СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные нормы построения предложений с деепричастным оборотом.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основные нормы построения предложений с деепричастным оборотом.»


Тема урока: Основные нормы построения предложений с деепричастным оборотом.

Тип урока: обобщения и углубления изученного.

Цели:

  • Обобщить и систематизировать знания о деепричастии, деепричастном обороте и употреблении деепричастного оборота в речи.

  • Закрепить умение правильно строить предложения  с деепричастным оборотом.

Готовиться к ЕГЭ: выработать алгоритм выполнения задания, связанного с нормами употребления деепричастий в речи; отработать навыки выполнения данного задания

Деепричастные обороты являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность

Д.Э.Розенталь


Ход урока:

  1. Орг.момент

  2. Постановка проблемы (мотивация к учебной деятельности).

Слайд №1

Сад, все больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке; около мельничной плотины был плес, глубокий и рыбный.

- С какой целью я привела пример этого предложения?

- Какое правило заложено в нём? Следовательно, какая тема нашего урока?

(Правильно, деепричастие и построение предложений при деепричастном обороте)

Слайд №2

- Эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывание Дитмара Эльяшевича Розенталя – советского и русского лингвиста, автора многочисленных трудов по русскому языку.

(Ученик читает эпиграф)

 Значение этого эпиграфа вы скажете в конце урока.

  1. Обобщение ранее изученного о деепричастии и деепричастном обороте

- Что называется деепричастием?

Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? и обозначает добавочное, дополнительное действие к основному. Чаще всего деепричастие относится к глаголу.

Например: Дрожа от волнения, Пётр вошёл в комнату.

- А что называется деепричастным оборотом?

Деепричастный оборот - деепричастие с зависимыми словами; в деепричастном обороте деепричастие является главным словом.

Слайд №3 Например: Однажды Гиляровский, желая показать свою силу, завязал узлом кочергу.

Найдите границы деепричастного оборота.

IV.  Лекция по теме урока. (Основные положения лекции оформлены в презентации: слайды 4-8)

Слайд №4.

Нормы построения предложений с деепричастным оборотом

  1. В двусоставных предложениях субъект, названный подлежащим, должен выполнять оба действия: основное, названное сказуемым, и добавочное, выраженное деепричастием.

Сравните:   1. Выбирая стиль одежды, подчеркивается индивидуальность.   2. Выбирая стиль одежды, я советуюсь с подругой.

  1. 2.   В односоставных предложениях субъект действия формально не выражен. Деепричастный оборот в них может употребляться лишь в тех случаях, когда субъект действия можно «восстановить». Речь идет об определенно-личных и неопределенно-личных предложениях.

  2. Слайд №5

Сказуемое в этих предложениях может быть выражено:

  1. В форме повелительного наклонения. Например: Приехав в Москву, обязательно посетите Красную площадь.

  2. В форме 1-го и 2-го лица изъявительного наклонения.   Например: Читая текст, обращаю внимание на способы выражения авторской позиции.

  3. !!! В форме инфинитива в значении повелительного наклонения.   Например: Садясь в поезд, нужно проверить наличие билета.

  1. Слайд №6. Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях:

1.Если основное и добавочное действие выполняется разными лицами (субъектами).          Нельзя: Пользуясь калькулятором, расчет производится быстро и легко.

2.В безличном предложении (нет и не может быть подлежащего – субъекта действия).              Нельзя: Гуляя вечером, мне нездоровилось.

3. - страдательное причастие = кем-то принят. Нельзя:(Сдав экзамены, я был принят в вуз…)

3. Слайд №7 При деепричастном обороте может находиться вводное слово. Изучив местонахождение вводного слова по отношению к деепричастному обороту, попробуйте сформулировать пунктуационное правило

а)Принц пробежал мимо спрятавшейся Золушки, по-видимому не заметив её в тёмной аллее.

б)Сёстры не смогли узнать Золушку, заметив, вероятно, только дорогой наряд очаровавшей принца незнакомки.

