СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Курсовая работа на тему:
Управление по физической культуре и спорту Курганской области
ГБПОУ «Зауральский колледж физической культуры и здоровья»
Чикунов Максим Сергеевич
Студент 302 группы
Основные тенденции развития современного спорта
Курсовая работа
По специальности 49.02.01 физическая культура
Научный руководитель:
Преподаватель:
С.Р. Фирсова
Шадринск, 2019
Содержание
Введение.....................................................................................................................3
Глава 1. Сущность спорта и его роль в современном обществе…..………...4
1.1. Понятие спорта, его функции……………………............................................4
1.2. Классификация видов спорта…………………………………………............6
1.3. Основные направления развития спортивного движения…………………14
Глава 2. Основные тенденции развития современного спорта…………….18
2.1. Значительный рост спортивных достижений………………………………18
2.2. Профессионализация спорта……………….………………………………..20
2.3. Возникновение новых видов спорта………………………………………...22
2.4. Спорт высших достижений………………….……………….………….......25
2.5. Массовый спорт………………………………………………………………29
Заключение…………………………….……………….…….………....................31
Список использованной литературы……………….………….………………..33
ВВЕДЕНИЕ
В XX веке спортивное движение в мире непрерывно расширялось, несмотря на пессимистические оценки ряда социологов и философов, предрекавших постепенный закат спорта высших достижений в связи с отдельными негативными тенденциями, сопровождавшими его развитие. В наше время, когда большое развитие получила культура досуга, спортивные состязания и наблюдения за ними стали популярными развлечениями для зрителей и профессиональной деятельностью для спортсменов. Профессиональные спортсмены высокого уровня зарабатывают большие гонорары, а также получают доходы, рекламируя различные товары, и становятся знаменитостями – иногда исключительно в среде болельщиков, а иногда и среди большинства населения. Для регулирования происходящего в профессиональном спорте образуются общие и узкоспециальные организации и ассоциации, которые объединяют спортсменов, тренеров, судей, а иногда и болельщиков.
Анализ современных научных работ, в которых оценивается состояние современного спорта, позволяет выявить основные тенденции в развитии спорта, наблюдаемые в последнее десятилетие.
Объектом исследования является текущее состояние и тенденция развития современного спорта.
Предметом исследования является современный спорт и его развитие.
Целью курсовой работы является изучение основных тенденций развития современного спорта.
Задачи работы:
Изучить литературные источники по рассматриваемым вопросам.
Рассмотреть современное состояние и тенденции развития современного спорта.
Выявить роль спорта в современном обществе.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СПОРТА И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1. Понятие спорта, его функции
Понятие «спорт» и его функции, как смело утверждает Жиляев А.С. «спорт в широком понимании представляет собой собственно соревновательную деятельность, процесс специальной подготовки к достижениям в ней, а также специфические межчеловеческие отношения, поведенческие нормы и достижения в сфере этой деятельности». По мнению Л.П.Матвеева в таком широком понимании спорт «представляется весьма сложным многофункциональным и многообразным явлением социальной реальности, занимающим незаурядное место в физической и духовной культуре общества». С определенных позиций, спорт, использующий двигательную деятельность как фактор физического совершенствования и направленного развития физической дееспособности населения, является составной частью физической культуры. Однако следует отметить, что некоторые виды спорта не связаны непосредственно с высокой физической активностью (радиоспорт, шахматы и т.д.). Наряду с этим, занятиям физической культурой не всегда свойственна ярко выраженная «достиженческая» соревновательная деятельность. Именно поэтому справедливо дифференцировать физическую культуру и спорт как различные понятия. Кудрящев В.Г. указывает, что, спорт – это «исторически сложившаяся область человеческой деятельности, связанная с выявлением в ходе соревнований победителя, спортивных достижений и результатов». Обязательное условие спорта – состязание. Соревновательный результат в спорте достигается при высокоактивных двигательных действиях и поэтому напрямую зависит от возможностей спортсмена – функциональных возможностей, физической подготовки и физического развития, технической, тактической и психологической подготовленности. Спорт имеет не только собственную соревновательную деятельность, но и широкие возможности для включения человека в межличностные отношения. В широком смысле он охватывает соревновательную деятельность, межличностные отношения, поведенческие нормы, которые складываются на основе этой деятельности. Многосторонняя значимость спорта решается через его функции в обществе. Выделяют следующие среди них: соревновательную, обеспечивающую выявление сильнейшего, определяющую уровень спортивной подготовленности и резервные возможности в экстремальных условиях, включающую разработку системы подготовки спортсменов к соревновательной деятельности и др.; воспитательную, обеспечивающую, с одной стороны, повышение соревновательной деятельности спортсменов, а с другой, воспитание социально активной личности; повышающую физическую активность, способствующую подготовке к различным видам общественной деятельности и призванную содействовать всестороннему развитию человека; оздоровительную, направленную на укрепление и сохранение здоровья; рекреационную, позволяющую использовать спорт как средство активного отдыха людей; производственную, направленную на профессиональную подготовку и повышение производительности труда за счет укрепления здоровья, улучшения физического развития, приобретения жизненно необходимых умений и навыков; – познавательную – использование спортивной деятельности в качестве модели для изучения максимальных возможностей организма в условиях соревнования; укрепляющую дружеские отношения между странами и народам; зрелищную – удовлетворение желания миллионов людей стать свидетелями спортивных соревнований; экономическую – обеспечение финансовыми средствами развитее спорта внутри страны, установление внешнеэкономических связей; престижную – использование достижений в спорте для повышения престижа страны; Современный спорт подразделяется на массовый (любительский) и спорт высших достижений (профессиональный). Массовый, любительский или общедоступный спорт включает школьно – студенческий, профессионально –прикладной, физкультурно – кондиционный, оздоровительно – рекреативный. В зависимости от направленности занятии в массовом спорте в процессе систематических занятии решаются следующие задачи: образовательные, воспитательные, оздоровительные, профессионально – прикладные, рекреативные, повышения своего физического состояния (кондиции). Он дает возможность людям укреплять здоровье, совершенствовать физические качества и двигательные возможности, способствует долголетию. Профессиональная спортивная деятельность, направленная на высшие достижения, занимает основное время спортсмена, накладывая отпечаток на его образ жизни. Высокие спортивные результаты и победы являются достоянием любой страны, т.к. рекорды и победы укрепляют ее авторитет на международном уровне. Миллионы зрителей, сидя на стадионах или у телевизоров становятся свидетелями различных соревнований [12]. Олимпийские игры, чемпионаты мира, мировые рекорды стали духовными ценностями, которые притягивают миллионы болельщиков. Но не все знают, какой труд стоит за победами и рекордами. Выступления на соревнованиях требуют от спортсменов максимального напряжения всех систем организма. Кстати, общая годовая тренировочная и соревновательная нагрузка у спортсменов составляет до 1500 часов и занимает более 300 дней. Таким образом, основные критерии эффективности в спорте высших достижений – победы на международных соревнованиях, мировые рекорды, призовые места. По этим критериям оценивается деятельность спортсмена, команды, тренера, обслуживающего персонала и спортивного клуба [1].
