю зимний лес.

- Чем выражено сказуемое? (Глаголом 1 л. ед. ч.)

- Есть ли в этом предложении подлежащее? (Нет).

- А можно ли определить действующее лицо? (Можно легко определить: Люблю Я зимний лес.)

Предложение определённо- личное, в нём действующее лицо не названо, но мыслится как определённое.

Неопределённо- личное предложение.

В посёлке строят новую школу.

- Выделите грамматическую основу. (Строят- сказуемое)

- Чем оно выражено? (Глаголом 3 л. мн.ч.).

Есть ли в этом предложении подлежащее?

(Нет) Кто выполняет действие? (возможны варианты: люди, строители, спонсоры. Действующее лицо не названо отдельным словом и мыслится как неопределённое).

- Что важнее в этом предложении: само действие или лица, которые его производят? ( Важнее само действие).

Безличное предложение.

Светает.

- Как вы думаете, почему это предложение безличное? ( Потому что действие и состояние не создаются действующим лицом)

- Каким глаголом выражено сказуемое в безличном предложении? ( безличным глаголом)

Назывное предложение

Зима. Вот и снег.

- Есть ли в этих предложениях сказуемое? (Нет)

- А какую роль в предложении выполняет подлежащее? (Утверждает наличие предметов или явлений).

Формулирование вывода.

- Чем выражено сказуемое в определённо-личном предложении? (гл. 1 или 2 л. ед. и мн. ч. наст .вр)

- Чем выражено сказуемое в неопределённо-личном предложении? ( 3 л. мн..ч. наст. или прош. вр.)

- Чем выражено сказуемое в безличном предложении? (безличным глаголом).

- Чем выражено подлежащее в назывном предложении? (сущест.)

Обобщение изученного материала

Работа с текстом (раздаточный материал).

Задание. Выписать односоставные предложения, подчеркнуть главный член предложения, надписать, чем выражены подлежащее и сказуемое в односоставных предложениях.

Закат на озере

Представьте красивое озеро в заповедном лесу. Оно удивительно красиво и зимой, и летом. Но особенно незабываем на нём летний закат.

Представим летний вечер. Озеро… Багряное солнце приближается к горизонту. На небе видно мерцание звёзд. Выбери из них самую яркую – и увидишь её отражение в воде. Лишь мошки скользят по её глади. Шумными всплесками напоминает о себе рыба. На берегу зажгли костёр. Хочется сказать солнцу, чтобы оно замерло, чтобы прекрасный миг заката тянулся бесконечно.

Ожидаемые результаты

1. Представьте красивое озеро в заповедном лесу. ( опр.-лич. 2 л., мн.ч., пов. накл.)

2. Представим летний вечер. ( опр. –лич., 1 л., мн. ч., изъяв. накл.)

3. Озеро. (Назывное, сущест.).

4. Выбери из них самую яркую и увидишь её отражение в воде. ( опр.-лич.)

5. На берегу зажгли костры. ( неор.-личн., прош. вр., 3 л.).

6. Хочется сказать солнцу. ( безл., неопределённая форма).

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Закончите предложения.

1. Я работал с … настроением.

2. Я … доволен собой.

3. Я испытывал затруднения, когда… .

4. Я выполнял в тесте …задания.

5. Я ошибся в задании… .

6. Я хочу ещё повторить тему… .



Домашнее задание: §21, подобрать пословицы и поговорки.











Задание. Выписать односоставные предложения, подчеркнуть главный член предложения, надписать, чем выражены подлежащее и сказуемое в односоставных предложениях.

Закат на озере

Представьте красивое озеро в заповедном лесу. Оно удивительно красиво и зимой, и летом. Но особенно незабываем на нём летний закат.

Представим летний вечер. Озеро… Багряное солнце приближается к горизонту. На небе видно мерцание звёзд. Выбери из них самую яркую – и увидишь её отражение в воде. Лишь мошки скользят по её глади. Шумными всплесками напоминает о себе рыба. На берегу зажгли костёр. Хочется сказать солнцу, чтобы оно замерло, чтобы прекрасный миг заката тянулся бесконечно.

Задание. Выписать односоставные предложения, подчеркнуть главный член предложения, надписать, чем выражены подлежащее и сказуемое в односоставных предложениях.

Закат на озере

Представьте красивое озеро в заповедном лесу. Оно удивительно красиво и зимой, и летом. Но особенно незабываем на нём летний закат.

Представим летний вечер. Озеро… Багряное солнце приближается к горизонту. На небе видно мерцание звёзд. Выбери из них самую яркую – и увидишь её отражение в воде. Лишь мошки скользят по её глади. Шумными всплесками напоминает о себе рыба. На берегу зажгли костёр. Хочется сказать солнцу, чтобы оно замерло, чтобы прекрасный миг заката тянулся бесконечно.

Задание. Выписать односоставные предложения, подчеркнуть главный член предложения, надписать, чем выражены подлежащее и сказуемое в односоставных предложениях.

Закат на озере

Представьте красивое озеро в заповедном лесу. Оно удивительно красиво и зимой, и летом. Но особенно незабываем на нём летний закат.

Представим летний вечер. Озеро… Багряное солнце приближается к горизонту. На небе видно мерцание звёзд. Выбери из них самую яркую – и увидишь её отражение в воде. Лишь мошки скользят по её глади. Шумными всплесками напоминает о себе рыба. На берегу зажгли костёр. Хочется сказать солнцу, чтобы оно замерло, чтобы прекрасный миг заката тянулся бесконечно.

Задание. Выписать односоставные предложения, подчеркнуть главный член предложения, надписать, чем выражены подлежащее и сказуемое в односоставных предложениях.

Закат на озере

Представьте красивое озеро в заповедном лесу. Оно удивительно красиво и зимой, и летом. Но особенно незабываем на нём летний закат.

Представим летний вечер. Озеро… Багряное солнце приближается к горизонту. На небе видно мерцание звёзд. Выбери из них самую яркую – и увидишь её отражение в воде. Лишь мошки скользят по её глади. Шумными всплесками напоминает о себе рыба. На берегу зажгли костёр. Хочется сказать солнцу, чтобы оно замерло, чтобы прекрасный миг заката тянулся бесконечно.