СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные направления, темы и проблемы русской литературы начала XX века

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основные направления, темы и проблемы русской литературы начала XX века»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ


Тема урока: Основные направления, темы и проблемы русской литературы начала
XX в.

Тип урока: урок-объяснение нового материала

Место урока в системе уроков литературы в конкретном классе: вводный урок

Цели и задачи:

1. Обучающая: дать представление об исторических процессах конца ХIX – начала ХХ века, раскрыть сущность понятий «модернизм», «декаданс», познакомить учащихся с основными чертами литературы ХХ века, рассказать о литературных направлениях в поэзии Серебряного века, дать краткую характеристику каждого направления, назвать представителей данной эпохи;

2. Развивающая: развивать умения и навыки устной и письменной речи;

3. Воспитательная: воспитывать чувство сопричастности и сопереживания к истории России, воспитывать любовь к русской поэзии эпохи Серебряного века, развивать интерес к литературе как учебному предмету;

4. УУД: развивать навык конспектирования лекционного материала.


Хронометраж урока:

1. Оргмомент – 3 мин.

2. Объяснение нового материала – рассказ учителя об исторических процессах конца XIX – начала ХХ в., об основных направлениях в литературе этого времени, о поэтах Серебряного века и основных чертах модернистских течений – 30 мин.

3. Закрепление изученного – ответ на поставленный вопрос с опорой на прослушанную лекцию – 5 мин.

4. Подведение итогов урока – 2 мин.


Наглядность. Необходимые ТСО: мультимедийный проектор, экран, учебник.


Ход урока:


Содержание этапа

Что должно остаться в тетради ученика

1

Сегодня на уроке мы будем говорить о самом противоречивом и сложном периоде в истории России – о конце XIX – начале XX вв. Мы вспомним, какие исторические события произошли в этот период, узнаем, какие направления сформировались в русской литературе, отметим их особенности и назовем имена тех, кто входил в литературные группировки. В конце урока я предлагаю вам ответить на вопрос: каким видится вам период Серебряного века в развитии русской литературы?

Эпиграф:

Я на мир взираю из-под столика,

Век двадцатый - век необычайный.

Чем столетье интересней для историка,

Тем для современника печальней!

Н. И. Глазков

Число, тема урока, эпиграф

2

В конце XIX – начале ХХ века радикально преображаются все стороны русской жизни: политика, экономика, наука, культура, искусство. Возникают различные, иногда прямо противоположные, оценки социально-экономических и культурных перспектив развития страны. Общим же становится ощущение наступления новой эпохи, несущей смену политической ситуации и переоценку прежних духовных и эстетических идеалов. В литературе происходит пересмотр художественных ориентиров, кардинальное обновление литературных приёмов. Н.А. Бердяев, называвший эту эпоху «русским культурным ренессансом (Что означает Ренессанс иными словами? – Возрождение)», так описал ее: «Можно определенно сказать, что начало ХХ века ознаменовалось у нас ренессансом духовной культуры, ренессансом философским и литературно-эстетическим. Никогда еще русская культура не достигала такой утонченности, как в то время. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни».

Давайте вспомним, какие исторические события произошли в начале ХХ века, которые потрясли Россию:

1) Русско-японская война (1904-1905 гг.). Победа Японии и заключение мирного договора.

2) Первая буржуазно-демократическая революция (1905 г.). Учреждение парламента; ограничение самодержавия; частичная ликвидация проблем земельного вопроса.

3) Первая мировая война (1914-1919 гг.). Победа Антанты; Февральская и Октябрьская революции; Версальский договор.

4) Февральская революция (1917 г.). Отречение Николая II от престола; установление республиканского строя.

5) Октябрьская революция (1917 г.). Победа большевиков; начало Гражданской войны; создание РСФСР (Российской Социалистической Федеративной Советской Республики).

6) Гражданская война (1917/1918-1922/1923 гг.). Победа рабоче-крестьянской Красной армии; образование СССР.

Эти события изменили жизнь каждого человека. В 1918 г.
А.А. Блок пишет стихотворение «Скифы». Поэт не знает, по какому пути пойдет развитие страны: «Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя, / И обливаясь черной кровью, / Она глядит, глядит, глядит в тебя / И с ненавистью, и с любовью!»

В 1890 г. русский художник М.А. Врубель написал картину «Демон сидящий». Художник так писал о своей работе: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый…». Демон – образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, он сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами. Это некий образ современного человека, страдающего и думающего над своей судьбой и судьбой Родины.

