СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные виды работы социального педагога с девиантным поведением подростков

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему: "Основные виды работы социального педагога с девиантным поведением подростков". В статье проанализированны основные виды работы социального педагога с детьми и подростками с девиантным поведением, даётся краткая характеристика системе социальной работы с девиантным поведением детей и подростков.

Просмотр содержимого документа
«Основные виды работы социального педагога с девиантным поведением подростков»



Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования

«Государственный гуманитарно-технологический университет»

Социально-технологический техникум















«ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО
ПЕДАГОГА С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

ПОДРОСТКОВ»















ПОДГОТОВИЛ:

Социальный педагог СТТ

Кудрявцев Алексей Александрович









2019 год

В работе с подростками с девиантным поведением важно реализовать следующие направления:

-перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей);

-воспитание нравственно-правовой убежденности; -формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе;

-развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;

-включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном виде деятельности;

-организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);

-предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т.д.);

-обеспечение благоприятного социально-психологического климата;

-способствование заполнению пробелов в знаниях.

Социально-педагогическая работа детьми и подростками с девиантным поведением должна основываться как на работе с конкретными симптомами отклонений, так и на профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих).

Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для любой последующей работы, социальному педагогу требуется приложить довольно много усилий, которые могут оказаться бесплодными.

Профессиональную помощь социальному педагогу может оказать методика контактного взаимодействия Л.Б. Филонова.

Контактное взаимодействие - это модель поведения инициатора контакта, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в контакте, продолжении и общения, потребность в высказываниях и сообщениях. Автор методики понимает контакт как доверительные отношения, положительно переживаемое психическое состояние, как инструмент исследования, изучения и коррекции.

Целью применения методики является сокращение дистанции между людьми и самораскрытие личности в процессе общения.

Взаимодействие соииалъного педагога с подростком с девиантным поведением разворачивается в шести стадиях:

-расположение к общению;

-поиск общего интереса;

-выявление возможных положительных для общения и демонстрируемых качеств;

-выявление опасных для общения и демонстрируемых качеств;

-стремление к положительным установкам в поведении партнеров;

-установление оптимальных отношений.

На каждой стадии используется специфическая тактика взаимодействия и решаются конкретные задачи. Методику можно использовать в диагностических целях и для налаживания постоянных отношений с подростками с девиантным поведением.

Приведем в качестве примера еще некоторые технологии работы.

Программа коррекции агрессивного поведения (Е.И.Рогов), которая включает пять направлений: игнорирование агрессивной тенденции, нефиксирование на нее внимания окружающих; включение агрессивного действия в контекст игры и придание ему нового социально приемлемого, эмоционально наполненного смысла; установление запрета на агрессивные действия ребенка; активное подключение психолога к игровой ситуации и разворачиванию или «растягиванию» агрессивных действий, в основе которых чаще всего лежит страх; психодрама.

Программа коррекционно-воспитательной работы для работы с подростками с девиантным поведением (Ю.А.Клейнберг), включает педагогические методы: методы общественного влияния, коррекцию волевых дефектов, страхов, метод игнорирования, культуры здорового смеха, коррекцию навязчивых мыслей и действия, бродяжничества, самокоррекцию; специальные методы - коррекцию недостатков поведения детей, нервного характера; коррекции через труд; путем рациональной организации детского коллектива; психотерапевтические методы - внушение и самовнушение, гипноз, метод убеждения, психоанализ.

Программа психолого-педагогической реабилитации социально-дезадаптированных детей и младших подростков в условиях школы-интерната (Н.Ф. Велиханова) - в ее основу положена рисуночно-изобразительная, театрально-игровая деятельности и психолого-педагогическое консультирование как эффективное средство реабилитации.

Коррекция поведения учащихся (по А.И. Невскому) подразумевает под собой систему следующих правил: нельзя подавлять отличные от общепринятых реакции детей; важно умение донести нравственные нормы поведения; вовлекать детей в занятия, сопряженные с риском (спорт); при психогенных расстройствах особое внимание следует уделять отношениям в семье, контролю за поведением; созданию системы ситуации успехов к разным занятиям, организации социальной активности учащихся.

Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности (Е.В. Змановской) подразумевает под собой стимулирование позитивной мотивации; коррекцию эмоциональных состояний; саморегуляцию; когнитивное переструктурирование; угасание нежелательного поведения; наказание; формирование позитивного поведения.

Психокоррекционная программа помощи несовершеннолетним с девиантным поведением (И.С.Ганишина) осуществляется в зависимости от формы отклоняющегося поведения и включает в себя два блока: профилактический и коррекционный.

Эффективные технологии обеспечиваются совместными усилиями многих специалистов и многих организаций, базируются на хорошем знании методов социальной, социально-психологической, педагогической работы (индивидуальной, групповой, работы в микросоциальной среде и т.д.). Их разработка должна базироваться на глубоком знании как сущности проблемы девиантного (деликвентного и криминального) поведения подростков, так и личностных особенностях несовершеннолетнего.

