Предметный стандарт по «Географии»:
п редметные компетентности, компетенции, содержательные линии, ожидаемые результаты, индикаторы ожидаемых результатов
Сессия 5
Предметные компетентности, компетенции, содержательные линии, ожидаемые результаты, индикаторы ожидаемых результатов
В конце этой сессии слушатели смогут:
- описать понятия компетентности, предметной компетентности (связь с ключевыми компетенциями), уровни их развития;
- описать основные шаги целеполагания от стандартов к уроку и его преимущества;
- определить цели урока (ожидаемые результаты) с учетом имеющегося предметного стандарта по географии и индикаторы ожидаемых результатов.
Цель обучения географии
формирование личности,
способной на основе
знаний о природных,
природно-техногенных
и социально-экономических
явлениях и процессах,
владения комплексом
географических компетенций,
сформированного
нравственно-ценностного
отношения к миру, адаптироваться
и функционировать
в реальном географическом пространстве.
Задачи обучения географии
Когнитивные задачи:
- Получит навыки «географизации» национальных и международных событий и понимания характера взаимодействия территорий на основе знания и понимания географических объектов и их положения.
- Понимает характер взаимодействия природных компонентов природы Земли (рельефа, почвы, гидросферы, климата, растительности) внутри экосистем и между ними).
- Понимает, как влияют природные условия на человеческую деятельность, с одной стороны, и создание различных антропогенных ландшафтов в зависимости от культуры, религии уровня социально-экономического, технологического и политического развития – с другой, с учетом гендерных аспектов вовлечения мужчин и женщин в различные виды деятельности.
- Даем некоторые для примера
Задачи обучения географии
Деятельностные задачи:
- Использует текстовые, количественные и символические данные (тексты, рисунки, графики, таблицы, диаграммы, карты и др.) в практической деятельности.
- Получит опыт реальных исследований (картирование, опрос, интерпретация различных вторичных источников информации и статистических данных).
- Использует навыки общения, мышления, практической и общественной деятельности для: определения вопросов и тем, отбора и классификации информации, обработки данных, умозаключений на основе полученных данных, обобщений, суждений, принятия решений, определения характера поведения и действий в соответствии с полученными результатами, работы в группах.
Задачи обучения географии
Ценностные задачи:
- Проявляет интерес к окружающему миру и разнообразию природных и социальных явлений на Земле.
- Воспринимает красоту природы, с одной стороны, и различий в условиях жизни людей – с другой.
- Проявляет озабоченность качеством окружающей среды для жизни будущих поколений.
- Понимает важность знаний об окружающем мире в принятии решений.
- Готов адекватно и целенаправленно использовать знания и навыки, полученные на уроках географии, в личной, общественной и профессиональной деятельности.
- Понимает и уважает всех людей, их культуру, историю, взгляды и образ жизни.
- Признает важность гендерного равенства.
- Осознает не только права, но и обязанности каждого человека, общественной группы и стран по отношению друг к другу.
- Осознает не только права, общественной группы и стран, но и обязанности каждого человека, по отношению друг к другу.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ И КОМПЕТЕНЦИЯ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ
- Ключевые компетентности – измеряемые результаты образования, обладающие многофункциональностью и надпредметностью, реализуемые на базе учебных предметов и базирующихся на социальном опыте учащихся.
- Компетентность – интегрированная способность человека самостоятельно применять различные элементы знаний , умений и способы деятельности в определенной ситуации - учебной, личностной, профессиональной .
- Компетенция – заранее заданное социальное требование ( норма, перечень стандартов ) к образовательной подготовке учащегося, необходимое для его/ее эффективной продуктивной деятельности в определенной ситуации - учебной, личностной, и профессиональной.
Ключевые компетентности
1. Информационная
2. Социально-коммуникативная
3. «Самоорганизация и разрешение проблем»
Предметные компетентности
1. Географическая компетентность
2. Геоэкологическая компетентность
3. Социально-личностная компетентность
1. Географическая компетентность
- Анализирует пространственные аспекты и причинно-следственные связи развития природы, населения, хозяйства на локальном, региональном и глобальном уровнях, пользоваться географической картой.
- Создает емкие запоминающиеся образы (образ города, местности, территории, страны) с выделением культурно-исторических и социально-экономических аспектов.
- Ориентируется в географическом и информационном пространстве.
2. Геоэкологическая компетентность
- Анализирует глобальные и региональные экологические изменения, и проблемы, прогнозы на будущее, ожидаемые негативные и позитивные эффекты в своей стране, в мире.
- Готов к конкретным действиям по рациональному природопользованию и сохранению окружающей среды.
- Готов к осознанному нравственно-правовому поведению в окружающей среде и обществе .
3. Социально-личностная компетентность
- Оценивает возможности личного успешного функционирования в окружающей действительности.
