СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные направления работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос укрепления, поддержания и сохранения  здоровья   обучающихся  является актуальным и реализуемым в нашей системе образования. Главная задача  школы – предоставить обучающемуся возможность сохранения здоровья за весь период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ведению здорового образа жизни.

Просмотр содержимого документа
«Основные направления работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников»

МБОУ «Гимназия №1 имени Н.М. Пржевальского»















Статья:

Основные направления работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников



Учитель начальный классов

Мармылёва И.Е.

























Смоленск, 2019г.

Основные направления работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников

Вопрос укрепления, поддержания и сохранения здоровья обучающихся является актуальным и реализуемым в нашей системе образования. Главная задача школы – предоставить обучающемуся возможность сохранения здоровья за весь период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ведению здорового образа жизни. Самый насущный вопрос, которым задается система образования: как осуществить сохранение, укрепление и восстановление здоровья обучающихся?

Актуальность данной проблемы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из первостепенных задач реформы системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья и здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Что такое «здоровьесберегающие образовательные техноло­гии»? Это комплекс психолого-педагогических приемов и методов работы, подходов к реализации возможных проблем, знакомых большинству педагогов, плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Нельзя не заметить, что с каждым годом уровень здоровья будущих первоклассников снижается, а это значит, что снижаются их возможность успешно обучаться. Факторы, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей следующие: снижение уровня жизни населении; неблагоприятная экологическая обстановка в нашей стране; ухудшение состояние здоровья будущих матерей; депрессии, стрессы; низкая двигательная активность; неосведомленность родителей в вопросах сохранения здоровья своих детей; низкое качество продуктов питания.

Нельзя не отметить и школьные факторы риска: методики и технологии обучения не соответствуют возрас­тным и функциональным возможностям обучающихся; стрессовая педагогическая тактика; несоблюдение самых элементарных физиологических и гигие­нических требований к организации учебного процесса; не отлажена система физического воспита­ния; интенсивность учебного процесса; некоторая неграмотность педагога в вопросах ох­раны и укрепления здоровья учащихся; частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; не отлажена системна работы по формированию пред­ставления о здоровье и здоровом образе жизни как ценности.

Все эти факторы приводят к тому, что ребенок приобретает не только проблемы со здоровьем, но и трудности в учении.

В семье, в детском саду и в школе с самого раннего возраста детей учат безопасному поведению. Но знать о возможных опасностях и правилах поведения ˗˗ мало, надо уметь действовать в подобных ситуациях так, чтобы сохранить и свою жизнь, и по возможности постараться помочь другим людям в различных чрезвычайных ситуациях. Следовательно, для этого надо развивать нормы и традиции безопасного поведения, новое видение мира, новые идеи, идеалы и ценности, формировать полную физическую и психологическую устойчивость человека к условиям воздействия неблагоприятных факторов чрезвычайных ситуаций, качество личности безопасного типа и тем самым способствовать формированию безопасного общества и государства. Чтобы достичь этого, необходимо формировать   культуру  безопасности жизнедеятельности населения, как основу существования любого общества.

Основные направления деятельности по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников.

Направление

деятельности

Задачи

Содержание

Санитарно-просветительская работа по формированию

здорового образа жизни

1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни.

2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности.

3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни

– Проведение уроков здоровья, проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности

Профилактическая деятельность

1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.

2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.

3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.

4. Профилактика травматизма

– Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье.

– Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований.

– Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми.

– Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха.

Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа

1. Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.

2. Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье. 

3. Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму.

– Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе: организация подвижных игр; соревнований по отдельным видам спорта;

спартакиады, дни здоровья.

– Привлечение к 

организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми тренеров ДЮСШ, родителей.

Образовательная деятельность выступает ведущей по формированию культуры безопасного образа жизни, так как такое формирование осуществляется в основном в учреждениях общего и дополнительного образования. Получение детьми знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности, воспитание у них внутренней, осознанной потребности следовать существующим нормам и правилам безопасного поведения осуществляется за счёт обязательной части примерной основной общеобразовательной программы начального курса общего образования в рамках учебного предмета «Окружающий мир».