1.2. Классификация видов спорта
В ходе исторического развития спорта возникло множество его видов и разновидностей. Наиболее древними видами спорта являются легкая атлетика, борьба и конный спорт. Так, в программу Олимпийских игр Древней Греции входили состязания по бегу на 1 и 2 стадии (192 и 384 м), пятиборью, борьбе, гонкам на колесницах, панкратиону, бегу в доспехах, скачках на лошадях. Многие из этих видов спорта сохранились и до сих пор. Например, борьба некоторое время называлась классической, а затем снова стала называться, как в древности, греко–римской. Древнее пятиборье включало в себя бег на 1 стадий, прыжки в длину, метание диска, метание копья и борьбу. Современное пятиборье отличается от древнего, в него входят конкур, плавание, фехтование, бег и стрельба. Панкратион – самый жестокий и зрелищный вид спорта, единоборство с использованием приемов кулачного боя и борьбы, в котором схватка велась до тех пор, пока один из противников не признавал свое поражение. В настоящее время нечто похожее наблюдается в боях без правил [2].
В начале XX века стал формироваться научный подход к спорту. А любая наука начинается с классификации объекта исследования. Поэтому вскоре появились первые классификации видов спорта и спортивных упражнений.
Упражнения разделили:
на силовые;
скоростные и координационные;
циклические (основаны на повторяющихся движениях);
ациклические;
одномоментные (четкое начало и конец упражнения);
силовые (тяжелая атлетика, метание молота, толкание ядра);
скоростно – силовыс (прыжки в длину, высоту, в воду, на лыжах);
композиционные (комплекс отдельных навыков или композиций) – гимнастика, фигурное катание и т. д. [10].
1–я группа – виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным проявлением физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах спорта зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена. К данной группе относится большинство видов спорта;
2–я группа – виды спорта, операционную основу которых составляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и др.). Спортивный результат в этих видах во многом обусловлен умением эффективно управлять техническим средством и качеством его изготовления;
3–я группа – виды спорта, двигательная активность в которых « жестко лимитирована условиями поражения цели из специального оружия (стрельба, дартс);
4–я группа – виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно – конструкторской деятельности спортсмена (авиамодели, автомодели и др.);
5–я группа – виды спорта, основное содержание которых; определяется на соревнованиях характером абстрактно – логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки, бридж и др.);
6–я группа – многоборья, составленные из спортивных дисциплин, входящих в различные группы видов спорта (спортивное ориентирование, охота на лис, биатлон, морское многоборье, служебные многоборья и др.) [8].
Позже, в 1945 г., появилось деление видов спорта:
– на стереотипные (виды спорта, которые оцениваются в баллах);
– ситуационные (игры, единоборства, кроссы) [7].
Что же такое «вид спорта»? Л. П. Матвеев дает такое определение: вид (разновидность) спорта – это сформировавшийся в ходе развития спорта вид (разновидность) соревновательной деятельности, отличающийся своим конкретным предметом состязания, составом допускаемых действий и способом спортивного противоборства (спортивной техникой и тактикой), регламентом состязания и критерием достигаемого результата и характера двигательной активности.
При этом разные авторы по – разному делят виды спорта на группы, т. е. классифицируют их. Рассмотрим эти классификации и выясним, чем они отличаются друг от друга [15].
Так, Л. П. Матвеев предлагает классифицировать все виды спорта по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной деятельности и выделяет шесть групп.
Первая группа – виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным проявлением физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах спорта зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена. К этой группе относится большинство видов спорта.
Вторая группа – виды спорта, операционную основу которых составляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и др.). Спортивный результат в этих видах во многом обусловлен умением эффективно управлять техническим средством и качеством его изготовления.
Третья группа – виды спорта, двигательная активность в которых жестоко лимитирована условиями поражения цели из специального оружия (стрельба пулевая, стендовая, дартс и др.).
Четвертая группа – виды спорта, в которых сопоставляют результаты модельно – конструкторской деятельности спортсмена (авиамодели, автомодели и др.).
Пятая группа – виды спорта, основное содержание которых определяется на соревнованиях характером абстрактно – логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки, бридж и др.).
Шестая группа – многоборья, составленные из спортивных дисциплин, входящих в различные группы видов спорта (спортивное ориентирование, охота на лис, биатлон, морское многоборье, служебные многоборья и др.) [4].
С каждым годом число видов и разновидностей спорта продолжает увеличиваться. Многообразие конкретных форм, видов и разновидностей спорта, его полифункциональный характер приводят к многоаспектное классификационных построений. Классифицировать спорт по различным признакам предлагает профессор Ю. Ф. Курамшин. Классификация видов спорта в его интерпретации выглядит следующим образом [2].
Выделяют: по целевым установкам:
– спорт высших достижений (рекордный спорт, большой спорт);
– базовый спорт (массовый спорт, общедоступный, ординарный спорт);
по масштабу и организации в рамках международного спортивного движения:
– олимпийский;
– неолимпийский.