Новый этап в развитии культуры России, именуемый эпохой «Серебряного века», условно начинается с 1890 г. и заканчивается в 1921 г. в связи с гибелью А.А. Блока и Н.С. Гумилева, массовой эмиграцией и высылкой из страны писателей, философов, историков. Создание термина «Серебряный век» связывают с именем философа Н.А. Бердяева, который назвал «Серебряный век» отблеском, возрождением «века золотого». Какой период в истории русской культуры называют Золотым веком? (Период первой половины XIX века). Почему он имеет такое название? (В этот период были созданы шедевры русской классики практически во всех направлениях русского искусства, представителями которого были А.С. Пушкин, М.М. Глинка, А.А. Иванов и др.) «Серебряным» веком принято называть не хронологические рамки конца XIX – первой трети XX века, а именную русскую литературу этого времени, литературу новую по отношению к литературе классической. Впервые в литературном творчестве выражение «Серебряный век» было употреблено
А.А. Ахматовой в «Поэме без героя»: «И серебряный месяц ярко / над серебряным веком стыл». Многих из писателей Серебряного века притягивали вопросы глубинные, вечные – о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Однако переломная эпоха не только обогащала литературу и искусство: она постоянно напоминала писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие — с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.

Основные черты литературы XX века:

1. Кризисность эпохи, которая отразилась в литературных произведениях. В начале ХХ в. произошел кризис старых представлений об искусстве, сложилось ощущение исчерпанности прошлого развития, стала неизбежна переоценка ценностей.

Настроения многих творческих людей начала ХХ века отразились в стихотворении А.А. Блока из поэмы «Возмездие»: «Двадцатый век... еще бездомней, / Еще страшнее жизни мгла, / Еще чернее и огромней / Тень Люциферова крыла. / И отвращение от жизни, / И к ней безумная любовь, / И страсть, и ненависть к Отчизне... / И черная земная кровь / Сулит нам, раздувая вены, / Все разрушая рубежи, / Неслыханные перемены, / Невиданные мятежи...»

2. Многосоставность и сложная целостность литературы. В начале XX в. обновление литературы, ее модернизация, переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии стали причиной появления новых литературных направлений.

(Работа с таблицей. Заполнение поля «Писатели-реалисты»)

Реализм не исчезает, он продолжает развиваться, происходит критическое осмысление происходящего. Ещё активно работают Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. Темой их произведений становятся идейные искания интеллигенции и «маленький» человек с его повседневными заботами. К этому литературному течению также относят И.А. Бунина, А.И. Куприна, И.С. Шмелева, Б. Зайцева,
М. Горького, Л.Н. Андреева, А. Ремизова; сатириков:
А. Аверченко, Н. Тэффи, Сашу Черного, В.Г. Короленко,
В. Вересаева, А. Серафимовича. Пристальное внимание авторов уделяется внутреннему миру человека. Характеры героев раскрывается в связи с социальными обстоятельствами. Писатели-реалисты рассматривают тёмные, инстинктивные стороны личности, стихийные чувства, не понимаемые самим человеком. Задача автора – показать своё восприятие жизни. Многие идеи уходят в подтекст (философский, мировоззренческий). Возрастает роль детали, а поэтические приемы переходят в прозу.

В начале ХХ столетия многих литераторов эстетика реализма уже не удовлетворяла. Писатели стали объединяться в различные группы, выдвигать творческие принципы, участвовать в полемиках — так утвердились новые литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм.

Работа с учебником (стр. 16):

Модернизм (от фр. moderne – «современный») – общее название направлений в искусстве и литературе ХХ века, для которого характерны отрицание традиционных форм и эстетики прошлого, опора на условность стиля, экспериментаторство и противопоставление себя реализму.

Рассмотрим подробнее каждое из этих литературных течений. Начнем с символизма.

(Работа с таблицей. Заполнение поля «Поэты-символисты»)

Датой возникновение новой эстетической системы принято считать 1892 г., когда Д.С. Мережковский прочитал доклад «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». В нём были провозглашены главные принципы будущих символистов: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Символ и образ для символистов обладают неисчерпаемым смыслом. Рациональному познанию мира поэты противопоставили конструирование мира в творчестве, познание окружающего через искусство, которое В.Я. Брюсов определил, как «постижение мира иными, не рассудочными путями». С особым вниманием представители этого направления относились к наследию русской классической литературы – в работах и статьях символистов нашли отражение новые интерпретации творчества А.С. Пушкина,
Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского.

Работа с учебником (стр. 16):

Декаданс – общее наименование кризисных явлений европейской культуры конца XIX – начала ХХ века, отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни.

«Старшие» символисты открыли в литературе новые темы, новый язык. Новая поэзия стала симптомом вырождения человечества, поэты выдумывали свой мир. Символистов стали называть «декадентами» («упадочниками»). С точки зрения символистов, этот «упадок» значительно ценнее нормальной посредственности. Декадентская лирика передавала настроение пассивности, безнадежности, неприятие общественной жизни, стремление замкнуться в мире своих душевных переживаний.

