Основные направления и формы психолого-педагогической поддержки семейного воспитания
Проблема психолого-педагогической поддержки семьи в воспитании дошкольника является актуальной, так как семья в современном мире претерпевает существенные изменения, выдвигающие ряд психолого-педагогических проблем: необходимость разработки новых технологий поддержки неполных, в большинстве случаев семей; разработка и реализация технологий психологического и социально-педагогического сопровождения семьи и др. Отмеченные общие тенденции характеры и для молодых семей. Кроме того, молодые семьи, ориентированы в данном периоде на другие ценности (саморазвитие, достижение, сохранение собственной индивидуальности) и жизненные сферы (обучение и образование, общественная и профессиональная жизнь, увлечения, нежели воспитание детей и не имеют опыта семейного воспитания.
Таким образом, психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей – это целенаправленная система мер психолого- педагогического характера, способствующих повышению воспитательного потенциала семьи и тем самым обеспечивающих условия для полноценного развития личности и социализации ребенка.
Психолого-педагогическая поддержка семьи направлена на:
- улучшение семейного микроклимата;
- формирование положительных взаимоотношений в семье;
- повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения;
- формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка.
Реализуя задачу психолого-педагогической поддержки семьи, важно помнить, что приоритетная роль семьи в воспитании и развитии ребенка заключается, прежде всего, в том, что родители выступают для него «эмоциональным тылом», «обеспечивая базисную потребность в психологическом контакте и безусловном принятии» (А.Д. Кошелева). С такой позиции взаимодействие психолога с родителями должно быть направлено, в первую очередь, на укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных родительско-детских отношений. Иными словами, содержание взаимодействия детского сада с семьей не должно дублировать формы и методы общественного воспитания, оно должно отражать специфику вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию дошкольника, а для этого необходима информация об уровне психолого-педагогической культуры родителей, их представлениях и приоритетах в воспитании и развитии дошкольника.
У многих родителей, имеющих разный уровень психолого-педагогической культуры, отмечается недостаточное понимание, принятие ребенка, осознания того, что его эмоциональная сфера – базовая основа личности, необходимости психологической защиты и обеспечения эмоционального благополучия ребенка. Отсюда неумение справляться с собственными личностными проблемами без вреда для эмоционального самочувствия ребенка.
Партнерство семьи и дошкольной образовательной организации является важнейшим условием эффективного решения воспитательно - образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования.
Одной из целей, на решение которых направлен ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Согласно требованиям к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, в содержательном разделе данного документы должны быть представлены, наряду с прочими, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Не менее важное место занимают вопросы взаимодействия с семьей в ряду требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а именно:
- образовательная среда организации должна включать условия для участия родителей в образовательной деятельности;
- одним из важнейших психолого-педагогических условий успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования является поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей в непосредственно в образовательную деятельность.
В ряду условий, необходимых для создания социальной ситуации развития ребенка, соответствующей специфике дошкольного возраста, одним из приоритетных является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Дошкольная образовательная организация должна также создавать возможности для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет ряд требований к результатам освоения основной образовательной программы, являющиеся ориентиром для решения задач взаимодействия с семьями воспитанников.
Таким образом, основными направлениями работы нашей дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО, являются:
1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи
2. Повышение компетентности родителей
3. Помощь семье в воспитании и образовании ребенка
4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО.
В планировании указанной работы педагогический коллектив нашего ДОУ руководствуется современными нормативно-правовыми, методическими и иными документами, а также локальными актами образовательной организации.
Для реализации указанных направлений мы учитываем основные принципы сотрудничества с семьей.
Под психолого-педагогической поддержкой в ДОУ мы понимаем комплексную оперативную помощь, которая направлена на решение индивидуальных проблем семьи, связанных с воспитанием и развитием ребенка.
Система средств социально-педагогической поддержки в условиях ДОУ предполагает выделение следующих педагогических условий:
- целостность (используемые средства должны представлять целостную систему);
- систематичность (отобранные средства в методы должны применяться систематически, поскольку эпизодическое использование не дает необходимого эффекта);
- целенаправленность (подбор форм и методов в зависимости от конкретных задач);
- диагностичность (проведение диагностики личностных изменений и коррекции на этой основе индивидуального образовательного маршрута ребенка);
- диалогичность (общение сторон в воспитательно-образовательном процессе строится на основе эмпатии, сопереживания, обмена личностными смыслами, доброжелательности, свободы выбора в различных ситуациях);
- вариативность (подбор системы средств с учетом индивидуальных особенностей родителей и их ребенка);
- динамичность (чередование различных форм и методов организации диалогического взаимодействия).
Мы выделяем следующие этапы социально-педагогической поддержки:
1. Диагностический - фиксируется факт, сигнал проблемности, проектируются условия диагностики предполагаемой проблемы, устанавливается контакт с семьей и производится совместная оценка проблемы с точки зрения значимости для родителей.
2. Поисковый - ДОУ совместно с родителями начинает искать причину возникновения проблемы (взгляд на ситуацию со стороны).
3. Договорный – происходит проектирование действий сторон (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживаются договорные отношения и заключается договор в любой форме.
4. Деятельностный - организуются и проводятся мероприятия.
5. Рефлексивный - совместное с родителями обсуждаются успехи и неудачи предыдущих этапов деятельности.
Необходимо отметить, что основными направлениями социально - педагогической поддержки являются:
1) психолого-педагогическое просвещение родителей;
2) вовлечение родителей в деятельность дошкольного образовательного учреждения;
3) участие семей воспитанников в управлении воспитательно-образовательным процессом в ДОУ.
Таким образом, чем лучше налажено общение между семьей и коллективом дошкольного образовательного учреждения, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.