по характеру экономических отношений между спортсменами, федерациями, клубами, которые связаны с получением финансовой прибыли, дохода спортсменов от занятий спортивной деятельностью:
– коммерческий;
– некоммерческий;
по основному роду деятельности человека, избравшего какой – либо вид спорта главной сферой приложения своих сил и способностей:
– профессиональный;
– любительский;
по формам организации занятий:
– учебный спорт как обязательный процесс, осуществляемый в системе общего и специального образования;
– самодеятельный спорт как добровольный процесс, осуществляемый в свободное время;
по возрастным категориям спортсменов, включенных в спортивную деятельность:
– детско–юношеский;
– спорт взрослых;
– спорт ветеранов;
по социально–профессиональному статусу спортсменов:
– школьный;
– студенческий;
– военный (армейский) и др.;
по характеру применения для подготовки к какой – либо профессиональной деятельности:
– профессионально–прикладной спорт;
– военно – прикладной;
по характеру использования в сфере досуга, отдыха, развлечения, восстановления работоспособности человека, сохранения уже приобретенных ранее навыков и качеств:
– оздоровительно – рекреационный (использование элементов спорта в качестве средства и метода здорового отдыха–развлечения, активного восстановления оперативной работоспособности и организации интересного досуга);
– физкультурно – кондиционный спорт (служит средством поддержания необходимого уровня работоспособности, повышения физической подготовленности людей, которые принимают участие в массовых официальных соревнованиях, т. е. средством обеспечения достижения и сохранения базовой физической подготовленности);
по характеру отклонений в состоянии здоровья спортсменов, участвующих в состязаниях, говорят о спорте для инвалидов:
– спорт для слепых;
– спорт для глухонемых;
– спорт для лиц с нарушениями опорно – двигательного аппарата;
– спорт для лиц с недостатками в развитии интеллекта и др.;
по предмету состязаний и характеру активности спортсменов:
– легкоатлетический;
– водный;
– конькобежный;
– лыжный;
– автомобильный;
– шахматный и др.
Естественно, многие из названных форм и видов спорта взаимопроникают и взаимопереплетаются друг с другом. К примеру, легкоатлетический спорт может быть рекордным и массовым, профессиональным и любительским, коммерческим и некоммерческим и т. д. Выделенные виды спорта отражают лишь наиболее общие признаки спорта соответственно уровню их обобщенности. [3].
На практике встречаются и другие классификации видов спорта.
Олимпийская классификации. Все виды спорта делятся на олимпийские и неолимпийские. По этой классификации под видом спорта подразумеваются все соревнования и выступления спортсменов, представленные одной федерацией и включенные в программу Олимпийских игр. Разные направления (виды спорта) внутри одной федерации – это спортивные дисциплины (например, водный спорт включает три дисциплины: плавание, прыжки в воду, синхронное плавание).
Классификация по характеру выполняемых движений и особенностям подготовки спортсменов. Это одна из наиболее полных современных классификаций, разработана она в 1984 г. специалистами Московской академии физической культуры. В ее основе – трехуровневое распределение всех видов спорта с учетом выполняемых спортсменами движений и требований к их подготовке:
– циклические (преодоление дистанции);
Единая всероссийская спортивная классификация. По этой классификации все.
– виды спорта, входящие в программу летних Олимпийских
– виды спорта, руководимые некоторыми специальными объединениями (Российская лига кинологов, Российский спортивный союз глухих, Всероссийское общество слепых и др.).
Вторая группа:
– технические и прикладные виды спорта;
– космический спорт и т. д.
Третья группа:
– виды спорта, входящие в программу зимних Олимпийских игр [14].
Классификации по составу участников и особенностям соревнований. Эти классификации условны и используются организаторами соревнований. В них виды спорта делятся:
– на летние и зимние;
– индивидуальные и командные;
– мужские и женские;
– для здоровых людей или спортсменов с ограниченными возможностями;
– обычные и экстремальные;
– физические и интеллектуальные;
– для залов или открытых стадионов;
– без дополнительного оборудования, с простым или со сложным дорогостоящим оборудованием;
– без дополнительного снаряжения, с минимальным или со сложным дорогостоящим снаряжением [9].
Медицинская классификация. Врачи подразделяют виды спорта:
– на симметричные – правая и левая половины тела выполняют одновременно или попеременно одни и те же движения (конькобежный спорт, беговые виды легкой атлетики, лыжные гонки, плавание и т. д.);
– асимметричные – правая и левая половины тела выполняют разные действия и получают разную нагрузку (теннис, фехтование и т. д.). Эти виды спорта не рекомендуются маленьким детям и людям с нарушением осанки;
– смешанные – положение тела постоянно меняется. Правая и левая половины тела получают одинаковую нагрузку (гимнастика, борьба, волейбол, хоккей, футбол и т. д.).
Такая классификация, применяется прежде всего для детского спорта [9].
Психологическая классификация. У психологов есть своя классификация видов спорта, в основе которой лежат особенности психологической подготовке спортсменов. Главное в этой классификации – взаимодействие спортсменов. Выделяют:
– индивидуальные виды спорта, которые занимают основное место и подразделяются, исходя из правил судейства,
– на объективные (победа зависит от времени прохождения дистанции, длины прыжка и т. д.),
– субъективные (победа зависит от оценки судей),
– прямые единоборства;
– командные виды спорта;
– эстафеты [19].
Каждый год в мире появляются все новые и новые виды спорта, расширяются программы соревнований. Несомненно, универсальная классификация помогла бы понять устройство современного спорта. Но единственно верной классификации не существует. Систем классификации видов спорта придумано много, и вес они выполняют определенную задачу. Свой подход к классификации есть у историков, тренеров, психологов. Каждая из них имеет право на существование. [19].
1.3. Основные направления развития спортивного движения
Спорт во всем мире развивается в основном по двум направлениям:
1) Общедоступный спорт (массовый).
2) Спорт высших достижений [6].
