СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные направления коррекционной работы для детей с нарушениями зрения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации содержатся определение нарушения зрения, виды нарушений, основные направления коррекционной работы, обзор эффективных методик.

Просмотр содержимого документа
«Основные направления коррекционной работы для детей с нарушениями зрения»

Нарушения зрения Ларина А.В.

Нарушения зрения

Ларина А.В.

Слабовидение характеризуется:   показателями остроты зрения лучше видящего глаза в условиях оптической коррекции от 0,05-0,4; так же слабовидение может быть обусловлено нарушением другой базовой зрительной функции – поля зрения.

Слабовидение характеризуется:

  • показателями остроты зрения лучше видящего глаза в условиях оптической коррекции от 0,05-0,4;
  • так же слабовидение может быть обусловлено нарушением другой базовой зрительной функции – поля зрения.
Общим признаком у всех слабовидящих обучающихся выступает недоразвитие сферы чувственного познания, что приводит к определённым изменениям в психическом и физическом развитии, трудностям становления личности, к затруднениям предметно-пространственной и социальной адаптации.
  • Общим признаком у всех слабовидящих обучающихся выступает недоразвитие сферы чувственного познания, что приводит к определённым изменениям в психическом и физическом развитии, трудностям становления личности, к затруднениям предметно-пространственной и социальной адаптации.
Категория слабовидящих обучающихся представляет собой чрезвычайно неоднородную группу, различающуюся по своим зрительным возможностям, детерминированным состоянием зрительных функций и характером глазной патологии. Выделяются степени слабовидения: тяжелая, средняя, слабая.

Категория слабовидящих обучающихся представляет собой чрезвычайно неоднородную группу, различающуюся по своим зрительным возможностям, детерминированным состоянием зрительных функций и характером глазной патологии. Выделяются степени слабовидения:

  • тяжелая,
  • средняя,
  • слабая.
Тяжелая степень Наряду со значительным снижением остроты зрения нарушен ряд других зрительных функций: поле зрения (сужение или наличие скотом), светоощущение (повышение или понижение светочувствительности), пространственная контрастная чувствительность, цветоразличение, глазодвигательные функции (нистагм, значительно осложняющий процесс видения, и косоглазие) и другие. состояние зрительных функций у данной подгруппы обучающихся чрезвычайно неустойчивое и во многом зависит от условий, в которых осуществляется учебно-познавательная деятельность: в неблагоприятных условиях состояние зрительных функций может существенно снижаться.  Несмотря на достаточно низкую остроту зрения и нестабильность зрительных функций, ведущим в учебно-познавательной деятельности данной группы обучающихся выступает зрительный анализатор.

Тяжелая степень

Наряду со значительным снижением остроты зрения нарушен ряд других зрительных функций:

  • поле зрения (сужение или наличие скотом),
  • светоощущение (повышение или понижение светочувствительности),
  • пространственная контрастная чувствительность,
  • цветоразличение,
  • глазодвигательные функции (нистагм, значительно осложняющий процесс видения, и косоглазие) и другие.
  • состояние зрительных функций у данной подгруппы обучающихся чрезвычайно неустойчивое и во многом зависит от условий, в которых осуществляется учебно-познавательная деятельность: в неблагоприятных условиях состояние зрительных функций может существенно снижаться.

Несмотря на достаточно низкую остроту зрения и нестабильность зрительных функций, ведущим в учебно-познавательной деятельности данной группы обучающихся выступает зрительный анализатор.

Средняя степень Имеют место искажения зрительных образов и трудности зрительного контроля при передвижении в пространстве. В данную группу входят также обучающиеся, у которых, наряду со снижением остроты зрения, могут иметь место нарушения (отдельные или в сочетании) других зрительных функций (поля зрения, светоощущения, пространственной контрастной чувствительности, цветоразличения, глазодвигательные функции и др.). Вследствие комбинированных (органических и функциональных) поражений зрительной системы снижается их зрительная работоспособность, осложняется развитие зрительно-моторной координации, что затрудняет учебно-познавательную и ориентировочную деятельность. Разнообразие клинико-патофизиологических характеристик нарушенного зрения требует строго индивидуально-дифференцированного подхода к организации образовательного процесса слабовидящих обучающихся этой группы.

