Русский язык 4 класс.
Тема: «Основные типы склонений. Понятие о склонении имён существительных».
ЦЕЛЬ: ознакомить с распределением имен существительных по склонениям, обучить определению склонения, к которому относится то или иное существительное.
Задачи:
дать понятие о 1, 2, 3 склонениях имён существительных в русском языке;
закреплять знания о падежах, грамматических признаках существительных,
развивать речь, память, воображение, интерес к предмету, наблюдательность
показать грамматические особенности имён существительных 1, 2, 3 склонений;
направить активность детей на поиск различий в окончаниях, установление причины их несовпадения;
учить работать по опорным схемам;
вырабатывать навыки коллективной и групповой работы.
.
ОБОРУДОВАНИЕ: доска с записями, магниты, карточки со словами, карточки-памятки, опорные схемы, мультимедийный проектор.
1.Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Давайте поздороваемся.
-Чтобы урок наш прошел интересным и полезным, давайте доброжелательно напомним друг другу правила.
(Первую строчку произносит учитель, а вторую- ученики)
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …внимательным.
Говорите четко, внятно
Чтобы все было …понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо … руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши … перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно … руку.
- Откроем тетради, запишем число, классная работа.
2. Чистописание
Словарная работа
Запишем слова с непроверяемым написанием. Вам надо отгадать загадки и написать только отгадки.
1)Снаружи смотришь –
Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках
Вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор,
И царь Гвидон,
И добрый дед Мазай...
Как называют этот дом?
Попробуй угадай!
(библиотека)
2.Тот, кто учится в школе.
Я уроки посещаю
И всегда веду дневник.
Сам себя я называю
Школьник или... (ученик)
3.Продукт питания, белая жидкость.
Из водицы белой
Всё, что хочешь, делай:
Масло в нашу кашу,
Сливки в простоквашу,
Творожок на пирожок.
Ешь да пей, гостям налей
И коту не пожалей.
(молоко)
4.Сшитые листы чистой бумаги в обложке.
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? ...
(тетрадь)
5. Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.(газета)
6. Прилетела на базар,
Громко всем сказала: "Кар!
Пусть я в школе не учёна,
Но умна, ведь я – (ворона) "
7. Нужно здесь купить билет -
И объедешь целый свет.
Коль багаж на целый пуд,
Ждет носильщик, тут как тут.
И повсюду - слева, справа
Пассажирские составы. (Вокзал)
8. В саду на дереве растёт
Красивый, вкусный, сочный плод.
Я подскажу: на букву Я
Он начинается друзья. (яблоко)
3. Актуализация знаний.
- Посмотрите внимательно на записанные слова и скажите, что у них общего?
( ответ: все слова выражены именем существительным)
- Что такое существительное?
- Как изменяются имена существительные?(по числам и падежам)
- Какого рода бывают имена существительные? (мужского, женского, среднего)
- Как определить род имени существительного? (ответ: подставить слова он, мой, она, моя)
-Определить число, род. (низкий уровень – подсказка родовая таблица)
4. Постановка цели урока ??????
- Вы сказали, что существительное изменяется по падежам.
На доске выставлены названия падежей в нарушенном порядке. (Т.п. В.п. И. п. Д.п. П. п. Т. п.) Найдите ошибки, расставьте названия падежей по порядку. Повторение падежей хором и индивидуально.
Подставьте подходящие вопросы к названиям падежей.(на карточках вопросы)
И.п. кто? что?
Р. п. кого? чего?
Д.п. кому? чему?
В. п. кого? что?
Т. п. кем? чем?
П. п. о ком? о чём?
- Сегодня мы откроем новый «секрет» имен существительных и узнаем о них еще больше.
5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала
Прочитайте предложение
Алиса и Базилио – это собственные имена лисы и кота, действующих в сказке.
