ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРОМЫШЛЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ДИСЦИПЛИНЕ «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»
Медведев А.В.,
преподаватель специальных дисциплин
ТОГАПОУ Промышленно-технологический колледж,
г. Мичуринск
Каждая изучаемая дисциплина, в нашем случае электротехника, обладает своими специфическими особенностями и требует своих конкретных путей и устройств и тип обучения. Эти вопросы обсуждают особые дидактики, или методики преподавания некоторых дисциплин [3]. В свою очередь, дидактика обсуждает всеобщие дела и закономерности, свойственные преподаванию всех дисциплин, на знание которых нужно и необходимо ориентироваться при обучении и изучении каждой конкретной дисциплины. Следовательно, методика изучения электротехнических дисциплин имеет свою суть исследования, т.е. конкретную сторону результативности, и принципы обучения, при помощи которых реализуется процесс научно-исследовательской деятельности студентов Промышленно-технологическом колледже в изучении электротехники. Принципы отражают теоретические и экспериментальные пути.
Перечислим основные принципы обучения студентов Промышленно-технологического колледжа учебной дисциплине «Электротехника».
Принцип научности состоит в том, чтобы преподаваемый и изучаемый учебный материал соответствовал современным успехам и достижениями электротехники, не расходился с объективными научными фактами, теориями, закономерностями. Осуществление принципа научности при изучении электротехники означает, что информация, сообщаемая учащимся должна быть доказательной [1]. Этого можно достичь за счет описания соответствующих методов научных исследований.
Принцип системности предполагает, что изучаемый материал преподносится в конкретной последовательности и логистике, которые дает конкретное описание об учебной дисциплине. При этом осуществляется взаимосвязь разнообразных теорий, определений и закономерностей друг с другом. Для этого темы учебной программы должны быть организованны и структурированы. Изучаемый материал разделяется на логические подразделы и темы, далее устанавливается устройство и методику работы с ними, в каждой теме выделяются толковые центры, основные цели, идеи, складывается материал урока, устанавливаются нити связи между теориями и действительностью. От одной изучаемой темы к другой, от одного изучаемого семестра к другому обязана сохраняться конкретная преемственность и связь между изучаемыми дисциплинами.
Принцип единства рационального и эмоционального. В основе обозначенного принципа обучение может быть эффективность только в том случае, когда студенты изучают цели обучения, необходимость изучения данной дисциплины, его индивидуальную или высокопрофессиональную роль, демонстрируют постигнутый интерес к знаниям [1]. В то же время самый чувствительный интерес к техническим объектам и факт - наиболее мощный стимул к познанию электротехники. В соответствии с этим принципом неправильно создавать преподавание дисциплины только на взгляды студентов в том, что им это необходимо и нужно, таким образом, оправдывая скучно преподаваемые предметы. С одной стороны, неправильно находить из курса электротехники только достойные темы, которые заинтересуют невольное внимание.
Принцип единства предметно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения. Электротехника как изучаемая дисциплина включает большую особенность по сравнению со всеми другими изучаемыми предметами. С одной стороны, это наука, которая имеет свое справедливое предметное содержание, так же как другие технические и гуманитарные изучаемые дисциплины. Поэтому она должна преподаваться объективно и непредвзято. С одной стороны, дисциплина этой изучаемой науки значима для всех студентов. Поэтому у них возникает интерес отнести изученное к себе, приспособить их в жизни с целью утверждения. Выполнение принципа единства в этом отношении значимое сохранение необходимого равновесия предметно-ориентированного и личностно-ориентированного содержания на уроках по электротехнике.
Принцип единства теоретического и эмпирического значения. Данный принцип является детализацией дидактического принципа единства определенного и философского. В соответствии с этим принципом, в изучении электротехники должны наилучше сочетаться, с одной стороны, изучении теоретических мыслей, их логические доказательства и, с другой стороны, конкретные опытные пути, на которых они держатся, которые их изображают. К несчастью, порой в учебной литературе по электротехники, да и в лекционных занятиях очень преобладают теоретические размышления, держаться на конкретных фактах и примерах [2]. Другой крайностью может быть очень сильное увлечение преподавателя рассказом интересных исследований и опытов без исследования теории, которая включается в их состав.
Принцип доступности основывается в неизбежности соотнесения содержания принципов и методов преподавания с типом студентов или учащихся, их образовательными целями, возрастными особенностями, уровнем их подготовки. В соответствии с правилом этого принципа, нужно переходить от очень простого изложения материала к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Принцип наглядности заключается в использовании органов чувств и образов при изучении. Главнейшее значение имеют визуальные образы. Во-первых, визуальный анализатор у значительной части учащихся оказывается ведущим. Во-вторых, визуальное представление информации является очень объемным и, поэтому, способствует более качественному изучению материала. Несомненно, использование образов других отношений: (слуховой, осязательной, кинестетической) также может улучшить эффективность обучения. Единство наглядного (образного) и устного содержания конкретная психологическая основа восприятия и усвоения учебного материала.
Принцип активности в обучении заключается в том, что оперативное усвоение знаний обучающимися реализуется только в том случае, когда они проявляют самостоятельность в обучении. Активность в данном случае противопоставляется безынициативность.
Принцип связи исследования и изучения электротехники с жизненной ситуацией и с практикой [3]. Этот принцип очень важен при изучении и преподавании электротехники в Промышленно-технологическом колледже. Суть данного принципы состоит в том, что электротехнические определения и закономерности должны преподаваться и изображаться не только научными исследованиями, но и примерами в конкретной жизни, с которой встречаются студенты колледжа. Важно, чтобы они ощущали практическую применяемость и пользу, которую дает знание дисциплины в повседневной жизни.
Таким образом, мы кратко рассмотрели основные принципы обучения студентов Промышленно-технологического колледжа учебной дисциплине «Электротехника».
Список литературы
1. Миронов, А.В. .Как построить урок в соответствии с ФГОС / - Волгоград: Учитель, 2014. - 174 с. ISBN 978-5-7057-3244-9
2. Цапенко В.Н., Филимонова О.В. Методика преподавания электротехнических дисциплин; Самара, 2009. – 140 с.
3. Ишков, А.Д. Особенности реализации дополнительного профессионального образования в исследовательских университетах: монография / А.Д. Ишков; М-во образования и науки Росс. Федерации, ФГБОУ ВПО «Моск. гос. строит, ун-т». - М. : МГСУ, 2011. - 216 с. (Б-ка научи, разработок и проектов МГСУ). ISBN 978-5-7264-0570