Средняя степень

Имеют место искажения зрительных образов и трудности зрительного контроля при передвижении в пространстве. В данную группу входят также обучающиеся, у которых, наряду со снижением остроты зрения, могут иметь место нарушения (отдельные или в сочетании) других зрительных функций (поля зрения, светоощущения, пространственной контрастной чувствительности, цветоразличения, глазодвигательные функции и др.). Вследствие комбинированных (органических и функциональных) поражений зрительной системы снижается их зрительная работоспособность, осложняется развитие зрительно-моторной координации, что затрудняет учебно-познавательную и ориентировочную деятельность. Разнообразие клинико-патофизиологических характеристик нарушенного зрения требует строго индивидуально-дифференцированного подхода к организации образовательного процесса слабовидящих обучающихся этой группы.

Легкая степень Монокулярный характер зрения обусловливает снижение скорости и точности восприятия, полноты и точности зрительных представлений, приводит к возникновению трудностей в дифференциации направлений, неспособности глаза выделять точное местонахождение объекта в пространстве, определять степень его удаленности.

Легкая степень

  • Монокулярный характер зрения обусловливает снижение скорости и точности восприятия, полноты и точности зрительных представлений, приводит к возникновению трудностей в дифференциации направлений, неспособности глаза выделять точное местонахождение объекта в пространстве, определять степень его удаленности.
Неоднородность группы слабовидящих обучающихся детерминируется наличием у них как различных клинических форм слабовидения (нарушение рефракции, патология хрусталика, глаукома, заболевания нервно-зрительного аппарата и др.), так и таких заболеваний, как врожденная миопия (в том числе осложненная), катаракта, гиперметропия высокой степени, ретинопатия недоношенных, частичная атрофия зрительного нерва, различные деформации органа зрения и др.
  • Неоднородность группы слабовидящих обучающихся детерминируется наличием у них как различных клинических форм слабовидения (нарушение рефракции, патология хрусталика, глаукома, заболевания нервно-зрительного аппарата и др.), так и таких заболеваний, как врожденная миопия (в том числе осложненная), катаракта, гиперметропия высокой степени, ретинопатия недоношенных, частичная атрофия зрительного нерва, различные деформации органа зрения и др.
Неоднородность группы слабовидящих также определяется возрастом, в котором произошло нарушение (или ухудшение) зрения. Значение данного фактора определяется тем, что время нарушения (ухудшения) зрения оказывает существенное влияние не только на психофизическое развитие обучающегося, но и на развитие у него компенсаторных процессов.
  • Неоднородность группы слабовидящих также определяется возрастом, в котором произошло нарушение (или ухудшение) зрения. Значение данного фактора определяется тем, что время нарушения (ухудшения) зрения оказывает существенное влияние не только на психофизическое развитие обучающегося, но и на развитие у него компенсаторных процессов.
Методы и приемы обучения слабовидящих обучающихся   Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности учащихся. выполнение упражнений по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое; выполнение движения в облегченных условиях (например, бег под уклон, кувырок вперед с небольшой горки и т. д.); выполнение движения в усложненных условиях (например, использование дополнительных отягощений – гантели 0,5 кг, сужение площади опоры при передвижении и т. д.); использование сопротивлений (упражнения в парах, с резиновыми амортизаторами и т. д.); использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные и др.); использование имитационных упражнений (например, «велосипед» в положении лежа, метание без снаряда и т. д.);

