Просмотр содержимого документа
«Основные идеи Л.М. Перминовой и И.М. Осмоловской, сравнение их подходов к проблемам развития современной дидактики»
Основные идеи Л.М. Перминовой и И.М. Осмоловской, сравнение их подходов к проблемам развития современной дидактики
Л.М. Перминова в своей статье отмечает, что разработка новых теоретико-методологических основ развития дидактики требует не только осмысления многообразия теоретических подходов, используемых в современном научном знании, но обращения к более широкому — метатеоретическому — контексту, включая науковедческий подход.
К основным проблемам развития современной дидактики относит появление новых ценностей стабилизации общественного развития, усиление нелинейности в развитии образования и потребность в гибких системах обучения. По ее мнению, обостряется конфликт ценностей — гуманистических и прагматических.
Она видит следующие пути решения данных проблем:
1) Исследования в русле аксиологического, культурологического и социокультурного подходов;
2) Работы в русле принципа субъекта в педагогике;
3) Исследования, выполненные в русле логико-дидактического, интегративного, структурного и междисциплинарного подходов, методологии прикладного исследования, экспериментальной дидактики.
И.М. Осмоловская, в свою очередь, представляет авторское понимание состава дидактического знания, направлений его развития; выявляет проблемы, препятствующие развитию дидактики как науки о процессе обучения; показывает способы разрешения этих проблем. Ею также были рассмотрены вопросы взаимосвязи дидактики и практики, специфики фундаментальных дидактических исследований и научных проектов.
Автор называет следующие проблемы развития современной дидактики:
1. Отсутствие единых определений дидактических категорий (таких как метод обучения, процесс обучения и др.).
2. Отсутствие единых, всеми учеными признанных закономерностей. Их роль выполняют принципы обучения, сформулированные в другом виде.
3. Преобладание методов исследования, характерных для естественных наук: наблюдение, эксперимент.
4. Представление о том, что в дидактике возможно построение единой теории процесса обучения, которая даст ответ, как «правильно» обучать учеников.
Она приходит к выводу, что все эти проблемы снимаются, если принять, что дидактика — гуманитарная наука, а также того, что развитие дидактики связано с несколькими факторами:
1. Развитием ее как гуманитарной науки;
2. Расширением гуманитарного исследовательского инструментария;
3. Разработкой различных дидактических подходов;
4. Выявлением ориентиров построения процесса обучения в каждом;
5. Усилением междисциплинарности дидактических исследований;
6. Реализацией научных проектов практической направленности и дальнейшей разработкой фундаментальных оснований.