Общедоступный спорт включает в себя: школьно–студенческий спорт, профессионально – прикладной спорт, физкультурно – кондиционный спорт, оздоровительно – рекреативный спорт.
Во многих странах мира эти разновидности включены в движение «Спорт для всех», охватывающее миллионы занимающихся.
В зависимости от направленности занятий в общедоступном спорте в процессе систематических занятий решается целый ряд задач: образовательные, воспитательные, оздоровительные, профессионально–прикладные, рекреативные, повышения своего физического состояния (кондиции) [17].
Основу общедоступного спорта составляет школьно–студенческий спорт, ориентированный на достижение базовой физической подготовленности и оптимизацию общей физической дееспособности в системе образования и воспитания (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, профессионально – технические училища, институты и др.).
Таким образом, школьно–студенческий спорт обеспечивает общую физическую подготовку и достижение спортивных результатов массового уровня. В массовое спортивное движение входит также профессионально – прикладной спорт как средство подготовки к определенной профессии (военное и служебное многоборье, пожарно – прикладной спорт, различные виды борьбы и восточных единоборств в военно – воздушных, десантных, внутренних войсках и частях специального назначения) [18].
Физкультурно – кондиционный спорт служит средством поддержания необходимого уровня работоспособности, повышения физической подготовленности людей, которые принимают участие в массовых официальных соревнованиях.
В массовое спортивное движение – также входит и оздоровительно – рекреативный спорт как средство здорового отдыха, восстановления, оздоровления организма и сохранения определенного уровня работоспособности [14].
Спорт высших достижений деятельность, направленная на удовлетворение интереса к определенному виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, которые получают признание у общества, на повышение как собственного престижа, так и престижа команды, а на высшем уровне – престижа Родины.
Достижения в большом спорте возможны только благодаря постоянной тренировочно – соревновательной деятельности с большими физическими и психическими напряжениями. Выступление в соревнованиях накладывает большую ответственность на спортсмена; высокая цена каждой ошибки, каждого неудачного старта становится фактором, определяющим жесткие требования к его психике. В этом основная специфика спорта высших достижений [15].
Современный спорт высших достижений также неоднороден. В настоящее время в нем наметился ряд направлений:
1) любительский спорт;
2) профессиональный спорт;
3) профессионально – коммерческий спорт:
– достиженческо – коммерческий спорт;
– зрелищно – коммерческий спорт.
Любительский спорт в настоящее время все больше приобретает признаки профессионального спорта в той его части, которая касается нагрузочных требований, организации тренировочно – соревновательной деятельности.
Представители любительского спорта высших достижений, как правило, являются студентами, учащимися или военнослужащими, что дает им право называть себя любителями (хотя заработки их в настоящее время часто граничат с заработками профессионалов). Спортсмены–любители почти всегда строят свою подготовку с прицелом на главные соревнования: Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы, России. Успешное выступление на этих соревнованиях позволяет им поднять свой рейтинг, а в дальнейшем, перейдя в чистые профессионалы, добиться более высоких гонораров [20].
Основное отличие профессионально – коммерческого спорта от так называемого супердостиженческого любительского заключается в том, что он развивается как по законам бизнеса, так и по законам спорта в той мере, в какой их можно воплотить в подготовке спортсменов – профессионалов. На систему соревнований спортсменов – профессионалов оказывают влияние определенные целевые установки, заключающиеся в успешном выступлении в длинной серии стартов, следующих один за другим, что связано с материальными вознаграждениями за каждый старт в соответствии со «стоимостью» атлета на «спортивном рынке» [20].
Спортсменов – профессионалов можно разделить на три группы.
К первой группе следует отнести спортсменов, которые стремятся успешно выступить как на Олимпийских играх, чемпионатах мира, так и в серии кубковых и коммерческих стартов.
Ко второй группе следует отнести спортсменов, имеющих высокие результаты, но не настраивающихся на успешное участие в крупнейших соревнованиях. Главная их задача – успешное выступление в различных кубковых, коммерческих соревнованиях и стартах по приглашению.
К третьей группе следует отнести спортсменов – ветеранов, особенно специализирующихся в спортивных играх, единоборствах, фигурном катании на коньках. Эти спортсмены, поддерживая средний уровень физической подготовленности и очень высокий технический уровень, сопровождающийся высоким артистизмом, демонстрируют высшее спортивное мастерство ради зрителей и высоких заработков [17].
Промежуточное положение в спортивном движении между общедоступным (массовым) спортом и спортом высших достижений занимают спортсмены, занимающиеся в системе детских спортивных школ, клубов, секций.
По статистическим данным, в Российской Федерации число занимающихся на различных этапах многолетней подготовки в спортивных школах следующее:
– начальной подготовки – 70,6%;
– начальной и углубленной специализации – 27,1%;
– спортивного совершенствования – 1,7%;
– высшего спортивного мастерства – 0,45%.
Таким образом, в спорт высших достижений переходит всего около 2% занимающихся.
Из 2 млн детей и подростков, юношей и девушек только 34,5 тыс. становятся высококвалифицированными спортсменами.
Таким образом, современная система спортивных школ и клубов работает как на спорт высших достижений, так и на общедоступный (массовый) спорт [16].
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО СПОРТА
2.1. Значительный рост спортивных достижений
Это связано с целым рядом факторов:
– во – первых, с внедрением новых методов тренировки, которые отличаются большей эффективностью; любые перемены в методике тренировки направлены прежде всего на улучшение спортивных результатов.
– во – вторых, с изменением условий проведения соревнований, совершенствованием инвентаря, оборудования, спортивной экипировки;
– в – третьих, со значительным увеличением объемов тренировочной работы (за последние тридцать лет – более чем вдвое);
– в – четвертых, с использованием новых приемов повышения работоспособности (психологической и физиологической направленности), созданием новых фармакологических средств восстановления спортсменов; общеизвестно, что понятие «спортивное соревнование» помимо соревновательной деятельности самих спортсменов охватывает соучастие в состязании, конкуренцию заинтересованных лиц (тренеров, представителей спортивной науки и др.). Это способствует интенсификации научных разработок, связанных с созданием новейших средств восстановления, средств повышения эффективности тренировочного процесса;
– в – пятых, с экономическими стимулами соревнований. В 90–е годы мы стали свидетелями того, что призовой фонд многих соревнований резко возрос в основном благодаря привлечениям негосударственных ассигнований, спонсорских средств, рекламы и др [18].