Декадентская лирика: Д.С. Мережковский «Так жизнь ничтожеством страшна…»: Так жизнь ничтожеством страшна, / И даже не борьбой, не мукой, / А только бесконечной скукой / И тихим ужасом полна, / Что кажется — я не живу, / И сердце перестало биться, / И это только наяву / Мне все одно и то же снится. / И если там, где буду я, / Господь меня, как здесь, накажет, — / То будет смерть, как жизнь моя, /И смерть мне нового не скажет».

А.А. Блок «Вхожу я в темные храмы…»: «Вхожу я в темные храмы, / Совершаю бедный обряд. / Там жду я Прекрасной Дамы / В мерцаньи красных лампад. / В тени у высокой колонны / Дрожу от скрипа дверей. / А в лицо мне глядит, озаренный. / Только образ, лишь сон о Ней. / О, я привык к этим ризам / Величавой Вечной Жены! / Высоко бегут по карнизам / Улыбки, сказки и сны. / О, Святая, как ласковы свечи, / Как отрадны Твои черты! / Мне не слышны ни вздохи, ни речи, / Но я верю: Милая - Ты.»

(Работа с таблицей. Заполнение основных черт символизма)

В 1910 г. «символизм закончил свой круг развития», – скажет
Н.С. Гумилев. Группа молодых поэтов сначала основала литературное объединение «Цех поэтов», а затем провозгласила себя представителями нового литературного течения — акмеизма (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина).

(Работа с таблицей. Заполнение поля «Поэты-акмеисты»)

Значение термина «акмеизм» впервые было истолковано
Н.С. Гумилевым: акмеизм – это «расцвет всех духовных и физических сил». В отличие от символистов, стремящихся познать непознаваемое, акмеисты обратились к ценности человеческой жизни, многообразию яркого земного мира. Акмеизм провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности. Акмеисты вернули поэзии «радостное любование бытием». Простота, ясность слова, культ конкретности и чувств, прославление вещи и ее имени – слова стали основными чертами этого направления. Главным требованием к художественной форме произведений стала живописная чёткость образов, выверенная и точная композиция, стилистическое равновесие, отточенность деталей. Важнейшее место в эстетической системе ценностей акмеисты отводили памяти — категории, связанной с сохранением лучших отечественных традиций и мирового культурного наследия.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие»: «Перед весной бывают дни такие: / Под плотным снегом отдыхает луг, / Шумят деревья весело-сухие, / И теплый ветер нежен и упруг. / И легкости своей дивится тело, / И дома своего не узнаешь, / А песню ту, что прежде надоела, / Как новую, с волнением поешь».

(Работа с таблицей. Заполнение основных черт акмеизма)

Одновременно с акмеизмом возникло другое модернистское течение – футуризм, которое включало в себя следующие авангардистские движения: кубофутуризм, эгофутуризм, «Мезонин поэзии», «Центрифуга».

(Работа с таблицей. Заполнение поля «Поэты-футуристы»)

Футуристы провозглашали в своем творчестве тезис: «Искусство – игра». В отличие от символистов с их идеей преображения мира искусством, футуристы делали упор на разрушение старого мира. Для поэтов-футуристов была характерна атмосфера эпатажа, вызова общественному вкусу, литературного скандала, отрицание художественного наследия, разрушение форм и условностей искусства. Так в 1912 г. кубофутуристы потребовали «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности». Тяга футуристов к массовым театрализованным действиям с переодеваниями, раскрашиванием лиц и рук была вызвана представлением о том, что поэзия должна выйти из книг на площадь, зазвучать перед зрителями-слушателями. Стилевыми особенностями поэзии футуризма стало обновление поэтического языка, словотворчество, отказ от знаков препинания, особое графическое оформление стихов, депоэтизация языка (введение вульгаризмов, неологизмов, технических терминов, уничтожение привычных границ между «высоким» и «низким»). Футуристы ставили своей задачей совершить «революцию в искусстве». Они отказывались от туманности, недосказанности, мистицизма, человек для них стоит в центре мира. Главная идея искусства, по мнению футуристов, – словом преобразить мир.

В. Хлебников «Заклятие смехом»: «О, рассмейтесь, смехачи! / О, засмейтесь, смехачи! / Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, / О, засмейтесь усмеяльно! / О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей! / О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! / Смейево, смейево! / Усмей, осмей, смешики, смешики! / Смеюнчики, смеюнчики. / О, рассмейтесь, смехачи! / О, засмейтесь, смехачи!»

(Работа с таблицей. Заполнение основных черт футуризма)

Итак, мы заполнили все пропуски. Посмотрите, пожалуйста, в нижней части таблицы есть имена поэтов М.И. Цветаевой,
М. Волошина, В. Ходасевича и писателей М.А. Булгакова и
А. Платонова. Как вы думаете, почему они там расположены?

