СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные закономерности психического развития

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основные закономерности психического развития»

Основные закономерности психического развития

Основные закономерности психического развития

ПЛАН: Сущность психического развития в онтогенезе. Движущие силы психического развития. Понятие о ведущей деятельности. Обучение и развитие, зоны ближайшего развития.

ПЛАН:

  • Сущность психического развития в онтогенезе.
  • Движущие силы психического развития.
  • Понятие о ведущей деятельности.
  • Обучение и развитие, зоны ближайшего развития.
СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ ОНТОГЕНЕЗ – процесс индивидуального развития. Человек появляется на свет совершенно беспомощным существом, с неразвитой психикой. Но проходит 18-20 лет, и это беспомощное существо становится личностью, гражданином, способным к активной деятельности, труду, творчеству.  Под влиянием чего это происходит?

СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

ОНТОГЕНЕЗ – процесс индивидуального развития.

Человек появляется на свет совершенно беспомощным существом, с неразвитой психикой. Но проходит 18-20 лет, и это беспомощное существо становится личностью, гражданином, способным к активной деятельности, труду, творчеству.

Под влиянием чего это происходит?

СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ БИОЛОГИЗАТОРСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ  В теории биологической обусловленности психических свойств и качеств ребенка, школьника. Согласно этим теориям каждый ребенок имеет природные, наследственные предрасположения к развитию определенных качеств, которые заложены в его организме, информация о которых содержится в генах.

СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

БИОЛОГИЗАТОРСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • В теории биологической обусловленности психических свойств и качеств ребенка, школьника. Согласно этим теориям каждый ребенок имеет природные, наследственные предрасположения к развитию определенных качеств, которые заложены в его организме, информация о которых содержится в генах.
СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ СОЦИОЛОГИЗАТОРСКОЕ НАПРВЛЕНИЕ  Развитие, считают сторонники этой теории, определяется влиянием неизменной среды (культурного окружения), в которой ребенок живет и развивается. Эта культурная среда предопределяет развитие; сам же человек- пассивный объект влияния такой среды.

СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

СОЦИОЛОГИЗАТОРСКОЕ НАПРВЛЕНИЕ

  • Развитие, считают сторонники этой теории, определяется влиянием неизменной среды (культурного окружения), в которой ребенок живет и развивается. Эта культурная среда предопределяет развитие; сам же человек- пассивный объект влияния такой среды.
СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ Достоянием отечественной психологии стал деятельностный подход , согласно которому психика развивается в результате деятельности (жизнедеятельности).

СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Достоянием отечественной психологии стал деятельностный подход , согласно которому психика развивается в результате деятельности (жизнедеятельности).

СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ Под деятельностью понимается активное взаимодействие индивида со средой, направленное на удовлетворение его потребностей. Этот подход подразумевает, таким образом, неразрывную связь индивида со средой и его активное взаимодействие с ней как необходимое условие развития психики.

СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

  • Под деятельностью понимается активное взаимодействие индивида со средой, направленное на удовлетворение его потребностей.
  • Этот подход подразумевает, таким образом, неразрывную связь индивида со средой и его активное взаимодействие с ней как необходимое условие развития психики.
СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ Деятельностный подход в психологии разрабатывался Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном, П.Я.Гальпериным, А.В.Запорожцем, Д.Б.Элькониным, А.Р.Лурией. и др. исследователями. Среди зарубежных психологов К.Левин, Ж.Пиаже, Э.Эриксон, А.Маслоу.

СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

  • Деятельностный подход в психологии разрабатывался Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном, П.Я.Гальпериным, А.В.Запорожцем, Д.Б.Элькониным, А.Р.Лурией. и др. исследователями. Среди зарубежных психологов К.Левин, Ж.Пиаже, Э.Эриксон, А.Маслоу.
СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ С позиций отечественной психологии основное содержание онтогенеза составляет предметная деятельность и общение ребенка, прежде всего – деятельность совместная, общение со взрослым.

СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

  • С позиций отечественной психологии основное содержание онтогенеза составляет предметная деятельность и общение ребенка, прежде всего – деятельность совместная, общение со взрослым.
СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ Важное условие психического развития – созревание нервной системы, происходящее на протяжении детства, и это учитывается при организации обучения и воспитания.

СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Важное условие психического развития – созревание нервной системы, происходящее на протяжении детства, и это учитывается при организации обучения и воспитания.

СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ И.П. Павлов указывал, что обучение и воспитание – это образование новых, сложных условных связей и их систем. Таким образом, ведущими в развитии ребенка являются не врожденные особенности его нервной системы, а те новые нервные образования , которые возникают в результате его жизнедеятельности в определенных общественных условиях..

СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

  • И.П. Павлов указывал, что обучение и воспитание – это образование новых, сложных условных связей и их систем. Таким образом, ведущими в развитии ребенка являются не врожденные особенности его нервной системы, а те новые нервные образования , которые возникают в результате его жизнедеятельности в определенных общественных условиях..
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Что же является непосредственной причиной изменений, происходящих в психике ?  Что является непосредственной движущей силой психического развития в детском, подростковом и юношеском возрасте ?