Современный спорт характеризуется постоянным ростом спортивных достижений. При этом в каждом отдельном виде спорта или отдельной дисциплине на протяжении всей истории их развития наблюдается неравномерная динамика достижений. На одних этапах она связана со скачком результатов, на других – с временным плато (стабилизацией), на третьих – с постепенным и непрерывным ростом. Это связано с целым рядом факторов: внедрением новых средств и методов тренировки; экономическими стимулами системы соревнований; совершенствованием спортивного инвентаря и оборудования, одежды, обуви; использованием новых приемов повышения работоспособности спортсмена (психологической и физиологической направленности) [16].
Динамика роста спортивных достижений в любом виде спорта выглядит в виде логистической кривойвпервые обоснованной польскими учеными Е. Скоровским и Я. Брогли [12].
Эта кривая состоит из трех фаз, каждая из которых имеет свои особенности и в определенной мере отражает историю становления вида спорта и индивидуальный рост мастерства спортсменов. Продолжительность этих фаз в разных спортивных дисциплинах различна.
Первая фаза этой кривой связана с зарождением вида спорта, разработкой правил и регламента проведения соревнований, четким определением предмета соперничества спортсменов или команд, созданием специфической для данного вида спорта методики тренировки и техники выполнения упражнений. В этой фазе спортивные достижения имеют тенденцию к незначительному ни вешению.
В индивидуальном развитии спортсмена эта фаза связана с началом занятий определенным видом спорта, овладения основали техники, тактики, физической подготовленности.
Вторая фаза логистической кривой отражает непрерывный р. достаточно бурный рост спортивных достижений, связанный с повышением количественных и качественных параметров тренировочных нагрузок, совершенствованием технической, тактической и психической подготовленности спортсменов, использованием более качественного инвентаря и оборудования при достаточно устоявшихся правилах и регламентах соревновательной деятельности.
Другими словами, чем больше начинают трудиться спортсмены и чем выше качество этой деятельности, тем сильнее наблюдается рост спортивных достижений.
В индивидуальном плане добавляется фактор биологического возраста, долговременной адаптации организма, приобретена человеком спортивного и жизненного опыта.
Третья фаза логистической кривой связана с замедлением роста достижений, как в определенной спортивной дисциплине, так и в индивидуальном развитии в целом. Хотя отдельные достижения научно – технического прогресса могут вызвать и кратковременную «вспышку» результатов. Такую же «вспышку» может дать и использование запрещенных препаратов (допинг) [9].
2.2. Профессионализация спорта
В последние два десятилетия после избрания на пост Президента МОК Х.А. Самаранча в спортивном движении мира непрерывно происходили существенные качественные изменения. Это прежде всего выражалось в коммерциализации и профессионализации спорта высших достижений. Наиболее ярко данные тенденции проявлялись в увеличении числа как официальных, так и коммерческих соревнований и турниров на международном уровне, с их значительными материальными вознаграждениями как за участие в соревнованиях, так и за достигнутый результат. Стоимость спортсменов и команд возрастала пропорционально их спортивному результату (мастерству). Из Олимпийской хартии был исключен параграф, определяющий статус спортсмена – олимпийца как любителя, а к участию в Олимпийских играх стали допускаться все спортсмены, так как большинство международных спортивных федераций (ассоциаций, союзов) также сняли ограничения на участие в играх Олимпиад спортсменов – профессионалов (кроме бокса и частично футбола). В связи с этим подавляющее большинство участников современных Олимпиад – это люди, профессионально занимающиеся спортом, часть из которых кроме спортивной деятельности не участвует в других ее видах, и меньшая – это студенты и военнослужащие, которым созданы специальные условия для подготовки. Однако большинство тех и других спортсменов имеют сейчас значительные заработки вне зависимости от социальной группы, к которой принадлежат. Профессионалом считается спортсмен, для которого спорт является основным видом трудовой деятельности. А сам профессиональный спорт представлен в современном обществе как разновидность бизнеса, важная часть зрелищной индустрии, одна из наиболее утонченных форм коммерции, вид предпринимательской деятельности, цель которой – получение прибыли от продажи зрелища спортивной борьбы. В последнее десятилетие и в России активно развивается профессиональный спорт, расширяется практика заключения спортсменами контрактов для работы в зарубежных клубах [6].
Профессионализация спорта – неизбежный объективный процесс, способствующий повышению результативности, техничности, эстетичности и зрелищности спорта. Кроме того, поставив спорт на новую организационно – экономическую основу и создав хозрасчетные клубы, государство может приобретать дополнительный источник финансовых поступлений в бюджет страны.
При этом Л.П. Матвеев (1999) указывает на необходимость разделять «профессионально – коммерческий» и «профессионально – супердостиженческий « спорт, так как первый подчиняется закономерностям получения финансовой прибыли, являясь отраслью бизнеса, а второй развивается по законам собственно спортивной деятельности, при этом доходы представителей второй группы могут достигать заработков профессионалов и даже превосходить их [6].
В целом профессиональный спорт представляет не меньшие возможности для творчества, чем любое профессиональное искусство: он обязывает постоянно заботиться о совершенствовании, о стабильности результатов, о конкурентоспособности.
Однако, характеризуя динамику развития профессионального спорта в России и за рубежом, многие авторы отмечают, что в связи с профессионализацией спорт утрачивает свою гуманистическую функцию и роль в обществе. По мнению М.М. Богенa (1996), спортсмен, принимающий в качестве смысла и цели победу и рекорд, осознанно приносит в жертву свое здоровье: тренер использует программы, обеспечивающие высокие достижения за счет сверхвысоких нагрузок; руководители поощряют тренировки и спортсменов в их деятельности, направленной на достижение победы; потеря здоровья – ущерб личности спортсмена – принимается как необходимая жертва. «Профессионализированный спорт – социальное бедствие, поскольку его продукт – не только победы и рекорды, прославляющие страну, но и потерявшие здоровье люди», – заключает М.М. Боген [11].