В поэзии Серебряного века были яркие индивидуальности, которые невозможно отнести к определенному течению. Ни одна другая эпоха не дала такого обилия деклараций собственной исключительности.

Вернёмся к перечислению основных черт русской литературы ХХ века. Мы уже отметили две особенности: кризисность эпохи и многосоставность литературы.

3. Патриотичность (тема Родины). Тема Родины остается незыблемой темой в русской поэзии. В число поэтов, которые писали стихи о России, описывая её образ, природу, историю, дальнейшую судьбу, входят А.А. Блок, М.И. Цветаева, С.А. Есенин.

4. Человекоцентризм (позиция, согласно которой человек является центром и высшей целью мироздания). Темой поэзии Серебряного века зачастую становится человек, его чувства и отношение к жизни. Поэты начинают использовать антропоморфные метафоры («человекообразные», т.е. по своему строению или внешнему виду напоминающий человека, например, «рука – крыло» у М.И. Цветаевой).

5. Философичность (Ф. Ницше «Идея о ‘сверхчеловеке’»,
В.С. Соловьев («Мрак есть начало света…»), Н.А. Бердяев,
В.В. Розанов). Сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры. Кумиром новой эпохи стал немецкий философ Ф. Ницше. Противник христианства с его, как он говорил, «рабской моралью», Ницше выдвинул идею «сверхчеловека». «Бог умер! На смену ему пришел сверхчеловек!» – говорил он. Это привело к тому, что человек XX века все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных идей. Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности – все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания. Совершенно к иному призывали русские философы того времени: Н.А. Бердяев, Е.Н. Трубецкой, С.Н. Булгаков, В.С. Соловьев. По словам Андрея Белого, именно В.С. Соловьев говорил, что «идеи Ницше – это единственное, с чем надо считаться как с глубокой опасностью, грозящей религиозной культуре». В.С. Соловьев был убежден: истинная цель исторического процесса состоит в том, чтобы каждый стал подобным Христу, т.е. Богочеловеком.

Исторические события, которые потрясли Россию в начале XX века:

1) Русско-японская война (1904-1905 гг.).

2) Первая буржуазно-демократическая революция (1905 г.).

3) Первая мировая война (1914-1919 гг.).

4) Февральская революция (1917 г.).

5) Октябрьская революция (1917 г.).

6) Гражданская война (1917/1918-1922/1923 гг.).


Основные черты литературы XX века:

1. Кризисность эпохи, которая отразилась в литературных произведениях.

2. Многосоставность и сложная целостность литературы.


(Приложения 1, 2)


Модернизм (от фр. moderne – «современный») – общее название направлений в искусстве и литературе ХХ века, для которого характерны отрицание традиционных форм и эстетики прошлого, опора на условность стиля, экспериментаторство и противопоставление себя реализму.


Декаданс – общее наименование кризисных явлений европейской культуры конца XIX – начала ХХ века, отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни.


3. Патриотичность (тема Родины)

4. Человекоцентризм

5. Философичность (Ф. Ницше «Идея о ‘сверхчеловеке’», В.С. Соловьев («Мрак есть начало света…»), Н.А. Бердяев, В.В. Розанов).

3

Итак, мы выявили основные черты литературы ХХ столетия и познакомились с литературными направлениями. Я предлагаю вам вернуться к вопросу, который был поставлен в начале урока: каким видится вам период Серебряного века в развитии русской литературы? Какой была эта эпоха конца XIX – начала XX века? (Эпоха Серебряного века противоречива, зыбка, загадочна, религиозна, создающая новое, новый подъем в искусстве, порождающая крушение старого; это переходной и переломное время духовных поисков и блужданий, время перемен, предельной напряженности и трагичности, неизвестности и мрачных предзнаменований, ожидания и тревог. Характерные черты поэзии Серебряного века: ощущение дисгармонии мира, разрыв с традициями реализма, радостное безоглядное приятие грядущего и боль за неизбежное слепое разрушительство).


4

Важнейшей особенностью начинающегося ХХ века была всеобщая тяга к культуре. Не быть на премьере спектакля в театре, не присутствовать на вечере самобытного и уже нашумевшего поэта, в литературных гостиных и салонах, не читать только что вышедшую поэтическую книгу считалось признаком дурного вкуса, несовременным, не модным. «Мода на культуру» — не новое для России явление. Так было во времена В.А. Жуковского и А.С. Пушкина: вспомним «Зелёную лампу», «Арзамас», «Общество любителей российской словесности» и др. В начале нового века, ровно через сто лет, ситуация практически повторилась. Серебряный век пришёл на смену веку золотому, поддерживая и сохраняя связь времён.