Основные направления и способы педагогической поддержки в объединениях спортивного туризма и ориентирования
Педагог дополнительного образования:
Сибирякова О.В.
Педагогическая поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребёнка и взрослого и предполагает самоопределение ребёнка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы.
Помоги мне это сделать самому,
ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению,
а остальное я сделаю сам
Главный принцип
Для организации тренировочного процесса и раскрытия способностей в физической подготовке школьника, занимающегося в объединениях спортивного туризма и ориентирования, также необходима педагогическая поддержка, она проявляется как особая область деятельности педагога. Учащиеся обучаются, познают, развиваются – каждый по-своему, а мы создаем условия для этого в зависимости от их потребностей, помогаем им и поддерживаем. Следовательно, сами дети дают подсказку нам - путь педагогической поддержки.
В процессе деятельности объединений спортивного туризма и ориентирования, также могут появиться трудности у ребенка, которые ему тяжело преодолеть в одиночку.
Тогда требуется помощь взрослого, вступает в силу педагогическая поддержка как нужный элемент образовательной деятельности, необходимо показать, что ученик способен достичь определённых высоких результатов, не обязательно связанных со спортивными достижениями .
Перед педагогом встает ряд конкретных психолого-педагогических задач:
– помочь школьнику осознать ценность, цели и перспективы самореализации в спортивной деятельности и своей уникальности;
– развивать аналитическое, конструктивно-критическое отношение к миру;
– развивать рефлексию;
– культивировать эмоциональное и конструктивное отношение к своим достижениям;
– создать условия для включения ученика в разнообразную спортивную деятельность;
– помочь в освоении способов и устройств спортивной самореализации и самовыражения;
– оказать помощь в устранении препятствий при нехорошем влиянии саморазвития (в зонах неустойчивости и кризисах развития);
– попытаться перевести личностные трудности в спортивные достижения
В своей работе мы стараемся научить детей анализировать выступления на соревнованиях, находить пути преодоления негативных эмоций в тренировочной деятельности, избавить ученика от боязни быть неуспешным и пробудить в нем рвение добиться положительных результатов, подсказав ведущие к этому пути.
Обучающие и развивающие игры, психологические тренинги включенные в тренировочные занятия для подростков, развивают способность самостоятельно делать выбор и решать возникающие трудности, а не быть наблюдателями,
незамедлительно реагировать при возникновение нестандартной ситуации и принимать решения без помощи других .
Каждое занятие с детьми проектируется таковым образом, чтоб сочетать разные виды деятельности, которые выступают как элементы построения занятия. Любая тренировка имеет свою динамику развития.
Учащемуся нужна педагогическая поддержка для того, чтобы он мог удачно осваивать социально важные ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и воплотить его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир и, естественно, чтоб удачно обучаться, получать знания, сформировывать умения и навыки учебной деятельности.
Исходя из обобщения педагогического опыта, можно сделать вывод, что педагогическая поддержка является актуальной технологией в системе дополнительного образования.
вывод