Просмотр содержимого документа
«Основные тенденции развития русской литературы 18 века. Русский классицизм. Презентация.»
Основные тенденции развития русской литературы 18 века.
Русский классицизм.
Цели урока: 1. Сделать обзор эпохи (культурная, экономическая, политическая ситуация). 2. Познакомиться с литературным течением “классицизм”, отметить его основные черты и характерные особенности.
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
А. С. Пушкин
завоевания этого времени в области науки, просвещения, искусства и литературы: 1) в 1721 г. учреждается Петербургская Академия наук; 2) в 1755 г. открывается Московский университет с двумя гимназиями при нем (для дворян и для разночинцев); 3) в 1757 г. основана Академия художеств и открыт русский профессиональный публичный театр сначала в Петербурге, годом позже — в Москве .
Период
Характеристика периода
Литература петровского времени
Имена
Переходный характер, интенсивный процесс «обмирщения», формирование светской литературы
Феофан Прокопович
Становление новой литературы
1730-1750гг.
1760-е – первая половина 1770-х гг.
Формирование классицизма. Расцвет жанра оды.
А.Д. Кантемир,
Дальнейшая эволюция классицизма. Расцвет жанров сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма
Последняя четверть XVIII века
Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций
Я.Б. Княжнин,
В.К. Тредиаковский,
М.В. Ломоносов,
Н.И. Новиков,
Д.И. Фонвизин,
М.М. Херасков
А.П. Сумароков
Г.Р. Державин,
А.Н. Радищев,
И.А. Карамзин,
И.И. Дмитриев
Классицизм — художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре конца ХVII — XVIII вв., одной из важнейших черт которого являлось обращение к образцам и формам античности как к универсальному эталону.
Черты классицизма: 1. Утверждение идей просвещенного абсолютизма – патриотизма, гражданственности, единства нации. 2. Утверждение приоритета разума.
3. В основе эстетики классицизма – принцип рационализма: произведение искусства должно быть разумно и последовательно построено, логически выверено (из принципа “подражания природе”). 4. Соблюдение определенных творческих норм и правил (строгая сюжетно- композиционная организация).
5. Четкое разделение героев на положительных и отрицательных. 6. “Неизменность” героя (отсутствие внутреннего развития). 7. Идеализация героя (оды Ломоносова). 8. Интерес к народному языку, использование в произведениях народной речи. 9. Объективность повествования.
5.
Особенности русского классицизма: 1. Связь с современной действительностью. 2. Сатирическая направленность. 3. Обращение к конкретным явлениям русской жизни. 4. Преобладание национально – исторической тематики. 5. Высокий уровень развития жанра оды.
«Высокие» жанры
«Низкие» жанры
Трагедия
Комедия
Эпическая поэма
Лирическое стихотворение
Ода
Роман
Трагедия («высокий» жанр) была призвана вызвать ужас и сострадание путем изображения борьбы между долгом и страстью в душах сильных людей, грандиозного столкновения страстей, государственных переворотов.
Задача комедии («низкого» жанра) — исправление нравов при помощи осуждения бытовых пороков, одному из которых посвящалась пьеса.
В драматургии господствовало требование трех единств: — места (должно было быть одно место действия); — времени (действие разворачивалось в течение 24 часов); — действия (выделялся один основной сюжет, не было побочных коллизий и персонажей).
Д.Г. Левицкий
Ф.С. Рокотов
Кусково. Усадьба Шереметьевых.
Усадьба Останкино
Архангельское
Парк царского села
Парк Павловский
Парк Ломоносова