- Дайте характеристику выделенных слов как части речи и скажите, какими признаками они различаются? (сущ., одуш., ж.р. и м.р.,)
- Просклоняйте эти слова, выделяя окончания. Посмотрите, одинаковы ли окончания в одних и тех же падежах? (окончания разные)
- Как вы думаете почему в одних и тех же падежах стоят слова, а окончания разные? (разный род)
- Теперь посмотрите на другие два предложения.
Ученики записали слова в тетрадке.
Ученики записали слова в тетради.
- Выделите окончания выделенных слов и запишите рядом признаки этих слов как частей речи.
- ПРОБЛЕМАПочему же здесь слова в одном и том же роде и в одном и том же падеже, а окончания все равно разные?
- На карточках, которые у вас на партах, разделены слова на три группы:
| | |
| | |
стена | стол | степь |
земля | пень | любовь |
папа | окно | соль |
дядя | море | тетрадь |
- Посмотрите на них и скажите, какой частью речи они являются? (существительные)
- В каком падеже стоят? (в именительном)
- Определите у каждого род и выделите окончание (слабым ученикам можно пользоваться таблицей родов)
Проверяем со слайдом
- А теперь посмотрите внимательно на первую группу слов и скажите, с какими признаками отнесены существительные в эту группу? (женского и мужского рода с окончаниями –а, - я)
- Давайте впишем эти признаки в нашу таблицу над словами первой группы
- Какие существительные оказались во второй группе? (мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями – о, - е)
- Давайте впишем эти признаки в нашу таблицу над словами второй группы
- Какие существительные оказались в третьей группе? (женского рода с нулевым окончанием).
- Давайте впишем эти признаки в нашу таблицу над словами третьей группы
- Итак, по каким двум признакам мы сгруппировали все существительные? (по роду и окончанию)
- Наблюдая за окончаниями имен существительных при изменении по падежам, ученые заметили, что есть три разных набора окончаний. Вот они и выделили три склонения имен существительных (карточка со словом «склонение» прикрепляется на доске)
Склонение, к которому относится имя существительное, зависит от его рода и окончания в начальной форме.
К 1 скл. относятся сущ. м.р. и ж.р. с окончанием –а, -я в начальной форме;
- Давайте впишем в нашу таблицу
Ко 2 скл. М.р. с нулевым и ср.р. с –о, -е в начальной форме ;
- Давайте впишем в таблицу
К 3 скл. Ж.р. с ь на конце в начальной форме.
- Давайте впишем в таблицу
- Ответьте на вопросы: 1. Могут ли существительные одного и того же рода относиться к разным склонениям? Доказать на примерах. (тетрадь и тетрадка)
2. Могут ли существительные разных родов относиться к одному и тому же склонению? Доказать.
Вывод правила:
-Так какой вывод мы можем сделать. Попробуем его сформулировать:
- Какие существительные относятся к 1склонению?
- Какие существительные относятся ко 2 склонению?
- Какие существительные относятся к 3 склонению?
- Мы выявили с вами закон русского языка о трех типах склонения.
И последний этап нашего исследования – составление алгоритма (памятки)как определить тип склонения? (работа в группах)
Каждой группе даны конверты с командами алгоритма, надо расставить их в нужной последовательности поставить имя существительное в начальную форму; определить род; выяснить окончание в начальной форме; по роду и окончанию узнать склонение.
- В каком падеже мы рассматривали существительные? ( в И.п., т.е. в начальной форме)
- Что делали дальше? (определяли род)
- Что делали дальше? (выделяли окончания)
- Что делаем последним этапом? (смотрим, к какому склонению относится имя существительное)
АЛГОРИТМ
1. Ставим имя существительное в начальную форму
2. определяем род
3. выделяем окончание в начальной форме
4. по роду и окончанию определяем склонение
- Вы представляете, ребята, ученые составляли памятку, а мы с вами сами разработали точно такой же алгоритм.
- Теперь тот закон, который вывели, закрепим и запомним. Попробуем определить склонение по алгоритму.