Считаю, что здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье учащихся. Поэтому изучив и проанализировав данную проблему, а также современную литературу по формированию здорового образа жизни обучающихся младшего школьного возраста, я использую в своей работе только те методы, приёмы, способы, формы занятий и принципы, которые направлены на организацию здорового образа жизни. Вот некоторые из таких форм: моделирование определенных ситуаций; знакомство с художественной литературой; беседы; беседы по иллюстрациям, сюжетным картинкам; различные игры (словесные, ролевые, подвижные, дидактические); игровые тренинги; экскурсии по территории школы; наблюдения; опыты и эксперименты.

В рамках игр и занимательных заданий уровень знаний учеников об основах безопасности значительно повышается, так как привлекается внимание детей к изучаемой теме, позволяет обратить внимание на своё здоровье, учит заботиться о своём организме, формирует привычку здорового образа жизни, учит быстро и правильно принимать решения в возникающих в жизни ситуациях. Поэтому я использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, игры-тесты, стихи, загадки и  пословицы, учебные задачи, кроссворды, инсценировки.

Также использую следующие методы и приемы: ситуационный

метод, практический метод; познавательная игра; соревновательный метод и др.

В соответствии с определенными усло­виями работы выбираю средства. Это и обычные движения во время урока, и физические упражнения, физкультминутки, подвижные перемены, спортивно-оздорови­тельные массовые мероприятия, те­матические праздники здоровья в рамках внеурочной деятельности.

Расписание уроков составляется в соответствии со шкалой трудности предметов.

Предмет

Балл

Математика

Иностранный язык

Русский язык

Природоведение

Литературное чтение

Рисование

Музыка

Труд

Физкультура

11

10

7

7

7

1

2

4

5

Одним из наиболее важных путей рациональной организации обучения, считаю необходимым обеспечивать оптимальный двигательный режим, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего периода обучения в школе.

С целью удовлетворения двигательной потребности учащихся в течение всего учебного дня, обязательно провожу утреннюю зарядку перед началом уроков. Это помогает детям активно включаться в работу с утра, воспитывает волевые качества характера. Также, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку (психо-физические тренировки), строго слежу за соблюдением обучающимися правильной осанки, правильной позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

Чтобы обучающиеся не уставали на уроке, провожу различные физкультминутки в стихотворной форме, под музыку и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения.

Кроме того применяю дифференцированный подход к обучению. Этот прием также способствует сбережению здоровья обучающихся. Как следствие, каждый ребёнок получает от урока только положительные эмоции, ощущает защищённость, уют и комфорт, учится с интересом. Объём домашнего задания и степень его сложности тоже необходимо соизмерять со способностями и возможностями каждого ученика. По опыту знаю, что если ребёнок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него, как правило, пропадает интерес к этой деятельности. Поэтому предоставляю детям возможность получать разноуровневые домашние задания. Каждый имеет возможность выбрать задание по силам и способностям.

Здоровьесбережению способствуют и проведение нестандартных уроков. Поэтому в своей практике я широко их использую. Это могут быть уроки-путешествия, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-экскурсии и другие. В комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий также применяю игровые технологии на уроках. Это укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает увидеть индивидуальность детей, вызвать положительные эмоции,.

На классных часах: «Скажем грязи «Нет», «Золотые правила здоровья», «Как работать над домашним заданием», «Здоровье – дороже любого богатства» говорим с ребятами о здоровом образе жизни.

В вопросе здоровьесбережения крайне важна роль родителей. Родительское собрание – это основная форма работы с родителями, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса, воспитания учащихся в школе и дома. Использую различные формы проведения родительских собраний. Собрания проводятся в виде деловых игр, практикумов, конкурсов, соревнований, лекций и бесед. Темы собраний были следующие: “Прежде всего - мы родители”, «Не хочу учиться», «Главные мотивы учения младших школьников», «Как уберечь ребенка от стрессов», «Как сберечь здоровье ребенка».

Реализовать задачи ОБЖ также можно и в рамках внеурочной деятельности, которая организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственного, физкультурно-спортивного и оздоровительного, социального, обще-интеллектуального, общекультурного. По спортивно-оздоровительному направлению я разработала программы таких кружков как «Здравушка», «Мои уроки здоровья». Работаю по ним уже четвертый год.

Итак, опыт показывает, что использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, психологический климат в детском и педагогическом коллективах значительно улучшается, и, что весьма важно, активно приобщает родителей обучающихся к работе по укреплению здоровья их детей. Учителю, освоившему эту технологию, становится легко и интересно работать, так как сама собой уходит проблема учебной дисциплины, учитель раскрепощается, открывается простор для воплощения в жизнь его педагогических идей, способствует расширению его педагогического творчества.