Просмотр содержимого документа
«Основные направления коррекционной работы для детей с нарушениями зрения»
Нарушения зрения
Ларина А.В.
Слабовидение характеризуется:
- показателями остроты зрения лучше видящего глаза в условиях оптической коррекции от 0,05-0,4;
- так же слабовидение может быть обусловлено нарушением другой базовой зрительной функции – поля зрения.
- Общим признаком у всех слабовидящих обучающихся выступает недоразвитие сферы чувственного познания, что приводит к определённым изменениям в психическом и физическом развитии, трудностям становления личности, к затруднениям предметно-пространственной и социальной адаптации.
Категория слабовидящих обучающихся представляет собой чрезвычайно неоднородную группу, различающуюся по своим зрительным возможностям, детерминированным состоянием зрительных функций и характером глазной патологии. Выделяются степени слабовидения:
- тяжелая,
- средняя,
- слабая.
Тяжелая степень
Наряду со значительным снижением остроты зрения нарушен ряд других зрительных функций:
- поле зрения (сужение или наличие скотом),
- светоощущение (повышение или понижение светочувствительности),
- пространственная контрастная чувствительность,
- цветоразличение,
- глазодвигательные функции (нистагм, значительно осложняющий процесс видения, и косоглазие) и другие.
- состояние зрительных функций у данной подгруппы обучающихся чрезвычайно неустойчивое и во многом зависит от условий, в которых осуществляется учебно-познавательная деятельность: в неблагоприятных условиях состояние зрительных функций может существенно снижаться.
Несмотря на достаточно низкую остроту зрения и нестабильность зрительных функций, ведущим в учебно-познавательной деятельности данной группы обучающихся выступает зрительный анализатор.
Средняя степень
Имеют место искажения зрительных образов и трудности зрительного контроля при передвижении в пространстве. В данную группу входят также обучающиеся, у которых, наряду со снижением остроты зрения, могут иметь место нарушения (отдельные или в сочетании) других зрительных функций (поля зрения, светоощущения, пространственной контрастной чувствительности, цветоразличения, глазодвигательные функции и др.). Вследствие комбинированных (органических и функциональных) поражений зрительной системы снижается их зрительная работоспособность, осложняется развитие зрительно-моторной координации, что затрудняет учебно-познавательную и ориентировочную деятельность. Разнообразие клинико-патофизиологических характеристик нарушенного зрения требует строго индивидуально-дифференцированного подхода к организации образовательного процесса слабовидящих обучающихся этой группы.
Легкая степень
- Монокулярный характер зрения обусловливает снижение скорости и точности восприятия, полноты и точности зрительных представлений, приводит к возникновению трудностей в дифференциации направлений, неспособности глаза выделять точное местонахождение объекта в пространстве, определять степень его удаленности.
- Неоднородность группы слабовидящих обучающихся детерминируется наличием у них как различных клинических форм слабовидения (нарушение рефракции, патология хрусталика, глаукома, заболевания нервно-зрительного аппарата и др.), так и таких заболеваний, как врожденная миопия (в том числе осложненная), катаракта, гиперметропия высокой степени, ретинопатия недоношенных, частичная атрофия зрительного нерва, различные деформации органа зрения и др.
- Неоднородность группы слабовидящих также определяется возрастом, в котором произошло нарушение (или ухудшение) зрения. Значение данного фактора определяется тем, что время нарушения (ухудшения) зрения оказывает существенное влияние не только на психофизическое развитие обучающегося, но и на развитие у него компенсаторных процессов.
Методы и приемы обучения слабовидящих обучающихся
- Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности учащихся.
- выполнение упражнений по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое;
- выполнение движения в облегченных условиях (например, бег под уклон, кувырок вперед с небольшой горки и т. д.);
- выполнение движения в усложненных условиях (например, использование дополнительных отягощений – гантели 0,5 кг, сужение площади опоры при передвижении и т. д.);
- использование сопротивлений (упражнения в парах, с резиновыми амортизаторами и т. д.);
- использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные и др.);
- использование имитационных упражнений (например, «велосипед» в положении лежа, метание без снаряда и т. д.);
- подражательные упражнения («как ходит медведь, лиса»; «стойка аиста»; «лягушка» – присесть, положив руки на колени, и т. д.);
- использование при ходьбе, беге лидера (дети ориентируются на звук шагов бегущего рядом или на один шаг впереди ребенка с остаточным зрением);
- использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребенку при выполнении движения;
- использование изученного движения в сочетании с другими действиями (например, ведение мяча в движении с последующим броском в цель и др.);
- изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик, как темп, ритм, скорость, ускорение, направление движения, амплитуда, траектория движения и т. д.;
- изменение исходных положений для выполнения упражнения (например, сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки или от пола);
- использование мелкого спортивного инвентаря для манипуляции пальцами и развития мелкой моторики руки (мяч «ежик», массажное кольцо и мяч, ручной эспандер, для дифференцировки тактильных ощущений – отделение риса от гороха и т. д.);
- изменение внешних условий выполнения упражнений: на повышенной опоре, бег в зале и по траве, передвижение на лыжах по рыхлому снегу и по накатанной лыжне и т. д.
- Метод дистанционного управления также относится к методу слова, он предполагает управление действиями ученика на расстоянии посредством следующих команд: «поверни направо», «поверни налево», «иди вперед», «три шага вперед, вправо, влево» и т. д.