- Владеет формами конструктивной коммуникации в различных жизненных ситуациях в своей стране (любой другой стране), быть гуманным к людям различных этнокультурных систем.
- Положительная мотивация к получению и применению географических и геоэкологических знаний.
Связь ключевых и предметных компетентностей
- Первый уровень: Понимание;
- Второй уровень: Применение;
Содержательные линии
- Содержательные линии – это фундаментальное ядро предмета химии, которое отражает содержание учебного материала по химии.
Содержательные линии
- Географическое пространство.
- Геокультурное разнообразие.
- Социально-экономическое развитие.
Ожидаемые результаты
- 10.1.2.2.
- «10» – десятый класс,
- 1. – Содержательная линия 1. Географическое пространство
- 2. – Компетентность 2. Геоэкологическая
- 2. - Номер результата 2. 10.1.2.2. Описывает пространственные различия в размещении мировых природных ресурсов
Образовательные результаты в соответствии с содержательными линиями и компетентностями
Содержательная линия
Предметные компетентности
1. Географическое пространство
1. Географическая
10-класс
11-класс
10.1.1.1. Анализирует влияние исторических эпох и современных политических процессов на формирование политической карты мира и многообразие стран мира
11.1.1.1 . А нализирует место регионов и стран мире по территориальным и геополитическим параметрам
Индикаторы
- Индикаторы – (лат. indicator показатель) – характеристики, уточняющие и раскрывающие формулировку компетентностей в виде конкретных действий, выполняемых учащимся.
Индикаторы 10 класс
Содержа-
тельная линия
Компетентность
1. Геокультурное разнообразие
Ожидаемый
1. Геоэкологическая
результат
Результаты, которые должны быть достигнуты к концу года, и их индикаторы:
10.2.2.5. Анализирует проблемы ресурсообеспеченности стран и регионов мира и экологических взаимодействий человека, и географической среды
.
Результат достигнут , если учащийся:
- устанавливает, как хозяйственная деятельность влияет на размеры, структуру и изменение мирового земельного фонда;
- дает оценку обеспеченности отдельных крупных регионов и стран мира земельными, лесными ресурсами, ресурсами речного стока;
- приводит примеры рационального и нерационального природопользования, рассуждает о проблеме пресной воды;
- определяет источники и последствия загрязнения литосферы, гидросферы, атмосферы, рассуждает о последствиях их загрязнения;
- определяет плюсы и минусы путей решения природоохранных проблем, показывает роль мирового сообщества в природоохранной деятельности;
- разъясняет ценностно-правовые понятия экологической культуры, соблюдает нормы экологической морали на уровне бытового поведения.
Содержатель
-ные линии
Географическое пространство
Предметные компетентности
1. Географическая
Ожидаемые результаты
Уровни
1 0.1.1.1. Анализирует влияние исторических эпох и современных политических процессов на формирование политической карты мира, многообразие стран мира
I Репродуктивный
Результаты знаний
II
- Характеризует этапы формирования политической карты, приводит, называет «горячие точки».
- Приводит примеры большие по территории и численности населения страны, государств-карликов, полуостровных и островных стран, стран-архипелагов развитых и развивающихся стран.
- Называет форму правления и территориального устройства Кыргызстана, приводит примеры стран с монархической и республиканской формами правления, федеративным и унитарным территориально-административным устройством.
- Характеризует политико-географическое положение Кыргызстана или любой другой страны (по выбору).
10-класс
Продуктивный
III
- В конкретных примерах распознает количественные и качественные сдвиги на политической карте
- Классифицирует страны по территориальному признаку, численности населения, уровню социально-экономического развития.
- Классифицирует страны по формам правления и территориально-административному устройству, составляет систематизирующую таблицу «Государственный строй стран мира».
- Определяет сходства и различия в политико-географическом положении Кыргызстана и любой другой страны (по выбору).
Креативный (конструктивный)
- Составляет картосхему важных геополитических событий конца ХХ – начала XXI в.
- Самостоятельно определяет показатели и осуществляет типологию страны по каким-либо признакам.
- Пишет аргументирующее эссе о причинах преобладания стран монархической формой правления в Зарубежной Европе и зарубежной Азии, и отсутствия их в Северной Америке.
- Высказывает и обосновывает свою точку зрения о влиянии политико-географического положения страны на ее развитие.
“ Головоломка”
??? Оценивает роль научно-технического прогресса в развитии международного географического разделения труда, отраслей мирового хозяйства
??? Географическая
??? Готовит проблемное сообщение на тему: «Воздействие отдельных факторов и НТР на размещение производства».
??? Социально-экономическое развитие
- 1. Содержательные линии,
- 2. Компетентности,
- 3. Ожидаемые результаты,
- 4. Индикаторы.
