СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные педагогические понятия

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Основные педагогические понятия

 

Задачи:1.Познакомить с основными категориями педагогики. Повторить и закрепить предмет и задачи педагогики.

2.Воспитывать интерес к предмету, к профессии

3.Развивать творческие способности, логику, воображение, навыки сотрудничества.

 

Просмотр содержимого документа
«Основные педагогические понятия»

Тема. Основные педагогические понятия


Задачи:1.Познакомить с основными категориями педагогики. Повторить и закрепить предмет и задачи педагогики.

2.Воспитывать интерес к предмету, к профессии

3.Развивать творческие способности, логику, воображение, навыки сотрудничества.


Вид занятия: урок

Тип урока: изучение нового материала

Наглядность и оборудование: раздаточный материал

Методы и приёмы: самостоятельная работа, анализ, синтез, конспектирование.



План урока


I.Организация начала урока.

II. Актуализация знаний.

  1. Экспресс-диктант по пройденной теме.

  2. Функции педагогики

III.Изучение нового материала


-Основные педагогические понятия принято называть также педагогическими катего­риями.

К основным педагогическим категориям относятся: вос­питание, обучение, образование, так же развитие и формирование.


-Как вы понимаете, что такое воспитание? ( все пишут на маленьких листочках свои предположения)

Воспитание  целенаправленный и организованный про­цесс формирования личности.

-Как происходит воспитание в обществе?

В широком социальном смысле воспитание – это пе­редача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нор­мы.

-Рассмотрев понятие «воспитание» в широком социальном смысле, мы мало прояснили его конкретно-социальную, а тем более педагогическую сущность. Дело в том, что воспитанием — передачей накопленного опыта — занимаются не только про­фессиональные педагоги в специально созданных учебно-вос­питательных учреждениях. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание.


-Какие?

-Семья, средства массовой информации, литерату­ра, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. Поэтому общее понятие «воспитание» нуждается в сужении и конкретизации.

В узком социальном смысле воспитание - это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определен­ных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

-Какой же из общественных институтов более ответственен за воспитание?

-Как вы думаете правильно ли винить только школу в неудачах в воспитании? А другие социальные системы не влияют?

-Конечно нет. Необходимо координировать все социальные институты, которые имеют воздействие на воспитание.

В широком педагогическом смысле воспитание – это спе­циально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

-Следующая основная категория педагогики – обучение. 

-Давайте подумаем, что такое обучение? (пишут на листочках варианты)

-Может ли быть обучение без цели? Какая цель у обучения? Кто участвует в обучении?

Обучение - это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможно­стей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соот­ветствии с поставленными целями.


-Основу обучения составля­ют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов со­держания, а со стороны учеников – в качестве продуктов усво­ения. 


-Что такое знания?


Знания  это отражение человеком объективной дей­ствительности в форме фактов, представлений, понятий и за­конов науки.

-Они представляют собой коллективный опыт че­ловечества, результат познания объективной действительно­сти. 

Умения  готовность сознательно и самостоятельно вы­полнять практические и теоретические действия на основе ус­военных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. 

Навыки  компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

-Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер.

Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая – обучаем.


-Что такое образование?

-Образование – результат обучения.

Образование – это объем систе­матизированных знаний, умений, навыков, способов мышле­ния, которыми овладел обучаемый.

Формирование  процесс становле­ния человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, эко­номических, идеологических, психологических и т.д.

-В формировании невозможно обойтись без воспитания. Воспита­ние – один из важнейших факторов фор­мирования личности. Формирование подразумевает некую за­конченность человеческой личности, достижение уровня зре­лости, устойчивости.

-Понятие «формирование» употребляется для обозначения процесса воздействия на личность.

-Что такое развитие? (пишут на листочках)

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изме­нений в организме человека.

-Оно связано с постоянными, не­прекращающимися изменениями, переходами из одного состо­яния в другое, восхождением от простого к сложному, от низ­шего к высшему.

-Как вы думаете, может ли человек сам себя воспитывать? Каким образом?

Самовоспитание – это процесс улучшения собственной личности, самостоятельная работа над устранением своих недостатков и развитие в себе новых необходимых качеств, способности и черт характера. Самовоспитание - необходимое условия для дальнейшего развития своего "Я", его совершенствования.

Самообразование – самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.д., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала.

-Вместе с тем самообразование – средство самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств. В широком смысле под самообразованием понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом.

IV. Подведение итогов.

V. Этап информации о домашнем задании. (Выучить категории педагогики. Готовиться к тесту)




 

0ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ЗА 24 ЧАСА

4,454,