На доске написаны существительные, которые вам надо расселить в домики


СОЛНЦУ, ЛИМОНОМ, СЛИВЕ, МОРКОВЬ, ВИШНЯ, ПОМИДОРУ, ФАСОЛЬ, ПЕНЬ, БОРОДА, НОСА, НЕБО
6.Физкультминутка
Я хочу построить дом
Для глаз
7. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач
Работа в парах
Игра «Третье лишнее»
-Определить склонение существительных в каждом ряду, убрать лишнее слово.(высокий уровень)
Весна, река, стекло - I скл.
Стена, сверло, озеро - II скл.
Скворец, гора, звонок - II скл
Вьюга, ласточка, рысь - I скл.
Дочь, конь, ночь - III скл
Задание индивидуальное
Низкий уровень выполнить на странице 86 упражнение 42 – найти существительные только 1 склонения
Средний уровень – распределить существительные из упражнения 42 по трем склонениям
Высокий уровень – распределить существительные из упражнения 42 по трем склонениям и написать по 2 существительных каждого склонения
Физкультминутка «Определи склонение»
Я буду называть существительные, а вам надо определить какого оно склонения.
Если 1, то вы хлопайте, если 2 – приседайте, если 3 – прыгайте
Гора, мох, луна, рожь, мышь, поле, дедушка, мороженое, кастрюля, цветок, лужа, крот, город, небо, растение, любовь.
8. Итог урока (Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов)
Подведём итог и проверим ваши знания при помощи блиц-опроса.
1. Часть речи, обозначающая название предмета… (имя существительное)
2. Постоянный признак имен существительных… (род)
3.Часть слова без окончания … (основа).
4. Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?. . . (имя существительное)
5. Имена существительные бывают. . . (одушевленные и неодушевленные).
6. Имена существительные изменяются по … (числам ).
7. Изменяются по падежам.(И.п,Р.п,и т.д.)
8. Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится существительное?
9. Рефлексия деятельности
Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме
1.Я умею определять склонения сущ + или -
2.На уроке работал хорошо +
средне +
плохо +
я старался +
3. Объяснения учителя понятные +
непонятные -
4. Настроение отличное +
плохое -
6. Урок понравился +
нет -
10. Домашнее задание (разной сложности)
Выписать из словаря в конце учебника 10 существительных 1 склонения (низкий уровень)
Выписать из словаря в конце учебника по 3 существительных 1, 2, 3 склонений (средний уровень)
??????? (высокий уровень)
У каждого на парте есть кружки разного цвета. Кому было все понятно и интересно работать на уроке, выберите зеленый цвет. Кому нужно немного доработать выберите желтый цвет. Прикрепите кружки магнитами на доску.
Карточка 5.
В ы п и ш и т е только имена существительные первого склонения.
Облако, награда, олень, деталь, газета, морковь, дядя, морковка, Володя, лотерея, столица, модель, квартира.
__________________________________________________________________
Карточка 6.
В ы п и ш и т е имена существительные в три столбика по склонениям.
Метель, черешня, метро, кабина, заглавие, загадка, квас, вода, корабль, ручка, Ольга, рыбка, мама, дедушка, пятно, листок, море.
__________________________________________________________________
Карточка 7.
В ы п и ш и т е из текста имена существительные 1-го склонения.
Бабушка повела Надю на ферму. Там на лугу было много низеньких домиков. Из них вышло много-много белых кур, и кругом всё стало белым-бело. Будто выпал снег и пришла зима.
Бабушка насыпала крупы. Куры стали клевать, стали стучать носами: «Тук-тук ... Тук-тук». Как будто стучит дождик и пришла осень.
__________________________________________________________________
Карточка 8.
Д о п и ш и т е подходящие по смыслу имена существительные первого склонения.
Мама купила ... . Ласточки увидели ... . ... выследила вкусную добычу. Столяр сделал ... . Бабушка штопает ... . ... щиплет молодую травку.
– Определите падежи имён существительных, выделите окончания.
_____________________