В профессиональном спорте принцип олимпийского спорта «Fair play» («Честная игра») утрачивает значение, уступая принципу «Победа любой ценой» (запугивание противника, агрессивность, мошенничество, жестокое психологическое давление на соперника вне соревнования и в процессе соревнования) [10].
Профессионалом считается спортсмен, для которого спорт является основным видом трудовой деятельности. А сам профессиональный спорт представлен в современном обществе как разновидность бизнеса, важная часть зрелищной индустрии, одна из наиболее утонченных форм коммерции, вид предпринимательской деятельности, цель которой – получение прибыли от продажи зрелища спортивной борьбы [3].
2.3. Возникновение новых видов спорта
Одна из тенденций, характеризующих современное отечественное физкультурно – спортивное движение, – появление новых, нетрадиционных видов спорта (восточные единоборства; бильярд; гольф; атлетическая гимнастика; гидроаэробика; стретчинг; йога; шейпинг; велоспорт ВМХ – кроссовый велоспорт; кинологический спорт; пляжный волейбол; пейнтбол; роллерспорт и скэйтбординг; сноуборд; танцевальный спорт; пауэрлифтинг; стритбол; боулинг; паркур)
. Особым фактором при этом выступает включение ряда из них (кёрлинга, бейсбола, пляжного волейбола и других видов спорта) в программу зимних и летних олимпийских игр [15].
Эффективность процесса становления нового (нетрадиционного) вида спорта определяется комплексом следующих взаимосвязанных факторов:
Государственной поддержки.
Олимпийской перспективы.
Общественного управления.
Естественной доступности.
Социальной доступности.
Общественного мнения.
Спонсорской привлекательности.
Конкуренции.
Методического и кадрового обеспечения.
Международного сотрудничества.
Человеческого фактора [6].
Значимость фактора государственной поддержки для становления новых видов спорта во многом решающая, поскольку им определяются многие аспекты финансового, юридического, нормативного и кадрового обеспечения этого процесса. Социальная значимость какого – либо нового вида спорта во многом определяется наличием у него «олимпийской перспективы», которая реализуется в двух аспектах:
– включением (или перспективой включения) вида спорта в программу олимпийских игр;
– перспективой завоевания призовых мест на официальных международных соревнованиях, и прежде всего на олимпиадах [6].
Важным компонентом процесса становления нового вида спорта представляется формирование структуры и механизмов общественного управления, т.е. системы функционирования общественных организаций, осуществляющих управление развитием вида спорта как централизованно (национальная федерация), так и на местах (региональные отделения и федерации). При этом степень влияния фактора общественного управления зависит от следующих составляющих:
– содержание деятельности национальной федерации;
– координация деятельности национальной федерации с государственными, общественными и ведомственными органами управления физкультурой и спортом;
– активность деятельности региональных федераций (отделений) и их взаимодействие с национальной федерацией [8].
Несомненно, что успешность развития ряда видов спорта обусловлена фактором естественной доступности , т.е. наличием естественных природных и климатических условий (например, для горнолыжного спорта, парусного спорта, ряда спортивных игр). К этому же фактору можно отнести и сложившуюся базу спортивных сооружений (наличие катков с искусственным льдом и т.п.).
Фактор социальной доступности включает следующие составляющие:
– величину материальных затрат, необходимых для занятий видом спорта (стоимость инвентаря, экипировки, аренды спортсооружений);
– наличие у населения достаточных средств, для оплаты занятий видом спорта;
– заинтересованность населения (прежде всего молодежи) в занятиях видом спорта, т.е. его популярность [20].
Представляется, что данный фактор имеет наибольшую значимость для обеспечения массовости занятий видом спорта. Вместе с тем завоевание высоких наград на международной арене в определенный период времени может обеспечиваться целевой подготовкой довольно ограниченного контингента высококвалифицированных спортсменов [10].
Фактор общественного мнения во многом обусловливает влияние факторов социальной доступности, конкуренции и спонсорской привлекательности. Данный фактор обеспечивается деятельностью средств массовой информации в двух аспектах:
формирование имиджа вида спорта (в диапазоне от высокой положительной оценки до объявления вида спорта чуждым);
раскрытие изюминки соревновательной борьбы (на основе высокопрофессионального комментария) [1].
Становление нового вида спорта во многом определяется влиянием фактора спонсорской привлекательности, под которым можно понимать степень заинтересованности потенциальных спонсоров, «доноров» и инвесторов во вложении средств в его развитие. Основные направления вложения средств, как правило, таковы:
подготовка и участие спортсменов и команд высокой квалификации в российских и международных соревнованиях;
проведение соревнований;
создание элитных клубов для ограниченного и достаточно обеспеченного числа занимающихся;
создание условий для массовых занятий видом спорта.
Фактор конкуренции предполагает опосредованное воздействие традиционно популярных видов спорта на процесс становления новых. При этом конкуренция видов спорта проявляется в следующих аспектах:
при выборе юными начинающими спортсменами вида спорта;
при финансировании, предоставлении спортсооружений и т.д [9].;
при освещении спортивных событий в средствах массовой информации.
Эффективное методическое и кадровое обеспечение занятий новым видом спорта, с одной стороны, удовлетворяет требование сохранения здоровья занимающихся, с другой – является основой подготовки спортсменов высокой квалификации. Так, стабильно высокие результаты китайских игроков в настольный теннис специалисты связывают не только с массовостью, но и с большим количеством квалифицированных специалистов – тренеров в этой стране.
Для полной реализации данного фактора важным представляется включение учебных и научных физкультурных центров страны в становление национальных школ по новым видам спорта [18].
