СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Основные вехи методики обучения чистописанию в 17-19 вв.»

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хронологическая таблица «Основные вехи методики обучения чистописанию в 17-19 вв.»

Просмотр содержимого документа
««Основные вехи методики обучения чистописанию в 17-19 вв.»»

Самостоятельная работа по каллиграфии Песня Е.В. ПО н\б 18-2-з

Хронологическая таблица «Основные вехи методики обучения чистописанию в 17-19 вв.»

Дата

Событие

XVII век

Обучение письму было очень сложным, применялся в основном метод механических упражнений, переписывание. Учащиеся несколько месяцев срисовывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, затем слоги, потом предложения, часто не умея прочесть написанного. При обучении письму не учитывались ни графические трудности письменного алфавита, ни трудности овладения грамотой.

1 января 1708

Гражданский шрифт - шрифт, введённый в России Петром I для печати светских изданий в результате первой реформы русского алфавита (изменения состава азбуки и упрощения начертания букв алфавита).

Русские люди стали писать общеупотребительным европейским шрифтом по образцу латинских букв. Письмо значительно упростилось.

Начало XVIII века

Обучение письму ввели в курс начальной школы как учебный предмет. Оно входило в цикл предметов искусства. Учителя чистописания одновременно были учителями рисования и черчения. Важно было писать красиво и скоро.

Середина XVIII века

Расширяющиеся потребности общества в письме, развитие делопроизводства и разнообразной деловой переписки требовали дальнейшего упрощения шрифта для ускорения и увеличения объема производимых записей.

Конец XVIII века

Гражданский шрифт, который был создан при Петре I, уже не удовлетворял запросы общества в скорости. Стал вопрос об изменении не только шрифта, но и методов обучения письму, которое шло в отрыве от обучения чтению. Буквы писались в алфавитном порядке от «а» до «ижицы». Основным методом обучения письму было механическое повторение бесчисленных упражнений в письме букв, слов и предложений.




1824-1870

К.Д. Ушинский создал новую методику в полном ее объеме. Он ввел звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Ушинский также предлагал обучать детей письму совместно с чтением, т.е. осмысленно. Таким образом, порядок обучения письму зависел от порядка обучения чтению. Вследствие введения новой методики учащиеся стали овладевать письмом более успешно. Этот принцип сохранился и применяется в школах в настоящее время

1857 год

В Германии начала использоваться графическая сетка.

XIX век

Обучение чистописанию копировальным (или стигмографическим) методом заключалось в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях (точками, бледными чернилами) или написанных от руки учителем карандашом. 

Середина XIX века

появляется ряд руководств к обучению скорописи: В. Половцев «Курс скорописи», Ходоровский «Курс скорописи», Баранцевич «Руководство скорописи», П. Е. Градовоев выпустил прописи, дающие образцы делового письма: ведомостей, счетов, расписок, векселей и т.д.

Конец XIX века

Графическая сетка в Германии была уже отвергнута на том основании, что косая сетка вредна для зрения, лишает детей самостоятельности, сковывает движения руки. Появляется разнообразная методическая литература по обучению детей письму. Среди них надо отметить методические пособия И.Е. Евсеева. Вырабатываются гигиенические требования к посадке, разрабатывается наиболее удобная для занятий письмом мебель - школьная парта профессора Ф. Эрисмана