Основные направления воспитательной деятельности в современной школе.
Сегодня основное направление поисков в теории воспитания связано с ответом на вопрос, как она отвечает на вызовы и потребности современного общества. И положительный ответ на данный вопрос, с одной стороны, зависит от эффективности научного поиска в сфере методологии, теории и методике воспитания, а с ругой стороны – от адекватной оценки современного состояния воспитания.
Мировая тенденция открытого общества значительно расширяет возможности поликультурного воспитания. Однако, вместе с тем, становятся доступными не только высокие культурные достижения, но и массовая культура, в которой часто представлены образцы «низкого» качества. И именно они становятся более привлекательными для современных детей и молодёжи. И здесь мы видим важным умение педагогов работать с актуальными жизненными ценностями детей и подростков. Если основные направления воспитательной деятельности в школе остаются почти неизменными, то формы должны соответствовать современным реалиям.
Выделяют ряд основных направлений воспитательной деятельности, такие как гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное, экологическое, трудовое воспитание.
Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.
Решаемые задачи:
- воспитание любви к Родине, ее истории, культуре и традициям;
-воспитание гражданской позиции, ответственности и достоинства;
- воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни;
- воспитание правовой культуры.
Духовно-нравственное воспитание – это процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы.
Решаемые задачи:
- формировать у учащихся уважение к общепринятым ценностям, нормам, законам;
- формировать у учащихся правильную нравственную позицию, правовую культуру;
- развивать у них ответственность за свои поступки;
- формировать коммуникативные умения, умения сотрудничать.
В условиях глобализации растет значение экологического воспитания как понимания того, что негативные процессы в любой точке нашей планеты не являются изолированными и влияют на каждого из нас. Экологическое воспитание – это передача экологических установок, знаний, навыков и умений путем укрепления экологической информированности, осознание человеком себя как части природы.
Художественно-эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.
Решаемые задачи:
- воспитывать и прививать любовь к искусству, литературе, музыке;
- реализовывать индивидуальные задатки и способности в области художественного творчества.
Физкультурно-оздоровительное воспитание – это процесс формирования у обучающихся осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью, важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также на профилактику вредных привычек.
Решаемые задачи:
- создание условий для физического развития учащихся, укрепления их здоровья;
- воспитание у школьников негативного отношения к вредным привычкам;
- формирование у них здорового образа жизни.
Трудовое воспитание - процесс организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, который направлен на приобретение обучающимися навыков и формирование компетенции, добросовестного отношения к работе, развитие творческих способностей, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов.
Решаемые задачи:
- воспитание потребности трудиться, культуры труда;
- воспитание самостоятельности в труде и ответственности за качественно выполненную работу.
Использования современных форм воспитательной деятельности делают воспитательный процесс в школьной среде конкурентно способным по отношению к массовой культуре. Такая воспитательная деятельность понятна для современных детей, более близка им по духу.
Формирование у обучающихся интегративных личностных качеств в учебно-воспитательном процессе школы требует постановки конкретных воспитательных целей и задач, определения направлений и современных форм воспитательной работы. Важным условием является разработка и реализация личностно-ориентированных технологий воспитания.
В процессе индивидуально-личностного развития учащихся важным представляется не только количественное освоение моделей поведения и общения, а предоставление обучающемуся самому выбирать сферы для саморазвития и самореализации. И учитель призван помочь ученику сделать этот выбор. Безусловно, особая роль здесь отводится классному руководителю, как педагогу, который стоит ближе всего к детям.
Нужно отметить, что в процессе воспитательной деятельности учителю необходимо одновременно обеспечить самореализацию, самоосуществление личности воспитанника и его социализацию, способствующих максимальному раскрытию индивидуального творческого потенциала.