Методы и приемы обучения слабовидящих обучающихся

  • Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности учащихся.
  • выполнение упражнений по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое;
  • выполнение движения в облегченных условиях (например, бег под уклон, кувырок вперед с небольшой горки и т. д.);
  • выполнение движения в усложненных условиях (например, использование дополнительных отягощений – гантели 0,5 кг, сужение площади опоры при передвижении и т. д.);
  • использование сопротивлений (упражнения в парах, с резиновыми амортизаторами и т. д.);
  • использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные и др.);
  • использование имитационных упражнений (например, «велосипед» в положении лежа, метание без снаряда и т. д.);
  • подражательные упражнения («как ходит медведь, лиса»; «стойка аиста»; «лягушка» – присесть, положив руки на колени, и т. д.);
  • использование при ходьбе, беге лидера (дети ориентируются на звук шагов бегущего рядом или на один шаг впереди ребенка с остаточным зрением);
  • использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребенку при выполнении движения;
  • использование изученного движения в сочетании с другими действиями (например, ведение мяча в движении с последующим броском в цель и др.);
  • изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик, как темп, ритм, скорость, ускорение, направление движения, амплитуда, траектория движения и т. д.;
  • изменение исходных положений для выполнения упражнения (например, сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки или от пола);
  • использование мелкого спортивного инвентаря для манипуляции пальцами и развития мелкой моторики руки (мяч «ежик», массажное кольцо и мяч, ручной эспандер, для дифференцировки тактильных ощущений – отделение риса от гороха и т. д.);
  • изменение внешних условий выполнения упражнений: на повышенной опоре, бег в зале и по траве, передвижение на лыжах по рыхлому снегу и по накатанной лыжне и т. д.
Метод дистанционного управления также относится к методу слова, он предполагает управление действиями ученика на расстоянии посредством следующих команд: «поверни направо», «поверни налево», «иди вперед», «три шага вперед, вправо, влево» и т. д.
  • Метод дистанционного управления также относится к методу слова, он предполагает управление действиями ученика на расстоянии посредством следующих команд: «поверни направо», «поверни налево», «иди вперед», «три шага вперед, вправо, влево» и т. д.
Метод упражнения по применению знаний , построенный на основе восприятия информации при обучении посредством органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние). Этот метод направляет внимание ребенка на ощущение (мышечно-двигательное чувство), возникающее в мышцах, суставах при выполнении двигательных действий, и позволяет совершить перенос усвоенных знаний в практическую деятельность.
  • Метод упражнения по применению знаний , построенный на основе восприятия информации при обучении посредством органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние). Этот метод направляет внимание ребенка на ощущение (мышечно-двигательное чувство), возникающее в мышцах, суставах при выполнении двигательных действий, и позволяет совершить перенос усвоенных знаний в практическую деятельность.
Метод наглядности занимает особое место в обучении слепых и слабовидящих. Наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями. При рассматривании предметов (спортивного инвентаря) вначале предлагается рассматривание предмета по частям, ставится задача определения его формы, поверхности, качества, цвета, а затем предпринимается попытка целостного восприятия предмета или действия.
  • Метод наглядности занимает особое место в обучении слепых и слабовидящих. Наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями. При рассматривании предметов (спортивного инвентаря) вначале предлагается рассматривание предмета по частям, ставится задача определения его формы, поверхности, качества, цвета, а затем предпринимается попытка целостного восприятия предмета или действия.
Требования к организации работы с обучающимися, имеющими нарушение зрения: необходимость повышенного педагогического руководства учебно-познавательной деятельностью слабовидящих обучающихся; необходимость использования специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слабовидящих обучающихся; обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися; соблюдение регламента зрительных нагрузок (с учетом рекомендаций офтальмолога); рациональное чередование зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала; использование приемов, направленных на снятие зрительного напряжения; соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний).

Требования к организации работы с обучающимися, имеющими нарушение зрения:

