СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные идеи Л.М. Перминовой и И.М. Осмоловской, сравнение их подходов к проблемам развития современной дидактики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основные идеи Л.М. Перминовой и И.М. Осмоловской, сравнение их подходов к проблемам развития современной дидактики»

Основные идеи Л.М. Перминовой и И.М. Осмоловской, сравнение их подходов к проблемам развития современной дидактики

Л.М. Перминова в своей статье отмечает, что разработка новых теоретико-методологических основ развития дидактики требует не только осмысления многообразия теоретических подходов, используемых в современном научном знании, но обращения к более широкому — метатеоретическому — контексту, включая науковедческий подход.

К основным проблемам развития современной дидактики относит появление новых ценностей стабилизации общественного развития, усиление нелинейности в развитии образования и потребность в гибких системах обучения. По ее мнению, обостряется конфликт ценностей — гуманистических и прагматических.

Она видит следующие пути решения данных проблем:

1) Исследования в русле аксиологического, культурологического и социокультурного подходов;

2) Работы в русле принципа субъекта в педагогике;

3) Исследования, выполненные в русле логико-дидактического, интегративного, структурного и междисциплинарного подходов, методологии прикладного исследования, экспериментальной дидактики.

И.М. Осмоловская, в свою очередь, представляет авторское понимание состава дидактического знания, направлений его развития; выявляет проблемы, препятствующие развитию дидактики как науки о процессе обучения; показывает способы разрешения этих проблем. Ею также были рассмотрены вопросы взаимосвязи дидактики и практики, специфики фундаментальных дидактических исследований и научных проектов.

Автор называет следующие проблемы развития современной дидактики:

1. Отсутствие единых определений дидактических категорий (таких как метод обучения, процесс обучения и др.).

2. Отсутствие единых, всеми учеными признанных закономерностей. Их роль выполняют принципы обучения, сформулированные в другом виде.

3. Преобладание методов исследования, характерных для естественных наук: наблюдение, эксперимент.

4. Представление о том, что в дидактике возможно построение единой теории процесса обучения, которая даст ответ, как «правильно» обучать учеников.

Она приходит к выводу, что все эти проблемы снимаются, если принять, что дидактика — гуманитарная наука, а также того, что развитие дидактики связано с несколькими факторами:

1. Развитием ее как гуманитарной науки;

2. Расширением гуманитарного исследовательского инструментария;

3. Разработкой различных дидактических подходов;

4. Выявлением ориентиров построения процесса обучения в каждом;

5. Усилением междисциплинарности дидактических исследований;

6. Реализацией научных проектов практической направленности и дальнейшей разработкой фундаментальных оснований.