Основные признаки технологии.
6 класс
Учитель: Панфилова Ольга Владимировна
Тип урока: лекция-беседа.
Цели: Ознакомить учащихся с сущностью понятия технология; задачами и программными требования по предмету «Технология»; творческими проектами учащихся; правилами безопасного поведения в кабинете «Технология», учить различать явления природного мира и мира технологий, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
Методы обучения: объяснительно - иллюстративный.
Наглядные пособия: компьютерная презентация «Технология - как средство познания окружающего мира», творческие проекты учащихся.
Используемая литература: учебник.
Инструменты и оборудование: инструкции по правилам поведения и технике безопасности при работе в школьных мастерских, компьютер.
Объект работы: иллюстративный материал
Планируемые результаты:
Личностные:
- проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью;
- осознание важности освоения универсальных умений связанных с выполнением практической работы;
Коммуникативные: - овладение способами позитивного взаимодействия со сверстниками в группах;
- умение объяснять ошибки при выполнении практической работы;
Регулятивные:
- умение организовывать своё рабочее место;
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Ход урока
Технология – это совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции.
Дисциплина – это определённый порядок поведения или действия людей, который соответствует сложившимся в данном обществе, организации или группе людей нормам, правилам поведения, моральным требованиям.
Производственная дисциплина – это строгое и точное соблюдение в процессе производства требований к технологии изготовления продукции, которые содержаться в технологических документах, а именно своевременность выполнения технологических операций, соблюдение их последовательности, заданной в технологии.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Технология. 6 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.; под ред. В.М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Чтобы понять какое значение имеет технология в жизни человека и общества, необходимо вспомнить определение понятия «технология». Слово «технология» происходит от древнегреческого techno – «искусство, мастерство, умение» и латинского logos – «учение, наука».
В широком смысле технология – это совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в процессе производства продукции.
В узком смысле технология – комплекс организационных мер, операций и приёмов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.
Её разрабатывают инженеры – технологи, программисты и другие специалисты предприятия, работающие в соответствующих областях.
Инженер – технолог
Понятие «технология» обычно рассматривается в связи с конкретной отраслью производства. Различают технологии: машиностроительные, информационные, телекоммуникационные, инновационные, социальные, педагогические, строительные, химические и другие. В результате осуществления технологического процесса, состоящего из совокупности технологических операций, происходит качественное изменение обрабатываемых сред, их формы, строения, материальных (технических) и потребительских свойств.
Для того, чтобы какой-то процесс производства был технологическим, он должен обладать обязательными признаками.
Выбор предметов труда. Предметами труда при технологическом производстве являются материалы, энергия, информация, объекты живой природы и социальной среды.
Этот перечень охватывает все составляющие живой и неживой природы и искусственной материальной среды (техносферы), которые используются для производства потребительских благ.
Функциональность – это значит соответствие своему назначению. В технологии объединены методы и средства воздействия на избранный предмет труда. Методы получения или преобразования выбранного предмета труда во многом зависят от средств труда. Например, существуют различные средства труда при приготовлении пищи – источники тепла.
Научность. При разработке новых технологий должны учитываться научные достижения. Технология напрямую зависит от знаний, которыми обладает общество, от квалификации работников.
Наличие материально – технической базы. Необходимо для поддержки производства. Материально – техническая база – это комплекс средств производства, материальных и вещественных элементов, необходимых для обеспечения деятельности предприятия. Они не включены в производство, но обеспечивают необходимую базу для функционирования производственной системы. Это здания, подъездные пути, мосты, средства связи, источники и линии электропередач энергии.
Соответствие техническому заданию. Предназначение любой технологии является удовлетворение какой – либо потребности человека. Поэтому в технологии чётко, с указанием качества и количества, задаётся желаемый конечный результат или продукт труда.
Соблюдение заданной технологии – особенности структуры технологии. Последовательность операций в технологии всегда чётко задана, не может быть изменена, она определяет собой алгоритм – точный, неизменный порядок действий. Если нарушить это правило, то получиться совершенно другой продукт или не получиться совсем ничего.
Если технологические операции и соответствующие методы воспроизвести стереотипно, то есть повторно в той же неизменной последовательности то будет получен тот же самый, практически неотличимый от предшествующего результат.
В соответствии с этими признаками технологического процесса можно дать новое полное определение понятию «технология». Это строго упорядоченный или построенный по алгоритму комплекс операций, организационных мер и методов воздействия на вещество, энергию, информацию, объекты живой природы или социальной среды.
