Основные показатели
и результаты деятельности
в части развития
познавательных и
творческих способностей
у детей
Каждый дошкольник
маленький исследователь
с радостью и удивлением открывающий для себя
окружающий мир.
Полноценное развитие личности ребенка
возможно в том случае, если уже в дошкольном
возрасте в равной мере формируются познавательные
и творческие способности. Активно они развиваются
в процессе разнообразных видов детской
деятельности.
Педагоги детского сада стараются встраивать
образовательную деятельность с использованием
вариативных форм, методов и средств, основанных на
поддержке детской инициативы
В области познавательного и творческого развития
ребенка основными задачами образовательной
деятельности является создание условий
для:
-развития любознательности, познавательной
активности, познавательных способностей детей;
-развития представлений в разных сферах знаний об
окружающей действительности;
-развития творческого потенциала личности ребёнка в
процессе интеграции различных видов деятельности;
-создание обстановки, опережающей развитие ребенка,
которая стимулировала бы
самую разнообразную
детскую деятельность.
Для творчества необходима комфортная
психологическая обстановка, предоставление
ребенку
свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в
выборе способов
действий
.
Формы
работы по развитию интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации;
становление познавательных действий.
— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
— использование дидактических игр;
— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.
на этапе завершения дошкольного образования:
‒ наши воспитанники проявляют инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности
— игре, общении, конструировании и др. Способны выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживают способность к воплощению разнообразных замыслов;
‒ ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
‒ воспитанники обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
‒ творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания; ‒ у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.
‒ ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены; ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
Проектная деятельность (как доказали исследования) вносит позитивные изменения в познавательное развитие дошкольников. Происходит личностный рост дошкольников, который выражается в выполнении оригинальных, творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слушать другого и выражать своё отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми, педагогами и родителями. Дети становятся для родителей и педагогов как партнёры по совместной деятельности.
Основной целью метода проекта является
развитие свободной творческой личности ребёнка, которые включают в себя:
‒ обеспечение психологического благополучия и здоровья детей ‒ развитие познавательных способностей
‒ развитие творческого воображения
‒ развитие творческого мышления
‒ развитие коммуникативных навыков.
Поэтому метод проектной деятельности является одним из эффективных методов работы с дошкольниками в развитии их познавательных способностей. Развитие познавательных способностей дошкольников — один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Под познавательными способностями детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Познавательные способности развиваются из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. Именно поэтому одним из направлений инновационной деятельности в образовании становится педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а так же характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач