СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные типы склонений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дается понятие о 1, 2, 3 склонениях имён существительных в русском языке. Зкрепляются знания о падежах, грамматических признаках имен существительных.

Просмотр содержимого документа
«Основные типы склонений»

Русский язык 4 класс.

Тема: «Основные типы склонений. Понятие о склонении имён существительных».

ЦЕЛЬ: ознакомить с распределением имен существительных по склонениям, обучить определению склонения, к которому относится то или иное существительное.

Задачи:

дать понятие о 1, 2, 3 склонениях имён существительных в русском языке;

закреплять знания о падежах, грамматических признаках существительных,

развивать речь, память, воображение, интерес к предмету, наблюдательность

показать грамматические особенности имён существительных 1, 2, 3 склонений;

направить активность детей на поиск различий в окончаниях, установление причины их несовпадения;

учить работать по опорным схемам;

вырабатывать навыки коллективной и групповой работы.

.

ОБОРУДОВАНИЕ: доска с записями, магниты, карточки со словами, карточки-памятки, опорные схемы, мультимедийный проектор.


1.Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Давайте поздороваемся.

-Чтобы урок наш прошел интересным и полезным, давайте доброжелательно напомним друг другу правила.

(Первую строчку произносит учитель, а вторую- ученики)

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и …внимательным.

Говорите четко, внятно

Чтобы все было …понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо … руку поднимать.

Если друг стал отвечать,

Не спеши … перебивать.

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно … руку.

- Откроем тетради, запишем число, классная работа.

2. Чистописание

Словарная работа

Запишем слова с непроверяемым написанием. Вам надо отгадать загадки и написать только отгадки.

1)Снаружи смотришь –

Дом, как дом,

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках

Вдоль стены

Вместились сказки старины,

И Черномор,

И царь Гвидон,

И добрый дед Мазай...

Как называют этот дом?

Попробуй угадай!

(библиотека)

2.Тот, кто учится в школе.

Я уроки посещаю

И всегда веду дневник.

Сам себя я называю

Школьник или... (ученик)

3.Продукт питания, белая жидкость.

Из водицы белой

Всё, что хочешь, делай:

Масло в нашу кашу,

Сливки в простоквашу,

Творожок на пирожок.

Ешь да пей, гостям налей

И коту не пожалей.

(молоко)

4.Сшитые листы чистой бумаги в обложке.

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я? ...

(тетрадь)

5. Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.(газета)

6. Прилетела на базар,

Громко всем сказала: "Кар!

Пусть я в школе не учёна,

Но умна, ведь я – (ворона) "

7. Нужно здесь купить билет -

И объедешь целый свет.

Коль багаж на целый пуд,

Ждет носильщик, тут как тут.

И повсюду - слева, справа

Пассажирские составы. (Вокзал)

8. В саду на дереве растёт

Красивый, вкусный, сочный плод.

Я подскажу: на букву Я

Он начинается друзья. (яблоко)

3. Актуализация знаний.

- Посмотрите внимательно на записанные слова и скажите, что у них общего?

( ответ: все слова выражены именем существительным)

- Что такое существительное?

- Как изменяются имена существительные?(по числам и падежам)

- Какого рода бывают имена существительные? (мужского, женского, среднего)

- Как определить род имени существительного? (ответ: подставить слова он, мой, она, моя)


-Определить число, род. (низкий уровень – подсказка родовая таблица)

4. Постановка цели урока ??????

- Вы сказали, что существительное изменяется по падежам.

На доске выставлены названия падежей в нарушенном порядке. (Т.п. В.п. И. п. Д.п. П. п. Т. п.) Найдите ошибки, расставьте названия падежей по порядку. Повторение падежей хором и индивидуально.

Подставьте подходящие вопросы к названиям падежей.(на карточках вопросы)

И.п. кто? что?

Р. п. кого? чего?

Д.п. кому? чему?

В. п. кого? что?

Т. п. кем? чем?

П. п. о ком? о чём?

- Сегодня мы откроем новый «секрет» имен существительных и узнаем о них еще больше.

