СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные ошибки в выстраивании отношений с участниками образовательного процесса, как аспект, влияющий на деятельность учителя с позиции здоровьесбережения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные ошибки в выстраиваниии отношений.

Просмотр содержимого документа
«Основные ошибки в выстраивании отношений с участниками образовательного процесса, как аспект, влияющий на деятельность учителя с позиции здоровьесбережения.»

ГБОУ НАО «СШ с. Ома» Заполярного района



Доклад



«Основные ошибки в выстраивании отношений с участников образовательного процесса, как аспект, влияющий на деятельность учителя с позиции здоровьесбережения.

Подготовила: Хвастунова Ольга Александровна,

учитель начальных классов

Авторитет учителя складывается из нескольких аспектов.

Первый аспект-это хорошо делать своё дело, хорошо учить и правильно воспитывать. Учитель владеет методикой, развивается, улучшает своё мастерство преподавания.

Второй аспект - выстраивать отношения с участниками образовательного процесса, создавать партнерство и сотрудничество. Вот здесь учителю нужна поддержка. Поддержка в виде информации, которая пригодится в работе, а так же и в общении с близкими и со своими собственными детьми. Как выстроить отношения, чтобы вы были тем человеком, рядом с которым находиться всегда хорошо и познавательно?

Учитель часто допускает ошибки, разговаривая с учителями и учениками. Эти ошибки не дают ему шанса развить отношения и создать партнёрство, о котором все мечтают в школе. Эти ошибки вызывают опасные чувства и являются манипулятивными. Какие это ошибки и как их преодолеть?

Существуют деструктивные образы, провоцирующие эти ошибки. С ними связаны определённые риски отношений. Не смотря на риски в отношениях, есть в этих образах и определённые преимущества.

Первый образ «Мать родная».

Что это за образ и как он проявляется? Этот образ проявляет заботу, обнимает весь класс. Употребляет слова, которые мы чаще всего слышим от мамы. «Вы мои родные, лучшие». За своих учеников он горой и воспринимает их, как своих собственных детей. Но этот образ деструктивный и несёт большие риски? К сожалению, он ограничивают свободу выбора учеников. « Мать родная» знает, как надо и не всегда согласится с выбором ребёнка. Ребёнок становится несамостоятельным. У него не развивается ответственность, поскольку у него мало возможности для самостоятельности выбора. Выбор делает учитель. А если с ним не согласиться, то может последовать и наказание. Ещё один риск. Этот образ автоматически переносится так же и на родителей учеников. Говорить о партнерстве не приходится, когда собеседник обращается к вам, как к нерадивому ребенку.

Второй образ-тиран. Этот образ, который диктует и не слышит других. Слова такого образа чаще всего звучат так: «На пятёрку даже я не знаю, а вы тем более. Я сказала, открыли дневники и записали…» Хотя учебные результаты у таких учителей высокие. Ребята хорошо сдают экзамены, выполняют работы, которые требуют механических действий. Учитель хорошо «натаскивает» на определённые типы заданий. Иногда эта роль очень уместна.

В чём же риск? Когда учитель постоянно в этом образе, то у детей блокируется творческая деятельность. «Вот как я показала, так и делаем. Нечего тут думать и рассуждать». Такое же отношение и к родителям. Позиция в отношениях с ними всегда «сверху», жёстко, непоколебимо. Есть только одно мнение - его.

Третий образ-попуститель. Этот образ ничего не решает. Неосознанно человек принижает свой авторитет. Про него говорят, что ему ничего не нужно. Чаще всего можно услышать слова: «У меня другое мнение, но я ничего не решаю. Идите к директору. Он так решил. Пусть он и разбирается в этом вопросе». На самом деле человек говорит о том, что у него нет никаких прав, и он ничего не решает. Ему всё равно. И, вообще, может, вы сами справитесь, как-нибудь? Риск заключается в том, что такому образу трудно отследить развитие ребёнка, оказать ему своевременную помощь. Присутствует профессиональное равнодушие. Можно услышать такие слова: « Ну не дано ему, ну что вы его трогаете. Пусть будет всё так, как есть. Поставлю я ему троечку».

Четвёртый образ-это жертва. Этот образ постоянно жалуется на профессиональную судьбу, личные моменты. Он думает, что будет вызывать сочувствие. Но что мы чувствуем, когда рядом с нами такой человек? Неприятные ощущения и раздражение, далее негодование: «Ну что ты всё время ноешь?» Когда у вас будет желание пожаловаться кому-нибудь, подумайте, что будет чувствовать человек при этом. Лучше задайте себе вопрос: « А почему для вас важно, чтобы вас кто-то жалел?»

