ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г.Смоленска».
Выступление на МО классных руководителей:
«Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС»
Программу составила:
Учитель высшей категории
Марченкова Ольга Павловна
Смоленск 2022
В ФГОС УО (ИН) ведущая роль отводится развитию взаимодействия семьи и школы. Поэтому необходимость и важность взаимодействия школы и семьи однозначны. Тесное взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе коррекционной школы и каждого учителя.
Мы живём в современном обществе в эпоху цифровизации. Одним из элементов которой является переход от очного общения и взаимодействия, к общению виртуальному, с использованием различных мобильных приложений и социальных сетей. Ежедневно все мы ощущаем дефицит времени, в связи с увеличивающимся темпом жизни и высокой занятостью.
Сокращается время, которое родители могут уделять общению с учителем и взаимодействию со школой. Поэтому важная информация для развития ребёнка с ОВЗ и преодоления сложностей в его обучении может теряться. Данную проблему можно и нужно решать с помощью использования и грамотного наполнения информационно-коммуникативного пространства.
В последние годы в коррекционной школе наблюдается, что посещаемость родителей на родительских собраниях ослабевает по разным причинам. Основные – в силу их занятости по работе или часто по причине нестабильного состояния здоровья их ребёнка. Однако сами родители обращаются к классному руководителю и специалистам школы с различными вопросами, с запросом о проведении консультаций или подготовке информации по различным вопросам, связанным с образовательным процессом, воспитанием и развитием своих детей.
Чтобы разрешить это противоречие с 2018/2019 учебного года в своей работе с родителями класса использую интерактивную форму работы посредством социальной сети (ВКонтакте) и мобильные мессенджеры* (viber, WhatsApp).
К преимуществам использования интерактивных площадок во взаимодействии с семьей обучающихся, можно отнести:
- возможность демонстрировать документы в различных форматах: аудио, видео, фото;
- возможность использовать индивидуальный подход к каждому конкретному родителю;
- возможность сочетания индивидуальной и групповой форм работы с родителями;
- возможность быстро доводить информацию до родителей;
- возможность вносить информационные изменения и дополнения;
- возможность оперативно получать обратную связь от родителей;
- возможность проводить опросы и быстро обрабатывать информацию.
Использование интерактивных форм общения и взаимодействия с родителями реализуется на основании принципа партнёрства и диалога.
Использовать социальные сети и мобильные мессенджеры в процессе общения и взаимодействия с родителями было запланировано с целью создания единого информационного пространства для оперативного и конструктивного взаимодействия классного руководителя и родителей класса.
В процессе реализации цели решались следующие педагогические задачи:
- Повысить педагогическую грамотность родителей;
- Вовлечь родителей в процесс обучения и развития собственного ребёнка;
- Сформировать позитивные, доверительные взаимоотношения между школой и семьёй;
- Создать условия для диалога, обмена опытом, мнениями;
- Информировать родителей по вопросам образовательного процесса и режимными моментами жизни ребёнка в школе;
- Повысить ответственность родителей за организацию внеурочной деятельности ребёнка.
Посредством опроса для своего класса мы определили 2 информационные площадки, наиболее популярные среди родителей, через которые мы общаемся и на которых всегда размещаем самую актуальную информацию – это WhatsApp и социальная сеть ВКонтакте. Наша классная группа ВКонтакте является закрытой, т.к. для большинства родителей было важно не допустить распространения фото детей в открытом доступе в интернете. 80% родителей стали участниками группы класса в ВКонтакте. Привлечь большинство родителей в качестве подписчиков на нашу страницу помог правильно оформленный и грамотно подготовленный контент. В нашей группе в ВКонтакте были выделены следующие тематические разделы:
1. Вопросы – открытый чат с родителями позволяющий быстро и оперативно ответить на возникающие у них вопросы или поделиться наболевшим.
2. Домашнее задание – в данном разделе выкладываются рекомендованные занятия с детьми, которые помогают закрепить базовые учебные действия обучающихся.
3. Конкурсы, выставки, праздники – данный раздел содержит информацию об актуальных творческих и праздничных мероприятиях, проходящих в классе, в школе и районе в рамках внеурочной деятельности. Цель раздела приобщить родителей к совместному с детьми времяпрепровождению и привлечь их к активному участию в жизни школы.
На страничке в группе сообщества родители размещали не только вопросы, но и благодарность классному руководителю за проведённые мероприятия .
Мобильные мессенджеры (WhatsApp) используются для обмена короткими сообщениями с родителями, напоминаниями о сроках или договоренностях, а также с целью группового обсуждения и скорейшего достижения единого мнения по актуальным вопросам жизни нашего класса.
Важным и необходимым стало использование интерактивной формы работы с родителями при введении дистанционной формы обучения. Всё обучение было построено на общении через группу ВКонтакте, где классным руководителем размещались конспекты уроков по предметам, ссылки на обучающие видеоуроки, тесты, разъяснения и дополнения по выполнению заданий для родителей и ребят (Контроль и мониторинг освоения программы так же осуществлялся посредством социальной сети и мобильных мессенджеров.
По итогам двух лет работы с родителями класса с использованием интерактивных технологий можно сделать следующие выводы:
1. Родители активнее стали участвовать в жизни класса и школы. С интересом стали откликаться на участие в конкурсах и выставках, делать поделки совместно с детьми и делиться результатами друг с другом.
2. Более тесное общение в социальных сетях позволило сплотить коллектив родителей. Родители начали активно обсуждать достижения и результаты своих детей, а также поддерживать и вдохновлять друг друга на дальнейшие успехи.
3. В социальной сети родители искренне восхищаются результатами детской деятельности, эмоционально поддерживают своего ребёнка.
Заключение.
Чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально-экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей.
Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога.
Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям нужна от нас, учителей поддержка, помощь и просто добрый совет.
Таким образом, посредствам использования социальных сетей и мобильных мессенджеров в качестве интерактивных форм работы с родителями мы смогли достичь поставленных изначально задач. Мы убедились, что такая работа действительно необходима, достаточно эффективна и имеет большой потенциал. Использование социальных сетей и мобильных мессенджеров учителем является одним из эффективных современных средств для оптимального построения связи «семья – школа».