Слайд №8 Если вводное слово стоит в начале или самом конце деепричастного оборота, оно не отделяется запятой от оборота. (Предложение № 1) Если же вводное слово окажется в середине деепричастного оборота, оно выделяется двумя запятыми. (Предложение № 2)



V. Составление опорного конспекта «Использование деепричастного оборота» Слайд №9 

д/о употребляется

д/о не употребляется





- основное действие (глагол) и добавочное действие (деепричастие) всегда совершаются одним лицом (субъектом)

(Прочитав рассказ, я подумал…)

- при инфинитиве (неопределенной форме глагола) (Прочитав рассказ , надо подумать…)

- в определенно – личных и неопределенно – личных предложениях (прочитав рассказ, подумайте…)


- если субъекты разные («я» и «чувство»)

(Прочитав рассказ , у меня возникло чувство…)

- при безличном глаголе 

(Прочитав рассказ, мне стало грустно…)

- страдательное причастие = кем-то принят (Сдав экзамены, я был принят в вуз…)



VI.Применение полученных знаний на практике (слайды 10-12).

Слайд №10

 а) пунктуационная задача:

Перед вами два предложения:

1)Лодка шла, не меняя направления; но, пройдя железнодорожный мост, повернула к другому берегу.

2) Тропинка шла лесом, петляя между деревьями, но не меняя направления.

Запишите предложения в тетрадь. Исследуя эти предложения, попытайтесь ответить на вопрос: «Почему деепричастный оборот, стоящий после союза но, в первом предложении отделяется от него запятой, а во втором – нет?»

(В первом предложении деепричастные обороты относятся к разным сказуемым, соединённым союзом но, поэтому выделяются с обеих сторон запятыми. Во втором предложении они относятся к одному и тому же сказуемому, являются однородными и соединяются союзом но).

б) Задание «Редакторы». Слайд №11
Объясните и исправьте ошибки в употреблении деепричастного оборота.

1. Читая произведения русской классики, меня охватывает восторг и чувство гордости за отечественную литературу.
2. Будучи ребенком, его всегда интересовали вопросы, связанные с техникой.
3. Узнав эту прекрасную новость, радости ее не было предела.
4. Проходя тяжелый горный перевал, им не раз приходилось останавливаться и ждать остальных членов экспедиции.

в)Задание «Журналисты». Слайд №12

Закончите предложения, употребив деепричастные обороты или одиночные деепричастия.

1. Я иду по улочкам Кургана,…
2. Она легкой походкой пересекла фойе,…
3. Я смотрел на ярко освещенные окна театра, …
4. Нам показали новую коллекцию экспонатов,…

VI.Контроль. Слайды № 13-17

Тест.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

1) Закрыв книгу.
а) герои надолго остаются в нашей памяти;
б) мне захотелось перечитать ее заново;
в) постарайтесь по памяти восстановить текст,
г) ее содержание тут же забылось.

2) Возвращаясь домой,
а) мне стало тревожно,
б) вдруг пошел дождь,
в) у меня возникло желание прогуляться по парку,
г) я задержался у приятеля.

3). Анализируя текст,
а) у меня появились вопросы;
б) обратите внимание на его композицию;
в) часто не рассматриваются художественные средства;
г) захотелось побольше узнать об авторе.

4). Серьезно заинтересовавшись живописью,
а) у вас появится желание рисовать самому;
б) развиваются творческие способности;
в) я стал частым посетителем выставок;
г) у меня не осталось времени для развлечений.

Взаимопроверка по ключу

VII.Рефлéксия учебной деятельности на уроке.

- Итак, подведем итоги нашей деятельности. Как вы оцениваете собственную учебную деятельность на уроке?

- А теперь вернемся к эпиграфу нашего урока. Согласны вы со словами Розенталя? Прокомментируйте, пожалуйста.

Домашнее задание: упражнение в учебнике, выучить алгоритм.


6