Четыре деструктивных образа совершают ошибки в общении, блокируют творчество и инициативу выбора, вызывают негативные эмоции у собеседника. Такая ситуация складывается из-за того, что учитель выбирает один образ и находится в нем слишком долгое время. Рецепта безошибочных отношений нет. Нельзя сказать о том, что нужно делать только так, а не иначе. Каждый образ уместен в определенной ситуации. Поэтому надо развивать аналитическое мышление и скорость реакции, при выборе образа.

Основные ошибки в общении с участниками образовательного процесса:

  1. Критика и осуждение.

Когда мы критикуем и осуждаем действия и высказывания других, то по этой причине учащиеся начинают бояться ошибок. Это не даёт им возможности приобретения опыта. Чтобы научить ребят быть ответственными и уметь делать правильный выбор, нужна свобода и поддержка. Надо стараться усиливать позитив, учиться считать победы, а не поражения. «Ах, сколько побед скрыто за этим поражением!» Иначе можно встретить сопротивление, как со стороны детей, так и со стороны родителей.

  1. Выводы и обобщение.

Такие высказывания как: « Да этот класс всё время…Да у них постоянно… Как всегда… Да сейчас все дети поголовно не уважают учителей!» приводят к ошибке в общении. Заключается она в том, что мы не говорим о конкретных фактах. Высказывания, где нет конкретных фактов, говорит о некомпетентности педагога. Слыша слова обобщения, многие родители и ученики начинают протестовать против этих высказываний. Чтобы не допускать эту ошибку, надо говорить четко по делу, отделяя факты от эмоциональных оценок.

«Сегодня из 20 человек, писавших контрольную работу, 7 получили двойку».

  1. Навязанные правила и догмы.

При общении с учениками можно услышать фразу: «Чтобы у вас это было, надо делать только так». Учитель должен стараться быть в роли, чтобы другие сами могли развиваться, благодаря вам. Наша задача, чтобы ребёнок мог стать автором своей жизни, сам понимал её цели, смысл, ценности. Всегда должно оставаться пространство в общении. Эта ошибка переходит на общение с родителями. Часто можно слышать такие высказывания:

«Вы можете помочь своему ребёнку. Следите за тем, как он выполняет дом.задания.»

Чтобы исключить эту ошибку в общении, нужно, чтобы родитель чувствовал ваше уважение к его мнению. Это возможно лишь в том случае, когда вы не диктуете свои условия. Нужно быть в позиции того, кто признаёт экспертом другого, т.е. родителя. Ту же самую просьбу можно сказать с другой интонацией:

«Вы, как родитель, лучше знаете своего ребенка. Что будет для него полезнее, как вы думаете? Давайте искать способ и думать о поиске наилучшего решения». Если родитель не знает, как ему поступить, то можно привести примеры:

«Вы знаете, родители делали так…», « Я со своим делаю так…», «Можно еще попробовать по- другому. Но выбор за вами».

Надо приглашать собеседника к обсуждению. Создавать с ним совместные договоренности для того, чтобы человек имел возможность предложить что-то своё.

4. Ирония и сарказм.

Это опасная ошибка в общении. На самом деле смешно только вам. Подшучивание над ребёнком, даже с безобидной интонацией, разрушает партнерские отношения.

  1. Жёсткая экспертиза.

Эта ошибка страшна прежде всего для учителя. Являясь экспертами по своему предмету, не получится быть им в другой области, тем более в жизни другого человека. Учащийся может чувствовать себя плохо и не захочет таких отношений. Учитель должен стараться быть в той роли, чтобы другие сами могли развиваться, благодаря ему.

  1. Излишняя серьёзность.

Говорят о том, что учительницу сразу видно по мимике на лице. Для общения не хватает лёгкости, того состояния, в котором этот человек будет чувствовать себя свободно. Когда человек свободен, тогда и другие в общении с ним чувствуют себя хорошо. А это важно для развития партнёрских отношений. Будьте снисходительны к себе и другим!



Каждую ошибку надо понимать. Тогда её можно легко преодолеть. Выбирайте стратегию, чтобы в общении оставалось свободное пространство для других.

Существуют алгоритмы разговора, которые можно сравнить.

  1. «У нас проблема. Как будем решать?»

  2. «Да, есть такая проблема. Хотелось бы….» ( и, усиливаем позитив)

Знания о главных ошибках в развитие партнерских отношений с участниками образовательного процесса, с легкостью можно использовать и в личной жизни, применяя «Теорию без конфликтного общения». Это является здоровьесберегающим аспектом деятельности учителя.