Возникновение и развитие нового вида спорта, как правило, тесно связано с международным спортивным сотрудничеством. В связи с этим проявление фактора международного сотрудничества во многом определяется наличием конструктивной поддержки со стороны международных спортивных федераций, а также зарубежных спортивных объединений, клубов и иных организаций. Спектр подобного сотрудничества может быть максимально широк и разнообразен [10].
2.4. Спорт высших достижений
Во всём мире существует всего лишь два вида спорта. Различаются они между собой в основном по целям и задачам, которые перед собой ставят, и теми, кто занимается тем или иным видом спорта. Это Массовый спорт и Спорт высших достижений.
Массовым спортом занимался каждый человек хоть раз в жизни бесспорно. С его помощью люди во всём мире обретают возможность совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а следовательно, противостоять нежелательного воздействия на организм современной экологии, бешенного ритма информационной жизни, в котором сейчас крутится почти весь мир. Отсюда можно вывести цели массового спорта, которые заключаются в укреплении здоровья, улучшении своего физического здоровья и получении активного отдыха [20].
Массовый спорт во многом повторяет и сходится с физической подготовкой (культурой). В отличие от него, спорт высших достижений ставит перед собой совершенно иные цели и задачи [4].
Главной целью спорта высших достижений является достижение максимально возможных спортивных результатов на всевозможных спортивных состязаниях, соревнованиях, и т.п., и, естественно, на Олимпиадах. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только его личное значение, но и становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы не крупнейших, международных состязаниях вносят свой вклад в поддержании и укреплении авторитета страны на международной арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у телевизоров, радио и других средств массовой информации миллионы болельщиков во всём мире. Яркий и самый, пожалуй, злободневный пример тому: футбол. В него играют тысячи, а любят его миллионы.
Ещё одной общественной ценностью большого спорта является то, что сегодня спорт высших достижений является пока единственной областью деятельности человека, где у выдающихся рекордсменов все системы организма функционируют в зоне абсолютных физиологических и психологических пределов организма. Это позволяет не только проникнуть в тайны человеческих возможностей, но и определить пути, по которым можно направить эти возможности на достижение гораздо больших результатов в производстве, профессиональных навыках, общественной деятельности [18].
Для выполнения поставленной цели разрабатываются специальные системы упражнений, подготовки, при правильном выполнении которых возможны достижения максимальных результатов. Разработки производятся при помощи ведущих НИИ. В начале девяностых годов были очень популярны книги и журналы, автором которых являлся А. Шварценеггер, в которых подробно были рассказаны системы тренировок легендарного атлета.
Таким образом, спорт высших достижений позволяет на основе выявленных индивидуальных особенностей и возможностей человека в определённом виде спорта добиваться максимальных, рекордных результатов. «Этим спорт вооружает массовую практику физического воспитания наиболее эффективными средствами и методами физического совершенствования. Рекорды в международных, национальных и других видах соревнований создают моральный стимул для развития массового спорта и занятий физической культурой.
Главной целью спорта высших достижений является достижение максимально возможных спортивных результатов на всевозможных спортивных состязаниях, соревнованиях, и т.п., и, естественно, на Олимпиадах.
Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только его личное значение, но и становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы не крупнейших международных состязаниях вносят свой вклад в поддержании и укреплении авторитета страны на международной арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у телевизоров, радио и других средств массовой информации миллионы болельщиков во всём мире. Яркий и самый злободневный пример тому: футбол. В него играют тысячи, а любят его миллионы [14].
Ещё одной общественной ценностью большого спорта является то, что сегодня спорт высших достижений является пока единственной областью деятельности человека, где у выдающихся рекордсменов все системы организма функционируют в зоне абсолютных физиологических и психологических пределов организма. Это позволяет не только проникнуть в тайны человеческих возможностей, но и определить пути, по которым можно направить эти возможности на достижение, гораздо больших результатов в производстве, профессиональных навыках, общественной деятельности.
Для выполнения поставленной цели разрабатываются специальные системы упражнений, подготовки, при правильном выполнении которых возможны достижения максимальных результатов. Разработки производятся при помощи ведущих научно–исследовательских институтов. В начале девяностых годов были очень популярны книги и журналы, автором которых являлся А. Шварценеггер, в которых подробно были рассказаны системы тренировок легендарного атлета. спорт физический дайвинг.[9].
Таким образом, спорт высших достижений позволяет на основе выявленных индивидуальных особенностей и возможностей человека в определённом виде спорта добиваться максимальных, рекордных результатов. «Этим спорт вооружает массовую практику физического воспитания наиболее эффективными средствами и методами физического совершенствования. Рекорды в международных, национальных и других видах соревнований создают моральный стимул для развития массового спорта и занятий физической культурой» [11].
Виды спорта, получившие международное признание, по характеру деятельности спортсмена условно разделяют на ряд групп: лёгкая и тяжёлая атлетика, плавание, гребля, конькобежный и лыжный спорт; спортивные единоборства – бокс, борьба, фехтование; спортивные игры – футбол, хоккей, баскетбол и др.; виды спорта, использующие специальное оружие для поражения цели – стрельба пулевая, из лука, на стенде; состязания в мастерстве управления средствами передвижения – велосипедом, мотоциклом, яхте и т.д.; игровые единоборства, построенные на абстрактно – логическом композиционно мышлении человека – шахматы, шашки. Особый вид спорта – конный, основанный на мастерстве управления и выездки лошади. В настоящее время всё большее распространение получают экстремальные виды спорта – горнолыжный спорт, дайвинг, парашютный спорт, альпинизм, скалолазание и т.д. [7].
Также виды спорта можно классифицировать по преимущественно развиваемым у человека качествам: силе, быстроте, выносливости, ловкости, сочетанию разных качеств. «Некоторые виды спорта имеют многовековую историю и развились из самобытных физических упражнений в трудовой и военной деятельности. К ним относятся бег, прыжки, метания, поднятие тяжестей, гребля, плавание и др. Часть видов спорта сформировалась и развилась сравнительно недавно: в середине XIX – начале XX веков». Сюда можно отнести спортивные игры, гимнастику, современное пятиборье, фигурное катание на коньках, спортивное ориентирование, спортивный туризм и т.д. Также на базе развивающейся техники возникли автомобильный, мотоциклетный и др. виды спорта [13].
