Изучение нового материала | ХVIII в. имел для России особое значение. Начало новой эпохи было положено преобразовательной деятельностью Петра I, когда, по словам Пушкина, «Россия вошла в Европу, как спущенный на воду корабль, - при стуке топора и при громе пушек» и «европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы» (имеется в виду приобретение Россией берегов Балтийского моря после победы над Карлом ХII). Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. А. С. Пушкин Эти слова как нельзя лучше характеризуют эпоху, о которой пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Велики были завоевания этого времени в области науки, просвещения, искусства и литературы, поставившие Россию в конце ХVIII в. вровень с европейскими государствами: 1) в 1721 г. учреждается Петербургская Академия наук; 2) в 1755 г. открывается Московский университет с двумя гимназиями при нем (для дворян и для разночинцев); 3) в 1757 г. основана Академия художеств и открыт русский профессиональный публичный театр сначала в Петербурге, годом позже — в Москве. Но эпоха утверждения самодержавия таила в себе острые противоречия. В ХVIII в., особенно при Екатерине II, было полностью завершено закрепощение крестьян, было подтверждено право помещиков на продажу крестьян с публичного торга. Тяжелое положение крепостных неоднократно приводило к крестьянским волнениям и мятежам (восстание под предводительством Емельяна Пугачева в 1773—1775 гг.). Дворянство же получило в ХVIII в. особые права и привилегии. Получает широкое распространение французская культура — моды, манеры, язык. В Россию из Франции потянулись искатели легкого заработка. Бывшие в своем отечестве лакеями, кучерами, парикмахерами, эти необразованные люди становятся воспитателям и дворянских сынков и дочек, для которых Париж был центром мира. Но рядом с ними жила и жадно тянулась к истинному просвещению другая молодежь, думавшая о судьбе Отечества, о положении народа, о долге патриота. Эти молодые люди не все по рождению принадлежали к знати, некоторые были выходцами из народа (М. В. Ломоносов — крупнейший ученый и поэт, Ф. Шубин — скульптор, Аргуновы — крепостные художники и др.), но именно они составили гордость и славу русской культуры ХVIII в. Им приходилось нелегко. Императрица Екатерина II была дочерью своей эпохи, со всеми ее противоречиями. С одной стороны, она переписывалась с прославленными французскими философами-просветителями, убеждая их в своем намерении внести в обычаи варварской страны, где ей суждено править, возвышенные идеалы Разума, Справедливости и даже... Свободы. Но Пушкин, для которого события ХVIII в. не были далекой историей, в короткой заметке показал истинное положение дел: «Екатерина любила просвещение, а Новиков, распространивший первые лучи его, перешел из рук Шешковского в темницу, где и находился до самой ее смерти. Радищев был сослан в Сибирь; Княжнин умер под розгами, и Фонвизин, которого она боялась, не избежал бы этой участи, если б не чрезвычайная его известность». (Заметки по русской истории ХVIII века»). Какими предстают выдающиеся политические деятели ХVIII столетия — Петр I и Екатерина II в произведениях А.С. Пушкина («Медный всадник», «Капитанская дочка»)? Воплощением какой государственной идеи они являются? А.Н. Радищев назвал ХVIII столетие, с одной стороны, «безумным», а с другой стороны — «мудрым». Как вы думаете, почему? Назовите известных вам деятелей литературы ХVIII в. Теперь я предлагаю вам заполнить таблицу «Становление новой литературы» (Приложение 1). В первой колонке пишем период, во второй – его характеристику, в третьей – имена писателей, творивших в этот период. Итак, Основным литературным направлением ХVIII в. был классицизм. Можете дать его определение? Верно. Давайте запишем это определение в тетрадях. Классицизм связан со временем утверждения крепкого централизованного государства — абсолютной монархии. Главная задача классицизма — создание значительного монументального искусства, одушевленного идеей сплочения нации, объединяющейся вокруг трона. Частный интерес подчинен в классицизме государственному, чувства — долгу. Истоки мирового классицизма – Франция XVII в.: воззрения французских драматургов Корнеля и Мольера и теоретика литературы Буало. Вот фрагмент из трактата Буало «Поэтическое искусство»: Какой ни взять сюжет, высокий иль забавный, Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной, Напрасно кажется, что с ним в войне она: Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна. Коль тщательно искать, то вскоре острый разум Привыкнет находить ее легко и разом; Рассудка здравого покорствуя ярму, Оправу ценную дает она ему. Черты классицизма Утверждение идей просвещенного абсолютизма – патриотизма, гражданственности, единства нации. Утверждение приоритета разума. В основе эстетики классицизма – принцип рационализма: произведение искусства должно быть разумно и последовательно построено, логически выверено (из принципа “подражания природе”). Соблюдение определенных творческих норм и правил (строгая сюжетно- композиционная организация). Четкое разделение героев на положительных и отрицательных. “Неизменность” героя (отсутствие внутреннего развития). Идеализация героя (оды Ломоносова) Интерес к народному языку, использование в произведениях народной речи. Объективность повествования. Русский классицизм зародился во 2-й четверти 18 века в творчестве зачинателей новой русской литературы А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова. Особенности русского классицизма. связь с современной действительностью сатирическая направленность обращение к конкретным явлениям русской жизни преобладание национально – исторической тематики