Предметный стандарт и план урока, их взаимосвязь – предметные компетентности, ожидаемые результаты
Сессия 5.1.
Повестка сессии 5.1.
- Определить характеристики эффективного планирования уроков.
Планирование урока: цели
- С целью… “организовать учеников, пространство, время и материалы, чтобы обучение по содержанию и обучение учеников могли быть эффективными.” *
- Способствовать вовлечению учащихся и их сотрудничеству во всех занятиях в классе.
- Установить значимую и продуктивную рабочую среду.
- *“Первые Дни Школы”, Вонг.
Планирование урока: Основные вопросы
- Как я добьюсь того, чтобы все ученики знали и могли делать в конце этого урока?
- Что я сделаю, чтобы вызвать это обучение?
- Что учащиеся сделают для облегчения этого обучения?
- Как я буду оценивать, чтобы узнать, произошло ли это учение?
- Что я буду делать для тех, кто, согласно оценке, не прошел обучение?
Достижение ожидаемых результатов
Ожидаемый результат
Предметные компетентности
Индикатор
Содержательная линия
План урока на основании новых стандартов: (обратный дизайн)
- Одним из полезных методов планирования значимых уроков является обратный дизайн, где на начальном этапе дизайна особое внимание уделяется результату:
- Определите желаемые результаты;
- Определите свидетельства / доказательства того, что учащиеся учатся;
- Определите действия (какие действия необходимы для достижения целей);
- Определите учебный контент/содержание;
- Идея обратного дизайна заключается в том, чтобы планировать и учить «конечную цель».
Рекомендации:
- при планировании вашего урока обратите внимание, что они ориентированы на развитие знаний, навыков и способностей (компетенций)
- планируйте урок для достижения конкретной цели:
- определите содержательные линии;
- укажите ожидаемые результаты и индикаторы (1,2);
- деятельность (какая деятельность предлагается для достижения целей);
- определите время и ресурсы.
МОТИВИРУЮЩАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА
Сессия 6
Мотивирующая образовательная среда
Мотивирующая образовательная среда рассматривается в современных условиях в как сложное многоуровневое явление, которое включает несколько аспектов:
- материальный (состояние классов и школы);
- организационный (как организован учебный процесс, внеклассная деятельность);
- психологический (поддержка и создание мотиваций, отношения между учителем и учениками, между учениками, возможность профильного образования);
- педагогический (уровень учителя и ученика);
- технологический (материально-техническая база класса, школы).
Сессия 6.
Создание мотивирующей физической среды
Исследования показывают, что насколько комфортно организована физическая (пространственная) среда во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития личности, уровень его
воспитанности, эмоциональное состояние.
Сессия 6.
Создание мотивирующей физической среды:
При оформлении класса нужно учитывать о влиянии цвета на
психологическое и физическое состояние учащихся. Здесь
нужно обратить внимание на следующие педагогические условия:
А) возраст учащихся;
Б) законы световосприятия;
В) смысловая (содержательная) нагрузка
Сессия 6.
Создание мотивирующей психологической среды:
Необходимыми условиями психологической безопасности на уроке выступают:
- доверительные отношения друг к другу;
- уважительные и внимательные взаимоотношения;
Сессия 6.
Важные принципы при создании безопасной психологической среды:
- Опора на развивающее обучение;
- Психологическая защита и поддержка;
- Формирование и воспитание самостоятельности мышления, анализа и принятия решений.
Сессия 6.
Мотивирующая образовательная академическая среда:
- Создание мотивирующей образовательной академической среды возможно с использованием личностно-ориентированных технологий, развивающих методов обучения на уроках.
- Игровые методы обучения, также способствуют созданию мотивирующей среды.
Сессия 6.
Мотивирующая образовательная академическая среда:
- Установление достижимых целей для учащихся (учителей) не только покажет ясную картину того, что будет достигнуто в ближайшей перспективе, но и поможет в дальнейшем измерить достижения.
- Реализация целей внушит чувство удовлетворения и уверенности косвенно мотивирует учащихся достигать новых целей.
Сессия 6.
Рабочая академическая среда
- Хорошая рабочая, оптимальная среда благоприятствует обучению.
- Дезорганизация и шум часто снижают концентрацию и создают трудности при обучении.
Сессия 6.
Ценности при создании академической среды:
- Важность обучения
- Вдохновлять, помогать, поддерживать в обучении
- Хвалить и поощрять
- Личность Учителя
Сессия 6.
Вопросы, вопросы
- Какие есть вопросы?
- Какие есть комментарии?
Сессия 6.
ПОЛ и ГЕНДЕР
- Пол - биологическая характеристика у человека .
- Гендер , как совокупность социальных характеристик, принятых в определенной культуре для представителей того или иного пола.
