Просмотр содержимого документа
«Основные направления системы логопедической работы при некоторых видах дизартрий у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
Основные направления системы логопедической работы при некоторых видах дизартрий у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Основные направления системы логопедической работы при спастической дизартрии заключаются в следующем:
1.нормализация тонуса в артикуляционном аппарате, мимической мускулатуре и конечностях;
2.развитие и формирование кинестетического контроля: установление с помощью логопеда определенного положения языка и губ ребенка в зависимости от артикуляции звука; массаж артикуляционной мускулатуры;
3.формирование слухового контроля за произношением и развитие фонематического анализа;
4.нормализация проприоцептивной дыхательной мускулатуры;
5.формирование речевого дыхания вне фонации;
6.формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи;
7. коррекция нарушений звукопроизношения.
Важное место в логопедической работе при коррекции
гиперкинетической дизартрии отводится подавлению насильственных движений, в процессе работы выделяются такие основные этапы, как:
подбор позы ребенка, при которой количество и интенсивность непроизвольных движений были бы минимальными;
обучение ребенка удерживать мышцы лица в состоянии покоя на основе обучения расслаблению мышц с помощью психотерапевтического разъясняющего воздействия, различных способов массажа, статических и динамических пассивных движений;
обучение правильному речевому дыханию при беззвучной артикуляции;
выработка правильного речевого дыхания при фонации гласных;
постановка звуков;
выработка плавного произношения и правильной интонации.
Основными направлениями системы логопедической работы при мозжечковой дизартрии являются:
формирование правильного дыхания;
2.работа над голосом: развитие и изменение силы и высоты голоса;
3.развитие тембра голоса;
4.работа по развитию интонации.
Большое внимание уделяется развитию дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа, работе по усилению восприятия артикуляционных укладов и движений путем развития зрительно-кинестетических ощущений. Формирование правильного звукопроизношения должно сочетаться с развитием речевой коммуникации, стремления к преодолению имеющихся нарушений речи, со школьной и социальной адаптацией.
Система логопедического воздействия при всех формах дизартрии у детей с церебральным параличом имеет комплексный характер.
Основными направлениями логопедической работы при НОДА являются: коррекция звукопроизношения в сочетании с формированием звукового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания. Специфика этой работы заключается в ее сочетании с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением. Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематического квалифицированного проведения.
Высокий уровень реабилитации детей с НОДА возможен только лишь при организации комплексной медико-психолого-педагогической системы реабилитации, внедрении новейших достижений научно-практической работы с этими детьми.
Взаимодействие специалистов разных профилей — врачей, психологов, педагогов, логопедов — должно сохранять в поле зрения каждого из них «целостного ребенка», а не парциальное нарушение клинического, социально-психологического или педагогического уровня. При этом усилия всех специалистов необходимо сконцентрировать на социальной адаптации ребенка с церебральным параличом, а частные задачи лечения, обучения, коррекции должны служить средствами достижения этой цели.