высокий уровень развития жанра оды Подобно тому, как общество делится на сословия, жанры произведений литературы, по представлениям классиков, должны делиться на «высокие» и «низкие». «Высокие» изображают великие исторические события и великих деятелей — королей, полководцев, вельмож. «Высокие» жанры: трагедия, эпическая поэма, ода. «Низкие» развивают темы личной жизни. Их герои — буржуа, торговцы, ремесленники. «Низкие» жанры: комедия, лирическое стихотворение, роман. Трагедия («высокий» жанр) была призвана вызвать ужас и сострадание путем изображения борьбы между долгом и страстью в душах сильных людей, грандиозного столкновения страстей, государственных переворотов. Задача комедии («низкого» жанра) — исправление нравов при помощи осуждения бытовых пороков, одному из которых и посвящалась пьеса. Так, великий французский писатель Мольер осмеял скупость в комедии «Скупой», лицемерие в «Тартюфе», развращенность — в «Дон-Жуане». Соответственно и внутри комедии каждый персонаж являлся воплощением какой-нибудь одной черты. Для классицистических пьес характерна «система амплуа». Амплуа – стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Для комедии классицизма это идеальная героиня, герой-любовник, неудачный любовник, резонер (герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего; субретка – весёлая горничная, которая участвует в интриге. Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»; героиня - герой-любовник - второй любовник. В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует. Требования к композиции: 4 акта; в третьем — кульминация, в четвертом — развязка. Особенности композиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется монологам и основных персонажей. В драматургии господствовало требование трех единств: — места (должно было быть одно место действия); — времени (действие разворачивалось в течение 24 часов); — действия (выделялся один основной сюжет, не было побочных коллизий и персонажей). Нам забывать нельзя, поэты, о рассудке: Одно событие, вместившееся в сутки, В едином месте пусть на сцене протечет; Лишь в этом случае оно нас увлечет. В классицистических произведениях герои, как правило, строго делились на положительных и отрицательных: Герою своему искусно сохраните Черты характера среди любых событий. Но строгой логики от вас в театре ждут; В нем властвует закон, взыскательный и жесткий. Вы новое лицо ведете на подмостки? Пусть будет тщательно продуман ваш герой, Пусть остается он всегда самим собой. Основной лозунг классицизма – подражание природе, где всё, по мнению классицистов, ясно, чётко, подчинено правилам. Понятие прекрасного в искусстве классицизма связано с симметрией и гармонией. Это отражалось и в правилах поведения людей светского общества: бурное выражение чувств почиталось в ХVIII столетии неприличным и воспринималось как признак низкого происхождения или дурного воспитания. Проявление даже самых сильных страстей должно было быть подобно глубоким водам, заключенным в гранитные берега. Произведение искусства должно быть подобно алгебраической формуле. Таким образом, в основе эстетики классицизма лежит рационализм (от лат. ratio – разум). Классицизм оставил заметный след в культуре наших дней как в области литературы (творения Корнеля, Мольера, Фонвизина, Крылова, Ломоносова), так и в других сферах искусства. В Москве в классическом стиле построены целые усадебные ансамбли — Кусково, Останкино, Архангельское, в Петербурге — дворцы и парки Царского Села, Ломоносова, Павловска. Культуре классицизма принадлежит живопись Д.Г. Левицкого, Ф.С. Рокотова. | Записывают эпиграф урока. Идеи абсолютной монархической власти. Петр, ратуя о преобразованиях в России, все подчинил своей воле. Кажется, лишь его властного взгляда достаточно, чтобы «в гранит оделася Нева». Екатерина II в повести А.С. Пушкина оказывает милость Гриневу и Маше Мироновой, принимая решение единовластно, отменяя тем самым решение суда. Кровопролитные войны, жестоко подавленное восстание Пугачева, усиление крепостничества — с одной стороны; создание первого русского университета, культ науки и просвещения, преобразования в государственной жизни России — с другой. М. В. Ломоносов - Великий реформатор pyccкoгo языка и стиха. А. Д. Кантемир - основоположник сатирического направления в русской литературе. В. К. Тредиаковский, о котором Пушкин говорил, что eгo изучение «приносит больше пользы, нежели изучение прочих наших старых писателей». А. П. Cумaроков - «отец» pyccкoгo театра и поэт. Д. И. Фонвизин - драматург-гуманист, «друг свободы». Добро пожаловать! Получи неограниченный доступ к миллионам подробных ответов Работа с таблицей. Классицизм — художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре конца ХVII — XVIII вв., одной из важнейших черт которого являлось обращение к образцам и формам античности как к универсальному эталону. | Личностные: - нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). Регулятивные: - организовать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; - выполнять пробные учебные действия; - выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и доказывать их; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; - делать выводы по результатам работы. Познавательные: - ориентироваться в учебнике; - извлекать обходимую информацию из текста; - структурировать учебный материал, выделять в нем главное; - устанавливать причинно-следственные связи; - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Коммуникативные: - строить монологическую и диалогическую речь; - слушать и понимать речь других; - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - высказывать и обосновывать свою точку зрения. |