2.5. Массовый спорт
Массовым спортом занимался каждый человек хоть раз в жизни бесспорно. С его помощью люди во всём мире обретают возможность совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а, следовательно, противостоять нежелательного воздействия на организм современной экологии, бешенного ритма информационной жизни, в котором сейчас крутится почти весь мир. Отсюда можно вывести цели массового спорта, которые заключаются в укреплении здоровья, улучшении своего физического здоровья и получении активного отдыха. Массовый спорт – это непрерывный социальный эксперимент, в ходе которого человечество познает свои возможности, накапливает и совершенствует человеческий капитал, расширяет свой потенциал [19].
Массовый спорт, выполняя развивающие, воспитательные, патриотические, коммуникативные функции, объединяет и координирует индивидов и социальные группы, развивает нацию. В современных условиях возрастает значение решения комплексной задачи подготовки профессиональных, востребованных и высоко оплачиваемых кадров массового спорта – преподавателей физического воспитания и физкультуры, инструкторов, тренеров, организаторов спортивных мероприятий и т.д. В то же время, развитие массового спорта в современном российском обществе чрезвычайно затруднено. Недостатки оборудования, качественного инвентаря, современного информационного оснащения спортивных залов, уровня санитарно–гигиенических условий, слабая программно – методическая база, уверенно снижающийся профессионализм и низкая зарплата учителей физкультуры привели российскую систему физического воспитания серьезному отставанию от требуемого ныне уровня. Массовый спорт во многом повторяет и сходится с физической подготовкой (культурой). В отличие от него, спорт высших достижений ставит перед собой совершенно иные цели и задачи. В элективном курсе учебной дисциплины «Физическая культура» кафедры физического воспитания могут представлять студентам для выбора не только отдельные виды спорта, но и наиболее популярные системы физических упражнений [11].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный спорт многогранен, дифференцирован, и это позволяет удовлетворять самые разнообразные потребности личности и общества в области спорта. Однако он обладает противоречивыми свойствами, что порождает двойственное к нему отношение. Одни оценивают спорт как источник здоровья, трудоспособности, «кузницу» характера человека, показатель границ человеческих возможностей. Другие отмечают негативное воздействие спорта на физическое здоровье и личностные качества занимающихся. Подобные расхождения во мнениях определяются тем, с каких позиций рассматривается это явление.
Позитивность или негативность влияния спорта на личность и общество зависит не столько от самого спорта, сколько от целесообразности использования различных направлений и форм спортивной деятельности в конкретных условиях его культивирования, от социально–экономического уровня общества, от конкретной системы нравственного воспитания, сопутствующей спортивной деятельности, и в какой–то степени от того, с каких сторон и с какими комментариями он подается средствами массовой информации.
Таким образом, мы сделали попытку показать основные тенденции развития современного спорта в мире, который характеризуется как положительными, так и отрицательными направлениями, требующими дальнейшего анализа, осмысления и решения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Евсеев С. Олимпийское, паралимпийское, специальное олимпийское движения: тенденции интеграции и дифференциации Олимпийское движение и социальные процессы: Х Юбилейная Всероссийская научно–практическая конференция, Материалы. – М.: Сов. спорт, 2001. – С. 40–42.
Евсеев С.П. Проблемы классификации в адаптивном спорте. СПб, 2006.
Евсеев С.П., ред. Теория и организация адаптивной физической культуры. В 2–х томах. Том 2: Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов. Серия: Физическая культура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья. 2007 г.
Еркомайшвили И.В. Тенденции развития специальной олимпиады России Вестник УГТУ – УПИ. Серия Образование и воспитание. Экономика и управление физической культуры и спорта». Современные проблемы развития физической культуры в образовательном учреждении: Сб. науч. статей. Екатеринбург. Вып.2, С. 193–204, 2003.
Жукова О.Л., Еркомайшвили И.В., Сазонов А. История развития адаптивного спорта высших достижений слепых в свердловской области Вестник УГТУ – УПИ. Серия «Образование и воспитание. Экономика и управление физической культуры и спорта». Современные проблемы развития физической культуры в образовательном учреждении: Сб. науч. статей. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ –УПИ. Вып.3 С. 232 – 239, 2004.
Жукова О.Л., Еркомайшвили И.В. Современные тенденции и пути развития паралимпийского движения в России Вестник УГТУ – УПИ. Серия «Образование и воспитание. Экономика и управление физической культуры и спорта». Современные проблемы развития физической культуры в образовательном учреждении: Сб. науч. статей. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ – УПИ. Вып.3 С. 206 – 214, 2004.
Кашин В.И., Цой М.Г. Развитие параолимпийского движения и самопроизводство здоровья в СССР. – Теория и практика физической культуры, 1990, №5.
Курдыбайло С.Ф., Евсеев С.П. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: Издательство: Советский спорт, 2004.
Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство, 2003.
Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 12.12.2006 .
О видах спорта, культивируемых среди инвалидов. Федеральное агентство по физической культуре и спорту. Приказ от 21 июля 2005 г. №448.
Железняк. Ю.Д. Моя профессия игра – книга тренера 2009
Теория и методика обучения физической культуре, Тиссен П.П., Ботагариев Т.А., 2019
Алексеев, С.В. Спортивное право. Трудовые отношения в спорте: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Физическая культура и спорт « / С.В. Алексеев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право,
Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / И.С. Барчуков и др. - М.: Советский спорт, 2013
Виноградов, П.А. Физическая культура и спорт трудящихся / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. - М.: Советский спорт, 2015.
Дианов, Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е Степанян. - М.: КноРус, 2012.
Евсеев, Ю.И. Физическая культура: Учебное пособие / Ю.И. Евсеев. - Рн/Д: Феникс, 2012.
Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие / Ю.П. Кобяков. - Рн/Д: Феникс, 2012.
Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погадаев . - М.: ИЦ Академия, 2013.