- Гендерные характеристики не являются унаследованными или биологически обусловленными. Они складываются исторически, серьезно зависят от текущей политической и экономической ситуации. Таким образом, эти характеристики выступают как результат принятых в обществе социальных ролей, связанных с разделением труда и традиционными предписаниями. (Например, представления о роли женщины в средние века, в СССР и сейчас).
Сессия 6.
Вопросы права
- Как для мужчин, так и для женщин должны быть обеспечены равные права и возможности для выбора карьеры и образа жизни, а также для личностного и профессионального роста.
- СКРЫТЫЙ КУРРИКУЛУМ
- (ПЛАН или ПРОГРАММА)
- От чего зависит отношение к половым и семейным ролям?
Сессия 6.
Инклюзивная среда
Социальная справедливость подразумевает, что понятие равенства рассматривается не примитивным образом, а включает в себя все многообразие жизненных ситуаций и обстоятельств связанных с местом рождения, полом, расой, этничностью и другими факторами, которые не зависят от самого человека и могут требовать перераспределения общественных ресурсов при помощи государства и других социальных институтов.
Сессия 6.
ШКОЛЬНАЯ СРЕДА
- Физическая среда (туалеты, раздевалки и т.д.)
- Учебный процесс и мотивация к изучению различных предметов
- Профессиональная ориентация
- Социальная и психологическая среда (преодоление гендерных стереотипов, дискриминации, изменение гендерных ролей и т.п.) через учебную деятельность и внеклассную работу (самоуправление, спорт, искусство и т.д.)
Сессия 6.
Компоненты организации среды
- Учебная деятельность , рефлексия учителей предметников
- Профориентация – поощрение разных типов деятельности
- Организация внеклассной работы и социальной жизни (коммуникации)
Сессия 6.
Вопросы для размышления
- Насколько развито в школе реальное самоуправление?
- Как туда вовлекаются мальчики и девочки?
- Есть ли в ней различные кружки и секции?
- Есть ли у детей разного пола или разных этничностей доступ в эти секции и кружки?
- Существует ли в школе человек или орган где можно без страха прийти и обсудить свои проблемы или решить проблемную ситуацию?
Работа в группах
Эмпирические показатели академической среды на уроке: Показатели эмоционального фона: вербальные: словесное выражение оптимистичного настроя к процессу взаимодействия с учениками; невербальные: добрая улыбка, смех, спокойный и позитивный тон.
Сессия 6.
Эмпирические показатели академической среды на уроке: 2. Показатели способности к сотрудничеству: вербальные: высказывание заинтересованности в мнении и идеях других, обращение к ученикам с уточняющими вопросами (Как ты считаешь? Тебе это нравится?); невербальные: демонстрация внимательного выслушивания.
Сессия 6.
Эмпирические показатели академической среды на уроке: 3. Показатели эффективности взаимодействия: - вербальные: словесное подтверждение решения задач, удовлетворение результатом; - невербальные: жесты, которые выражают удовлетворение от проделанной работы при подведении её итогов.
Сессия 6.
Образовательные стандарты...
- Образовательные стандарты, учебники и учебные материалы играют огромную роль в продвижении и формировании социальных и культурных норм. Следовательно, они должны отвечать критериям, которые включают в себя нормы гендерного равенства, социальной инклюзии и межкультурной толерантности.
Сессия 6.
6.1. Ожидаемые результаты
- Использовать методы и приемы организации и управления эффективной и мотивирующей образовательной учебной средой;
- Внедрить совместный стиль обучения в процессе обучения, подготовить, реализовать и оценить работу в группе;
- Использовать соответствующие стратегии для развития навыков самостоятельного обучения в обучении.
Сессия 6.1 Практическая сессия 1-шаг
- Выберите конкретную тему по географии / тему для подготовки учебных мероприятий;
- Определите конкретные цели / задачи учебной деятельности, в которых можно указать знания, навыки и способности;
- Определите методы, приемы обучения (например, метод мозгового штурма,, обсуждение, ролевая игра, интерактивная презентация, обзор ситуационных задач, решение задач, и др.);
- При необходимости создайте визуальные ресурсы (например, любой тип схемы, ментальную карту, рисунок, таблицу, текст), используя флипчарт или вкладки, чтобы предоставить аудитории информацию;
- Разделите роли в своей группе (в случае большой группы) или включите других слушателей тренинга;
Методы и приемы, используемые на уроках, для достижения стандартов
Сессия 7.
Сессия 7
Метод – «система целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержания образования и … достижение целей обучения» (Я.И. Лернер и М.Н. Скаткин).
Приёмы – это конкретная деятельность , один из эпизодов на занятии.
Стратегия – система приемов работы с учебным материалом, используемых учителем и учениками для достижения определенной цели, в определенной последовательности, по определенному плану. Четкий план действий учителя и учащихся.
Спасибо за внимание!