Качество и ритмичность любого производства зависят от соблюдения трудовой, технологической и производственной дисциплины.
Производственная дисциплина означает порядок на производстве. Это означает соблюдение трудовой дисциплины, обеспечение работающих лиц сырьём, инструментами, материалами, работой без простоев. Без соблюдения производственной дисциплины нарушаются принципы организации трудового процесса во времени и пространстве. Это приводит к хаосу и беспорядку. Сама деятельность и её результативность ставятся под вопрос, поскольку лишаются направленности процесса. За организацию производственной дисциплины несёт ответственность работодатель, а работники производства отвечают за её соблюдение.
Дисциплина – это порядок поведения или действий людей. Она делится на общеобязательную и специальную.
Общеобязательная – это соблюдение установленных государственной властью законов, норм и правил. Основной закон Российской Федерации – это Конституция РФ.
Специальная дисциплина – распространяется на определённые области деятельности или обязательны только для работников и служащих каких-либо организаций.
Специальная дисциплина – это школьная дисциплина, дисциплина военнослужащих, дисциплина поведения на дороге, трудовая дисциплина, технологическая дисциплина.
Технологическая дисциплина – это строгое и точное соблюдение в процессе производства требований к технологии изготовления продукции, которые содержаться в технологических документах.
Нарушение технологической дисциплины приводит к браку, в некоторых случаях это приводит к серьёзным авариям, как на производстве, так и в ходе эксплуатации продукции, изготовленной с нарушением технологии.
Работники на производстве должны соблюдать правила поведения, которые регламентируются Трудовым кодексом.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Выделите зелёным предмет труда, синим цветом – объекты материально – технической базы.
Варианты ответа:
Нефть
Здание завода
Пшеница
Транспортные средства на производстве
Молоко
Руда
Подъездные пути
Шерсть
Телефонная связь
Уголь
Правильный вариант ответа:
Предмет труда
Нефть
Пшеница
Молоко
Руда
Шерсть
Уголь
Объекты материально-технической базы
Здание завода
Транспортные средства на производстве
Подъездные пути
Телефонная связь
Подсказка: Материально – техническая база – это комплекс средств производства, материальных и вещественных элементов, необходимых для обеспечения деятельности предприятия. Они не включены в производство, но обеспечивают необходимую базу для функционирования производственной системы. Это здания, подъездные пути, мосты, средства связи, источники и линии электропередач энергии.
Задание 2. Расставьте подписи к изображениям.
Варианты ответа:
Металлургические технологии
Строительные технологии
Машиностроительные технологии
Правильный ответ:
| Металлургические технологии |
| Строительные технологии |
| Машиностроительные технологии |
Работа в группах.
Задание 1. Какие слова относятся к предмету труда, а какие к продукту труда? (заполнить таблицу)
Предмет труда
Продукт труда
Слова: молоко, корова, трактор, руда, брус, дом.
Задание 2. Зачеркните понятия, которые не относятся к промышленному сырью.
Варианты ответа:
Древесина
Уголь
Мебель
Мрамор
Масло
Нефть
Зерно
Кирпич
Глина
Правильный ответ:
Мебель, Масло, Зерно, Кирпич
Задание 3. Установите соответствие между сырьём и видом сырья.
Искусственное
Керамика
Сельскохозяйственное
Лён
Натуральное
Глина
Вторичное
Металлолом
Задание 4. Назовите сначала виды сельскохозяйственного сырья, затем – виды промышленного сырья.
Пшеница
Нефть
Мясо
Песок
Молоко
Лекарственные растения
Руда
Кожа
Шерсть
Уголь
Задание 5. Подчеркните понятия, которые относятся к природным ресурсам.
Пластик
Почва
Макулатура
Растения
Стекло
Кирпич
Животные
Бумага
Атмосферный воздух
Воды рек
Металл
VII. Итог урока. Рефлексия. Оценка работы уч-ся.
Игра «ДА-НЕТ»
1. Природные ресурсы являются первичными предметами труда человека. – да
2. Любая деятельность человека является трудом. – нет
3. Предметом труда может быть сам человек. – да
4. Сырьё как предмет труда обычно не предназначен для дальнейшей переработки. – нет
5. Изъятые из природы или выращенные растения и животные тоже могут быть сырьём для создания продуктов.- да чём испытывали затруднение?- - Ребята, мы достигли цели урока?
- За что вы можете себя похвалить?
- Сегодня на уроке я научился …
- Было интересно…
- Было трудно…