  • необходимость повышенного педагогического руководства учебно-познавательной деятельностью слабовидящих обучающихся;
  • необходимость использования специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слабовидящих обучающихся;
  • обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися;
  • соблюдение регламента зрительных нагрузок (с учетом рекомендаций офтальмолога);
  • рациональное чередование зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала;
  • использование приемов, направленных на снятие зрительного напряжения;
  • соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний).
Активный характер компенсации слепоты непосредственно связан с активностью познания человеком внешнего мира и с его отражением в сознании человека. Формирующееся представление соответствует объекту независимо от того, воспринимается он зрительно или осязательно.  Исследования отечественных тифлопедагогов показали, что дети с недостатками зрения правильно и адекватно отражают объективный мир как в субъективных чувственных образах, так и в понятиях. Важно знать, что без умения слепого на основе использования сохранившихся анализаторов создавать правильное отображение внешнего мира, невозможна компенсация слепоты, без этого умения он оказывается беспомощным. Большое значение имеет развитие представлений, памяти, мышления, внимания, воли, т. е. высших познавательных процессов. Сущность формирования процессов компенсации у человека заключается не столько в биологической приспосабливаемости организма, сколько в формировании способов действия и усвоении социального опыта в условиях сознательной целенаправленной деятельности. 
  • Активный характер компенсации слепоты непосредственно связан с активностью познания человеком внешнего мира и с его отражением в сознании человека.
  • Формирующееся представление соответствует объекту независимо от того, воспринимается он зрительно или осязательно.
  • Исследования отечественных тифлопедагогов показали, что дети с недостатками зрения правильно и адекватно отражают объективный мир как в субъективных чувственных образах, так и в понятиях.
  • Важно знать, что без умения слепого на основе использования сохранившихся анализаторов создавать правильное отображение внешнего мира, невозможна компенсация слепоты, без этого умения он оказывается беспомощным.
  • Большое значение имеет развитие представлений, памяти, мышления, внимания, воли, т. е. высших познавательных процессов.
  • Сущность формирования процессов компенсации у человека заключается не столько в биологической приспосабливаемости организма, сколько в формировании способов действия и усвоении социального опыта в условиях сознательной целенаправленной деятельности. 
Базовые технологии поддержки развития слепого ребенка Использование маркировки домашней среды слепых детей. Особенности составления индивидуальных программ ранней помощи семьям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями зрения.

Базовые технологии поддержки развития слепого ребенка

  • Использование маркировки домашней среды слепых детей.
  • Особенности составления индивидуальных программ ранней помощи семьям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями зрения.
С целью коррекции вторичных отклонений общеразвивающие, подготовительные, специальные упражнения на развитие двигательных, слуховых, зрительных функций, развитие бинокулярного зрения, координации движений, упражнения на внимание, память, осанку, упражнения в равновесии, на расслабление и дыхание,

С целью коррекции вторичных отклонений

  • общеразвивающие, подготовительные, специальные упражнения на развитие двигательных,
  • слуховых,
  • зрительных функций,
  • развитие бинокулярного зрения,
  • координации движений,
  • упражнения на внимание,
  • память,
  • осанку,
  • упражнения в равновесии,
  • на расслабление и дыхание,
упражнения на пространственно – часовую ориентировку, упражнения в построении и перестроении, упражнения без зрительного контроля, у упражнения с мячом, на развитие мелкой моторики рук, расширение функциональных возможностей организма, ритмические упражнения, упражнения на гибкость, ходьба, бег умеренной интенсивности, метание малых мячей.
  • упражнения на пространственно – часовую ориентировку,
  • упражнения в построении и перестроении,
  • упражнения без зрительного контроля, у
  • упражнения с мячом,
  • на развитие мелкой моторики рук,
  • расширение функциональных возможностей организма,
  • ритмические упражнения,
  • упражнения на гибкость,
  • ходьба,
  • бег умеренной интенсивности,
  • метание малых мячей.
Школа Паркинсона Метод Фростик Хорн МЕТОД РАЗВИВАЮЩЕГО ДВИЖЕНИЯ Вероники Шерборн Эвритмические занятия
  • Школа Паркинсона
  • Метод Фростик Хорн
  • МЕТОД РАЗВИВАЮЩЕГО ДВИЖЕНИЯ Вероники Шерборн
  • Эвритмические занятия
Классификация  коррекционно-развивающих образовательных технологий. В.М.Акименко,  Н.М.Борозинец, Т.С.Шеховцова и др.

Классификация коррекционно-развивающих образовательных технологий.

В.М.Акименко,

Н.М.Борозинец,

Т.С.Шеховцова и др.

 Технологии формирования дыхания : парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

  • Технологии формирования дыхания :
  • парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.
  • парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.
Технологии развития мелкой моторики:  кинезитерапия; гидрогимнастика; Су-Джок терапия; японская методика пальцевого массажа; игровые упражнения. кинезитерапия; гидрогимнастика; Су-Джок терапия; японская методика пальцевого массажа; игровые упражнения. кинезитерапия; гидрогимнастика; Су-Джок терапия; японская методика пальцевого массажа; игровые упражнения. кинезитерапия; гидрогимнастика; Су-Джок терапия; японская методика пальцевого массажа; игровые упражнения.