5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала

Прочитайте предложение

Алиса и Базилио – это собственные имена лисы и кота, действующих в сказке.

- Дайте характеристику выделенных слов как части речи и скажите, какими признаками они различаются? (сущ., одуш., ж.р. и м.р.,)

- Просклоняйте эти слова, выделяя окончания. Посмотрите, одинаковы ли окончания в одних и тех же падежах? (окончания разные)

- Как вы думаете почему в одних и тех же падежах стоят слова, а окончания разные? (разный род)

- Теперь посмотрите на другие два предложения.

Ученики записали слова в тетрадке.

Ученики записали слова в тетради.

- Выделите окончания выделенных слов и запишите рядом признаки этих слов как частей речи.

- ПРОБЛЕМАПочему же здесь слова в одном и том же роде и в одном и том же падеже, а окончания все равно разные?

- На карточках, которые у вас на партах, разделены слова на три группы:







стена

стол

степь

земля

пень

любовь

папа

окно

соль

дядя

море

тетрадь


- Посмотрите на них и скажите, какой частью речи они являются? (существительные)

- В каком падеже стоят? (в именительном)

- Определите у каждого род и выделите окончание (слабым ученикам можно пользоваться таблицей родов)

Проверяем со слайдом

- А теперь посмотрите внимательно на первую группу слов и скажите, с какими признаками отнесены существительные в эту группу? (женского и мужского рода с окончаниями –а, - я)

- Давайте впишем эти признаки в нашу таблицу над словами первой группы

- Какие существительные оказались во второй группе? (мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями – о, - е)

- Давайте впишем эти признаки в нашу таблицу над словами второй группы

- Какие существительные оказались в третьей группе? (женского рода с нулевым окончанием).

- Давайте впишем эти признаки в нашу таблицу над словами третьей группы

- Итак, по каким двум признакам мы сгруппировали все существительные? (по роду и окончанию)

- Наблюдая за окончаниями имен существительных при изменении по падежам, ученые заметили, что есть три разных набора окончаний. Вот они и выделили три склонения имен существительных (карточка со словом «склонение» прикрепляется на доске)

Склонение, к которому относится имя существительное, зависит от его рода и окончания в начальной форме.

К 1 скл. относятся сущ. м.р. и ж.р. с окончанием –а, -я в начальной форме;

- Давайте впишем в нашу таблицу

Ко 2 скл. М.р. с нулевым и ср.р. с –о, -е в начальной форме ;

- Давайте впишем в таблицу

К 3 скл. Ж.р. с ь на конце в начальной форме.

- Давайте впишем в таблицу

- Ответьте на вопросы: 1. Могут ли существительные одного и того же рода относиться к разным склонениям? Доказать на примерах. (тетрадь и тетрадка)

2. Могут ли существительные разных родов относиться к одному и тому же склонению? Доказать.

Вывод правила:

-Так какой вывод мы можем сделать. Попробуем его сформулировать:

- Какие существительные относятся к 1склонению?

- Какие существительные относятся ко 2 склонению?

- Какие существительные относятся к 3 склонению?

- Мы выявили с вами закон русского языка о трех типах склонения.

И последний этап нашего исследования – составление алгоритма (памятки)как определить тип склонения? (работа в группах)

Каждой группе даны конверты с командами алгоритма, надо расставить их в нужной последовательности поставить имя существительное в начальную форму; определить род; выяснить окончание в начальной форме; по роду и окончанию узнать склонение.

- В каком падеже мы рассматривали существительные? ( в И.п., т.е. в начальной форме)

- Что делали дальше? (определяли род)

- Что делали дальше? (выделяли окончания)

- Что делаем последним этапом? (смотрим, к какому склонению относится имя существительное)

АЛГОРИТМ

1. Ставим имя существительное в начальную форму

2. определяем род

3. выделяем окончание в начальной форме

4. по роду и окончанию определяем склонение

- Вы представляете, ребята, ученые составляли памятку, а мы с вами сами разработали точно такой же алгоритм.