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

  • Что же является непосредственной причиной изменений, происходящих в психике ?

  • Что является непосредственной движущей силой психического развития в детском, подростковом и юношеском возрасте ?
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  Личность развивается в силу возникновения в ее жизни внутренних противоречий.  Борьба внутренних противоречий, т.е. непосредственные движущие силы психического развития ребенка, школьника – это те противоречия, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания.

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Личность развивается в силу возникновения в ее жизни внутренних противоречий.

Борьба внутренних противоречий, т.е. непосредственные движущие силы психического развития ребенка, школьника – это те противоречия, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания.

К ТАКИМ ПРОТИВОРЕЧИЯМ ОТНОСЯТСЯ, НАПРИМЕР: противоречия между новыми, возникающими у ребенка познавательными потребностями и наличным уровнем психического развития, не дающим возможности полностью удовлетворить эти потребности противоречия между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и старыми, сложившимися формами его деятельности и взаимоотношений с окружающими людьми; противоречия между растущими требованиями к ребенку, школьнику со стороны общества, коллектива, взрослых и привычными формами его поведения.

К ТАКИМ ПРОТИВОРЕЧИЯМ ОТНОСЯТСЯ, НАПРИМЕР:

  • противоречия между новыми, возникающими у ребенка познавательными потребностями и наличным уровнем психического развития, не дающим возможности полностью удовлетворить эти потребности
  • противоречия между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и старыми, сложившимися формами его деятельности и взаимоотношений с окружающими людьми;
  • противоречия между растущими требованиями к ребенку, школьнику со стороны общества, коллектива, взрослых и привычными формами его поведения.
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  Подобные противоречия разрешаются через формирование более высоких уровней психической деятельности. В результате ребенок, школьник переходит на более высокую ступень психического развития. Потребность удовлетворяется. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность. Одно противоречие сменяется другим – развитие продолжается.

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Подобные противоречия разрешаются через формирование более высоких уровней психической деятельности. В результате ребенок, школьник переходит на более высокую ступень психического развития. Потребность удовлетворяется. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность. Одно противоречие сменяется другим – развитие продолжается.

ПОНЯТИЕ О ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В онтогенезе источником психического развития является деятельность. Освоение различных видов деятельности, социального опыта неразрывно связано с обучением. (Маленького ребенка близкие взрослые учат пить из чашки, пользоваться ложкой, укачивать куклу и т.д. Позже с помощью учителя и книг ребенок приобретает сложные интеллектуальные умения, разнообразные умения и навыки).

ПОНЯТИЕ О ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В онтогенезе источником психического развития является деятельность. Освоение различных видов деятельности, социального опыта неразрывно связано с обучением. (Маленького ребенка близкие взрослые учат пить из чашки, пользоваться ложкой, укачивать куклу и т.д. Позже с помощью учителя и книг ребенок приобретает сложные интеллектуальные умения, разнообразные умения и навыки).

ПОНЯТИЕ О ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  Чем старше человек, тем больше видов деятельности он охватывает. (Если младенец может только эмоционально общаться с матерью и производить простейшие манипуляции с предметами, то дошкольник уже умеет играть, рисовать, петь, танцевать, лепить, учится читать, считать, писать и т.д.)

ПОНЯТИЕ О ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чем старше человек, тем больше видов деятельности он охватывает.

(Если младенец может только эмоционально общаться с матерью и производить простейшие манипуляции с предметами, то дошкольник уже умеет играть, рисовать, петь, танцевать, лепить, учится читать, считать, писать и т.д.)

ПОНЯТИЕ О ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  Главные изменения в развитии психических функций и личности, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ .

ПОНЯТИЕ О ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Главные изменения в развитии психических функций и личности, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ .

ПОНЯТИЕ О ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  А.Н.Леонтьев выделил три признака ведущей деятельности: В рамках ведущей деятельности возникают новые виды деятельности. В ведущей деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции. От ведущей деятельности зависят наблюдаемые в это время изменения личности.

ПОНЯТИЕ О ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.Н.Леонтьев выделил три признака ведущей деятельности:

  • В рамках ведущей деятельности возникают новые виды деятельности.
  • В ведущей деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции.
  • От ведущей деятельности зависят наблюдаемые в это время изменения личности.
ПОНЯТИЕ О ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  Ведущей не может стать любая деятельность, которой отдается много времени. Это такой ее вид, который на данном возрастном этапе обусловливает главные, важнейшие изменения в психике ребенка, школьника.

ПОНЯТИЕ О ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ведущей не может стать любая деятельность, которой отдается много времени. Это такой ее вид, который на данном возрастном этапе обусловливает главные, важнейшие изменения в психике ребенка, школьника.

ПОНЯТИЕ О ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  Если какая-то деятельность стала особенно привлекательной для ребенка в том или ином возрасте, это отразится на становлении его личности, но такого глубокого развивающего эффекта, как свойственная данному возрасту ведущая деятельность, она в большинстве случаев не дает.