Технологии развития мелкой моторики:

  • кинезитерапия; гидрогимнастика; Су-Джок терапия; японская методика пальцевого массажа; игровые упражнения.
  • кинезитерапия; гидрогимнастика; Су-Джок терапия; японская методика пальцевого массажа; игровые упражнения.
  • кинезитерапия; гидрогимнастика; Су-Джок терапия; японская методика пальцевого массажа; игровые упражнения.
  • кинезитерапия;
  • гидрогимнастика;
  • Су-Джок терапия;
  • японская методика пальцевого массажа;
  • игровые упражнения.
 Здоровьесберегающие технологии: фитотерапия; ароматерапия; музыкотерапия; хромотерапия; литотерапия; аурикулотерапия; його-терапия. фитотерапия; ароматерапия; музыкотерапия; хромотерапия; литотерапия; аурикулотерапия; його-терапия.

Здоровьесберегающие технологии:

  • фитотерапия; ароматерапия; музыкотерапия; хромотерапия; литотерапия; аурикулотерапия; його-терапия.
  • фитотерапия;
  • ароматерапия;
  • музыкотерапия;
  • хромотерапия;
  • литотерапия;
  • аурикулотерапия;
  • його-терапия.
Технология: СУ - ДЖОК ТЕРАПИЯ

Технология: СУ - ДЖОК ТЕРАПИЯ

Цель применения:  это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами.

Цель применения:  это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами.

Технология: КИНЕЗИОЛОГИЯ   Цель применения:   кинезиологические упражнения активизируют интеллектуальную и речевую деятельность, развивают  межполушарные связи, улучшают память и концентрацию  внимания.

Технология: КИНЕЗИОЛОГИЯ

  • Цель применения:  кинезиологические упражнения активизируют интеллектуальную и речевую деятельность, развивают  межполушарные связи, улучшают память и концентрацию  внимания.
КОНЦЕПЦИЯ:  ФАСЦИАЛЬНЫЙ ТЕЙПИНГ – ТЕЙПИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЙ, А НЕ МЫШЦ.   Fascial Movement Taping / Фасциальное тейпирование (FMT)  — это глобальная программа обучения самым современным методам кинезиотейпирования, разработанным компанией RockTape. Метод основан на очевидной, но, тем не менее, часто пренебрегаемой концепции мышечных цепочек: ни одна мышца не работает изолированно — любое движение обусловленно одновременным сокращением множества мышц, инициируемым мозгом через единую сеть фасций.
  • КОНЦЕПЦИЯ:  ФАСЦИАЛЬНЫЙ ТЕЙПИНГ – ТЕЙПИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЙ, А НЕ МЫШЦ.
  • Fascial Movement Taping / Фасциальное тейпирование (FMT)  — это глобальная программа обучения самым современным методам кинезиотейпирования, разработанным компанией RockTape. Метод основан на очевидной, но, тем не менее, часто пренебрегаемой концепции мышечных цепочек: ни одна мышца не работает изолированно — любое движение обусловленно одновременным сокращением множества мышц, инициируемым мозгом через единую сеть фасций.
Денискина В.З.; Кантор В.З.; Литвак А.Г.; Никулина Г.В.; Плаксина Л.И.; Солнцева Л.И.; Сорокин В.М.; Феоктистова В.А.; Фомичева Л.В. и др. [Fraiberg S.; Preisler G.; Ingsholt А.; Perez-Pereira M., ContiRamsden G. и др.] Ранняя помощь: Бернадская М.Э.; Денискина В.З.; Пластунова Л.Г.; Солнцева Л.И.; Сумарокова И.Г.; Хорош С.М
  • Денискина В.З.; Кантор В.З.; Литвак А.Г.; Никулина Г.В.; Плаксина Л.И.; Солнцева Л.И.; Сорокин В.М.; Феоктистова В.А.; Фомичева Л.В. и др.
  • [Fraiberg S.; Preisler G.; Ingsholt А.; Perez-Pereira M., ContiRamsden G. и др.]
  • Ранняя помощь: Бернадская М.Э.; Денискина В.З.; Пластунова Л.Г.; Солнцева Л.И.; Сумарокова И.Г.; Хорош С.М