- Метод упражнения по применению знаний , построенный на основе восприятия информации при обучении посредством органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние). Этот метод направляет внимание ребенка на ощущение (мышечно-двигательное чувство), возникающее в мышцах, суставах при выполнении двигательных действий, и позволяет совершить перенос усвоенных знаний в практическую деятельность.
- Метод наглядности занимает особое место в обучении слепых и слабовидящих. Наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями. При рассматривании предметов (спортивного инвентаря) вначале предлагается рассматривание предмета по частям, ставится задача определения его формы, поверхности, качества, цвета, а затем предпринимается попытка целостного восприятия предмета или действия.
Требования к организации работы с обучающимися, имеющими нарушение зрения:
- необходимость повышенного педагогического руководства учебно-познавательной деятельностью слабовидящих обучающихся;
- необходимость использования специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слабовидящих обучающихся;
- обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися;
- соблюдение регламента зрительных нагрузок (с учетом рекомендаций офтальмолога);
- рациональное чередование зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала;
- использование приемов, направленных на снятие зрительного напряжения;
- соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний).
- Активный характер компенсации слепоты непосредственно связан с активностью познания человеком внешнего мира и с его отражением в сознании человека.
- Формирующееся представление соответствует объекту независимо от того, воспринимается он зрительно или осязательно.
- Исследования отечественных тифлопедагогов показали, что дети с недостатками зрения правильно и адекватно отражают объективный мир как в субъективных чувственных образах, так и в понятиях.
- Важно знать, что без умения слепого на основе использования сохранившихся анализаторов создавать правильное отображение внешнего мира, невозможна компенсация слепоты, без этого умения он оказывается беспомощным.
- Большое значение имеет развитие представлений, памяти, мышления, внимания, воли, т. е. высших познавательных процессов.
- Сущность формирования процессов компенсации у человека заключается не столько в биологической приспосабливаемости организма, сколько в формировании способов действия и усвоении социального опыта в условиях сознательной целенаправленной деятельности.
Базовые технологии поддержки развития слепого ребенка
- Использование маркировки домашней среды слепых детей.
- Особенности составления индивидуальных программ ранней помощи семьям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями зрения.
С целью коррекции вторичных отклонений
- общеразвивающие, подготовительные, специальные упражнения на развитие двигательных,
- слуховых,
- зрительных функций,
- развитие бинокулярного зрения,
- координации движений,
- упражнения на внимание,
- память,
- осанку,
- упражнения в равновесии,
- на расслабление и дыхание,
- упражнения на пространственно – часовую ориентировку,
- упражнения в построении и перестроении,
- упражнения без зрительного контроля, у
- упражнения с мячом,
- на развитие мелкой моторики рук,
- расширение функциональных возможностей организма,
- ритмические упражнения,
- упражнения на гибкость,
- ходьба,
- бег умеренной интенсивности,
- метание малых мячей.
- Школа Паркинсона
- Метод Фростик Хорн
- МЕТОД РАЗВИВАЮЩЕГО ДВИЖЕНИЯ Вероники Шерборн
- Эвритмические занятия
Классификация коррекционно-развивающих образовательных технологий.
В.М.Акименко,
Н.М.Борозинец,
Т.С.Шеховцова и др.
- Технологии формирования дыхания :
- парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.
- парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.
Технологии развития мелкой моторики:
- кинезитерапия; гидрогимнастика; Су-Джок терапия; японская методика пальцевого массажа; игровые упражнения.
- кинезитерапия; гидрогимнастика; Су-Джок терапия; японская методика пальцевого массажа; игровые упражнения.
- кинезитерапия; гидрогимнастика; Су-Джок терапия; японская методика пальцевого массажа; игровые упражнения.
- кинезитерапия;
- гидрогимнастика;
- Су-Джок терапия;
- японская методика пальцевого массажа;
- игровые упражнения.
Здоровьесберегающие технологии:
- фитотерапия; ароматерапия; музыкотерапия; хромотерапия; литотерапия; аурикулотерапия; його-терапия.
- фитотерапия;
- ароматерапия;
- музыкотерапия;
- хромотерапия;
- литотерапия;
- аурикулотерапия;
- його-терапия.
Технология: СУ - ДЖОК ТЕРАПИЯ
Цель применения: это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами.
Технология: КИНЕЗИОЛОГИЯ
- Цель применения: кинезиологические упражнения активизируют интеллектуальную и речевую деятельность, развивают межполушарные связи, улучшают память и концентрацию внимания.
- КОНЦЕПЦИЯ: ФАСЦИАЛЬНЫЙ ТЕЙПИНГ – ТЕЙПИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЙ, А НЕ МЫШЦ.
- Fascial Movement Taping / Фасциальное тейпирование (FMT) — это глобальная программа обучения самым современным методам кинезиотейпирования, разработанным компанией RockTape. Метод основан на очевидной, но, тем не менее, часто пренебрегаемой концепции мышечных цепочек: ни одна мышца не работает изолированно — любое движение обусловленно одновременным сокращением множества мышц, инициируемым мозгом через единую сеть фасций.
- Денискина В.З.; Кантор В.З.; Литвак А.Г.; Никулина Г.В.; Плаксина Л.И.; Солнцева Л.И.; Сорокин В.М.; Феоктистова В.А.; Фомичева Л.В. и др.
- [Fraiberg S.; Preisler G.; Ingsholt А.; Perez-Pereira M., ContiRamsden G. и др.]
- Ранняя помощь: Бернадская М.Э.; Денискина В.З.; Пластунова Л.Г.; Солнцева Л.И.; Сумарокова И.Г.; Хорош С.М