В систему социальной работы девиантным поведением детей и подростков входят следующие учреждения.

Органы управления социальной защитой населения.

Данные учреждения как одну из своих ведущих функций осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют работу с безнадзорными детьми и подростками, их родителями или законными представителями, не исполняющими свои обязанности по отношению к несовершеннолетним или отрицательно влияющими на них. Эти учреждения контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социально-медицинской реабилитации, и деятельность иных учреждений, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним. Указанные учреждения внедряют в деятельность различных служб, занимающихся работой с безнадзорными детьми и подростками, современные методики и технологии социальной реабилитации.

Учреждения социального обслуживания населения.

К учреждениям социального обслуживания населения относятся территориальные центры социально-медицинской помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи, центры экстренной психологической помощи. Эти центры предоставляют бесплатно социально-медицинские и психолого-педагогические услуги несовершеннолетним, находящимся в опасном жизненном положении. Данные учреждения выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально рискованном положении, осуществляют их социальную реабилитацию и оказывают необходимую помощь: организуют досуг, развивают их творческие способности, организуют медицинское обслуживание, содействуют в оздоровлении и отдыхе, осуществляют педагогическую заботу, психологическую поддержку и социальную защиту несовершеннолетних.

Специализированные социальные учреждения для несовершеннолетних.

К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, относятся социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные центры, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних.

Социальные приюты — это учреждения временного пребывания детей и подростков от 3 до 18 лет. В социальный приют попадают по направлению соответствующих органов, например, Комитета Государственной Думы РФ по социальной защите, дети из семей, которые нуждаются в помощи, например, из-за болезни родителей. Направляются дети также и по направлению Комитета по образованию (если родители не занимаются воспитанием детей), по направлению милиции и Комиссии по делам несовершеннолетних (это дети из группы «риска», занимающиеся бродяжничеством или стоящие на учете в детской комнате милиции). Дети могут прийти в приют даже самостоятельно, когда жить в семье им уже невозможно, или по ходатайству соседей, учителей, воспитателей или знакомых. В социальных приютах к каждому ребенку осуществляется дифференцированный подход. Режим дня в них щадящий, но строго соблюдается. Сотрудники приютов стараются, чтобы все дети обучались, гармонично развивались, посещали различные кружки и спортивные секции. Но главной своей задачей специалисты данного учреждения считают возвращение ребенка в семью, хотя если это не удается, то ребенка переводят в детский дом.

Соииалъно-реабилитаиионные центры для несовершеннолетних осуществляют меры по социальной реабилитации несовершеннолетних в возрасте от 7 до 18 лет с различными формами и степенью дезадаптации, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В структуру социально-реабилитационного центра обычно входят социальный приют и отделение дневного пребывания для несовершеннолетних. К основным задачам такого центра относятся: профилактическая работа по предупреждению беспризорности детей и подростков, медицинская помощь несовершеннолетним, психолого-педагогическое обслуживание, направленное на установление степени дезадаптации и ее устранение, работа с семьей ребенка и содействие в возвращении ребенка в семью или передача ребенка установленным порядком в новую семью, а также обеспечение всестороннего развития ребенка.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения (смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение родительских прав, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, длительное отсутствие родителей, уклонение родителей от выполнения своих обязанностей), избирают формы жизнеустройства детей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Комиссии по делам несовершеннолетних и по защите их прав.

Эти комиссии обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявляют и устраняют причины и условия, способствующие безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Они организует контроль за условиями воспитания, обучения, содержания детей и подростков, а также контроль за обращением с ними в учреждениях системы профилактики безнадзорности. Комиссия оказывает помощь в бытовом и трудоустройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исправительной системы либо вернувшихся их специальных учебно-воспитательных учреждений, содействует в определении форм устройства несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществляет иные функции по социальной реабилитации несовершеннолетних. Комиссия по делам несовершеннолетних применяет различные меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

Органы управления образованием и образовательные учреждения контролируют и развивают сеть специализированных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, детских домов и школ-интернатов. Они участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятий несовершеннолетних, ведут учет несовершеннолетних, не посещающих занятия в образовательных учреждениях. Специалисты данных учреждений разрабатывают программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. В рамках этих учреждений создаются психолого-педагогические комиссии, которые выявляют и проводят обследование несовершеннолетних с отклонениями в развитии и поведении, оказывают психолого-педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии, поведении или проблемы в обучении. Так же как комиссии по делам несовершеннолетних и органы по социальной защите населения, органы образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, таких как безнадзорные дети и подростки, и принимают меры по их воспитанию и получению ими общего среднего образования, выявляют и семьи, находящиеся в социально затруднительном положении и оказывают им помощь в воспитании и образовании детей.

Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи в пределах своей компетенции участвуют в разработке и реализации целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляют организационно-методическое обеспечение и координируют деятельность подшефных им социальных и медицинских учреждений, клубов и других организаций. Они активно участвуют в организации отдыха, досуга и занятости не совершеннолетних, курируют молодежные биржи труда. В систему органов по делам молодежи входят социально¬реабилитационные центры для подростков и молодежи; центры социально-психологической и социально-медицинской помощи; центры профессиональной ориентации и трудоустройства; молодежные клубы и др. Все эти организации предоставляют бесплатно социальные, медицинские, правовые и иные услуги несовершеннолетним, организуют досуг и занятость так называемым «трудным» подросткам, осуществляют информационно-просветительскую работу с молодежью.

В подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних входят:

-подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел,

-центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей,

-подразделения криминальной милиции.

Эти учреждения осуществляют:

-профилактическую работу с несовершеннолетними и их родителями или представителями, не выполняющими своих обязанностей;

-выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений, предупреждают и пресекают противоправные действия в отношении несовершеннолетних;

-участвуют совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних в подготовке материалов, необходимых для помещения несовершеннолетних, совершивших значимые правонарушения, в центры изоляции или специальные учебно- воспитательные учреждения;

-информируют комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты населения и органы по делам молодежи о выявленных случаях безнадзорности.

В органы управления здравоохранением направляются несовершеннолетние, нуждающиеся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с их социально опасным положением: пережитым насилием или дискриминацией, бродяжничеством, криминальной деятельностью,

употреблением алкоголя или наркотиков. В данных учреждениях оказывается бесплатная медицинская помощь всем обратившимся «трудным» детям и подросткам.

Все вышеперечисленные социальные органы тесно взаимодействуют между собой с целью предупреждения и выявления фактов девиантного поведения несовершеннолетних, защиты их прав и интересов, воспитания и обучения полноценных членов общества. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, насилия и т.д., выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально и финансово уязвимом положении.

Работа с трудными детьми начинается с оценки ситуации, определения их нужд и потребностей, что позволяет спрогнозировать, какие необходимы действия для улучшения условий их жизни.

Основные этапы оценки ситуации таких несовершеннолетних предполагают: выбор методов сбора информации (индивидуальное собеседование, групповые обсуждения, фокусные группы); отбор источников информации (официальные документы, тематические статьи из книг, научных журналов, периодической печати, средств массовой коммуникации, результатов научных исследований, материалы общественных форумов, региональных совещаний, парламентских слушаний, отчеты государственных, общественных и медицинских учреждений, фондов и организации, данные, мнения, сведения медицинских работников, милиции, учителей, соседей, сверстников); назначение даты и места проведения способов ее фиксации, подходов к оценке.

Важными моментами при этом считаются: информационное согласие ребенка, конфиденциальность, необременительность, приоритеты. Последнее обстоятельство требует пояснения. В данном случае подразумевается, что если требуется экстренное вмешательство (голод, травма, обострение хронического заболевания), ребенок должен получить сначала помощь специалиста, а потом участвовать в опросе.

Для оценки ситуации желательно собрать общие сведения о ребенке (возраст, уровень образования, этническая принадлежность, состав семьи, вероисповедание, время нахождения на улице), причины, по которым ребенок себя подобным образом, состояние здоровье, особенности социальной жизни, профессиональные предпочтения, интересы в сфере досуга и развлечений, правонарушения.

Следующий этап - анализ этой информации и подготовка плана действий в процессе поиска ответов на вопросы: какие проблемы считать приоритетными, какое направление в работе нуждается в улучшении, что желательно предпринимать немедленно, какие необходимы новые программы или услуги.

И наконец - реагирование на потребности и проблемы детей и подростков, то есть облегчение их доступа к образованию, создание безопасной, поддерживающей среды; развитие навыков жизнедеятельности и поддержания здоровых, позитивных отношений с окружающими.

Направлениями деятельности социального педагога будут:

• информирование. Дети имеют право узнавать о своих правах и обязанностях, состоянии здоровья, характере услуг, которые можно получить на определенной территории, местонахождение служб, в которые следует обращаться в случае возникновения конкретных проблем;

• формирование умений и навыков безопасной жизнедеятельности, к которым относят обучение принятию решений и разделения проблем, творческому мышлению и критической оценки, навыкам коммуникации и межличностного общения, преодоление (совладание) эмоций и стресса;

• психологическое консультирование, которое представляет собой адресную помощь таким детям в периоды кризисных состояний, ориентировано на понимание несовершеннолетним сущности возникшей ситуации для принятия решения по ее преодолению. Консультирование направлено на сопереживание, моральную поддержку личности, поощрение тех, кто нацелен на активное и ответственное выполнение рекомендаций, ослабление у детей чувства страха, недоверия, налаживание доверительных отношений к медико-социальным службам;

• организация обучения детей, способствующего изменениям в стиле поведения ребенка, в психологических установках, практических умениях и навыках. Предлагается использовать такие формы обучения: обсуждение в составе группы; демонстрация (показ); обучающие, постановочные;

• организация практического освоения навыков самопомощи: умения проявлять настойчивость, договариваться, находить друзей, устанавливать контакты, поддерживать отношения, противодействовать отрицательному давлению, осваивать приемлемые с точки зрения социальных норм способы выражения собственных требований.