ПОНЯТИЕ О ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Если какая-то деятельность стала особенно привлекательной для ребенка в том или ином возрасте, это отразится на становлении его личности, но такого глубокого развивающего эффекта, как свойственная данному возрасту ведущая деятельность, она в большинстве случаев не дает.

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПО ВЫГОТСКОМУ Чтобы ваш ребенок мог успешно двигаться вперед, нужно правильно определить его зоны актуального и ближайшего развития. Эти понятия ввел в 1930-х годах выдающийся педагог и психолог Л. Выготский.

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПО ВЫГОТСКОМУ

  • Чтобы ваш ребенок мог успешно двигаться вперед, нужно правильно определить его зоны актуального и ближайшего развития.
  • Эти понятия ввел в 1930-х годах выдающийся педагог и психолог Л. Выготский.
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПО ВЫГОТСКОМУ ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ – это те задачи, которые малыш выполняет неуверенно. Чтобы успешно с ними справиться, ему требуется помощь взрослого. ЗОНА АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПО ВЫГОТСКОМУ

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ – это те задачи, которые малыш выполняет неуверенно. Чтобы успешно с ними справиться, ему требуется помощь взрослого.

ЗОНА АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПО ВЫГОТСКОМУ Если же малыш даже после совместной работы со взрослым не научился самостоятельно справляться с задачей, значит, она пока находится в зоне актуально недоступного, и требуется время, чтобы эта задача перешла в ЗБР.

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПО ВЫГОТСКОМУ

Если же малыш даже после совместной работы со взрослым не научился самостоятельно справляться с задачей, значит, она пока находится в зоне актуально недоступного, и требуется время, чтобы эта задача перешла в ЗБР.

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПО ВЫГОТСКОМУ

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПО ВЫГОТСКОМУ

"Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития"

Выготский Лев Семенович

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПО ВЫГОТСКОМУ Пример первый. На детской площадке гуляют Витя и Петя с мамами. Витя пытается взобраться по лестнице на горку. Мама, вытянув руки, страхует его от падения, но не помогает, а подсказывает, куда лучше поставить ногу или руку. Петя тоже хочет на горку: он протягивает к маме руки, и она подсаживает его на самую вершину. В результате через пару прогулок Витя научился сам залазить на горку, а Петя не освоил новый для него навык.  В чем ошибка родителей?

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПО ВЫГОТСКОМУ

Пример первый. На детской площадке гуляют Витя и Петя с мамами. Витя пытается взобраться по лестнице на горку. Мама, вытянув руки, страхует его от падения, но не помогает, а подсказывает, куда лучше поставить ногу или руку. Петя тоже хочет на горку: он протягивает к маме руки, и она подсаживает его на самую вершину. В результате через пару прогулок Витя научился сам залазить на горку, а Петя не освоил новый для него навык.

В чем ошибка родителей?

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПО ВЫГОТСКОМУ Пример второй. Папа Саши настолько идеализировал способности своего годовалого сына, что купил ему конструктор для малышей от 3 лет. Однако сын разочаровал его. Саша стал тянуть в рот детали, интересовался яркой коробкой, а к объяснениям папы остался равнодушным.  В чем ошибка родителей?

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПО ВЫГОТСКОМУ

Пример второй. Папа Саши настолько идеализировал способности своего годовалого сына, что купил ему конструктор для малышей от 3 лет. Однако сын разочаровал его. Саша стал тянуть в рот детали, интересовался яркой коробкой, а к объяснениям папы остался равнодушным.

В чем ошибка родителей?

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПО ВЫГОТСКОМУ ЗБР – это те задачи, к которым малыш проявляет интерес, с которыми способен справиться, если взрослые создадут опору или направят его собственные мысли и действия в нужное русло. То, что ребенок сегодня выполняет с помощью родителя или педагога, но уже завтра способен будет выполнить самостоятельно, и является его зоной ближайшего развития, которая в ходе детских усилий и посильного умственного напряжения становится зоной актуального развития.

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПО ВЫГОТСКОМУ

ЗБР – это те задачи, к которым малыш проявляет интерес, с которыми способен справиться, если взрослые создадут опору или направят его собственные мысли и действия в нужное русло. То, что ребенок сегодня выполняет с помощью родителя или педагога, но уже завтра способен будет выполнить самостоятельно, и является его зоной ближайшего развития, которая в ходе детских усилий и посильного умственного напряжения становится зоной актуального развития.

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПО ВЫГОТСКОМУ Как определить зону ближайшего развития?    Диагностику ЗБР проводят профессиональные психологи и педагоги на основе специальных опросников для родителей и в ходе наблюдений за детьми.

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПО ВЫГОТСКОМУ

Как определить зону ближайшего развития?

 

Диагностику ЗБР проводят профессиональные психологи и педагоги на основе специальных опросников для родителей и в ходе наблюдений за детьми.

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПО ВЫГОТСКОМУ Задание: подберите диагностики для детей младшего школьного возраста для определения зоны ближайшего и/или актуального развития.

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПО ВЫГОТСКОМУ

Задание: подберите диагностики для детей младшего школьного возраста для определения зоны ближайшего и/или актуального развития.