- Теперь тот закон, который вывели, закрепим и запомним. Попробуем определить склонение по алгоритму.

На доске написаны существительные, которые вам надо расселить в домики


СОЛНЦУ, ЛИМОНОМ, СЛИВЕ, МОРКОВЬ, ВИШНЯ, ПОМИДОРУ, ФАСОЛЬ, ПЕНЬ, БОРОДА, НОСА, НЕБО

6.Физкультминутка

Я хочу построить дом

Для глаз

7. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач


Работа в парах

Игра «Третье лишнее»

-Определить склонение существительных в каждом ряду, убрать лишнее слово.(высокий уровень)

Весна, река, стекло - I скл.

Стена, сверло, озеро - II скл.

Скворец, гора, звонок - II скл

Вьюга, ласточка, рысь - I скл.

Дочь, конь, ночь - III скл


Задание индивидуальное

Низкий уровень выполнить на странице 86 упражнение 42 – найти существительные только 1 склонения

Средний уровень – распределить существительные из упражнения 42 по трем склонениям

Высокий уровень – распределить существительные из упражнения 42 по трем склонениям и написать по 2 существительных каждого склонения

Физкультминутка «Определи склонение»

Я буду называть существительные, а вам надо определить какого оно склонения.

Если 1, то вы хлопайте, если 2 – приседайте, если 3 – прыгайте

Гора, мох, луна, рожь, мышь, поле, дедушка, мороженое, кастрюля, цветок, лужа, крот, город, небо, растение, любовь.


8. Итог урока (Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов)

Подведём итог и проверим ваши знания при помощи блиц-опроса.

1. Часть речи, обозначающая название предмета… (имя существительное)

2. Постоянный признак имен существительных… (род)

3.Часть слова без окончания … (основа).

4. Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?. . . (имя существительное)

5. Имена существительные бывают. . . (одушевленные и неодушевленные).

6. Имена существительные изменяются по … (числам ).

7. Изменяются по падежам.(И.п,Р.п,и т.д.)

8. Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится существительное?


9. Рефлексия деятельности

Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме


1.Я умею определять склонения сущ + или -

2.На уроке работал хорошо +

средне +

плохо +

я старался +

3. Объяснения учителя понятные +

непонятные -

4. Настроение отличное +

плохое -

6. Урок понравился +

нет -

10. Домашнее задание (разной сложности)

Выписать из словаря в конце учебника 10 существительных 1 склонения (низкий уровень)

Выписать из словаря в конце учебника по 3 существительных 1, 2, 3 склонений (средний уровень)

??????? (высокий уровень)


У каждого на парте есть кружки разного цвета. Кому было все понятно и интересно работать на уроке, выберите зеленый цвет. Кому нужно немного доработать выберите желтый цвет. Прикрепите кружки магнитами на доску.


Карточка 5.


В ы п и ш и т е только имена существительные первого склонения.



Облако, награда, олень, деталь, газета, морковь, дядя, морковка, Володя, лотерея, столица, модель, квартира.


__________________________________________________________________


Карточка 6.


В ы п и ш и т е имена существительные в три столбика по склонениям.



Метель, черешня, метро, кабина, заглавие, загадка, квас, вода, корабль, ручка, Ольга, рыбка, мама, дедушка, пятно, листок, море.


__________________________________________________________________


Карточка 7.


В ы п и ш и т е из текста имена существительные 1-го склонения.



Бабушка повела Надю на ферму. Там на лугу было много низеньких домиков. Из них вышло много-много белых кур, и кругом всё стало белым-бело. Будто выпал снег и пришла зима.


Бабушка насыпала крупы. Куры стали клевать, стали стучать носами: «Тук-тук ... Тук-тук». Как будто стучит дождик и пришла осень.



__________________________________________________________________


Карточка 8.


Д о п и ш и т е подходящие по смыслу имена существительные первого склонения.



Мама купила ... . Ласточки увидели ... . ... выследила вкусную добычу. Столяр сделал ... . Бабушка штопает ... . ... щиплет молодую травку.


– Определите падежи имён существительных, выделите окончания.



_____________________