Основные направления профессионального самосовершенствования воспитателя
На современном этапе развития дошкольного образования и в связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требуется, как никогда, обратиться к педагогу-воспитателю. Сегодня педагогу даются широкие возможности для создания педагогических условий в детском саду, обеспечивающих эффективность развития личности дошкольника с учётом его индивидуальных особенностей. Педагог перестраивает собственное мышление, что позволяет ему с максимальной пользой реализовать идею о субъектной позиции ребёнка в познавательно-творческой деятельности, характеризуемой умением мобильно включаться в поиск, присваивать новые способы действий, разбираться в заданной педагогической ситуации, выходить за её пределы, творчески варьируя и прогнозируя результат.
Приведём основные направления профессионального самосовершенствования воспитателя.
Осознанно целеполагать, определять задачи, адекватно им отбирать содержание, методы, формы работы с ребёнком.
Разбираться в особенностях психического и физического развития детей своей группы.
Проектировать индивидуальный путь развития личности ребёнка.
Отдавать предпочтение косвенным формам взаимодействия, гуманистической педагогике, пробуждая активность, самодеятельность ребёнка на совместной и свободной деятельности.
Развивать способность наблюдать ребёнка в различных жизненных проявлениях и оценивать результативность развития эмоциональной, интеллектуальной, нравственно-волевой сфер и состояние здоровья.
Реализовывать интегрированный подход в процессе освоения ребёнком социального опыта в специально-созданных условиях.
На наш взгляд, сегодня трудно воспитателю привлечь всех детей в совместную деятельность. Однако можно научиться педагогу умению незаметно «входить», «вползать» в педагогический процесс, не создавая стрессов для детей, физически снижаясь до уровня их глаз, ориентируясь в организации работы с детьми на их правополушарные особенности. Трудность педагога заключается в том, чтобы вызвать проявленный интерес к занятию, а также умение с младшего дошкольного возраста ставить детей перед проблемой.
В основе приёмов, обеспечивающих успех переключения ребёнка с игровой на учебную деятельность, лежит рефлекс «Что такое?». Поэтому в младшем дошкольном возрасте могут быть использованы различные одномоментные шумовые, наглядно-двигательные эффекты, которые отвлекают ребёнка на несколько мгновений от его дела для выяснения того, что там случилось.
Например, воспитатель несёт железный поднос с клубками разноцветных ниток разной величины, который вдруг «нечаянно» роняет, и клубки раскатываются по полу; или для детей постарше – воспитатель, стоя посредине комнаты, смотрится в зеркальце и громко декламирует: «Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи, я ль на свете всех милее» и пр.
Затем педагог вопросами побуждает малышей рассмотреть и увидеть красоту клубков, определить их величину, цвет, смотать распустившуюся нить, выложить их на поднос, полюбоваться красивым сочетанием цветов на фоне подноса.
Таким образом, завершается цикл, направленный на познание и анализ детьми предмета в процессе его восприятия. Далее воспитатель вводит персонаж, который побуждает детей сопереживать герою. В результате дети рисуют подносы с клубками и дарят их кукле.
Приведём схему действия педагога, где выделяются его внешние действия и «внутренние».
Схема 1.
Падение подноса – переключение внимания, сосредоточение на новом объекте
Появление персонажа – куклы, её просьба. Подготовка к работе (формирование мотива (помощь), уточнение образа, анализ предстоящих действий, место, материалы, инструменты, форма, её размер, расположение, цвет)
Выполнение задачи (перенос умений передавать форму круга в новых условиях, развитие движений руки)
Результат работы – получение подносов (удовлетворение результатом работы)
Дети собирают и рассматривают клубки - сенсорное обследование (включение ощущений, двигательных, зрительных, тактильных, слуховых, рождение образа-представления)
Таким образом, эмоции сопровождают и оформляют интерес детей к разнонаправленным мыслительным и практическим действиям. Именно интерес, а не внешнее давление педагога определяет длительность и целенаправленность мыслительной деятельности детей.
Аналогичную схему действия педагога и детей можно привести и для случая с зеркальцем (участие детей старшего дошкольного возраста).
Отметим ту же линию последовательных действий педагога, направленных на формирование отношения детей к поставленной задаче. Вначале он вызывает у детей яркую эмоциональную реакцию так как от эмоционального настроя зависит качество мыслительных процессов, а также последующий эффект их развития.
Воспитателю надо иметь в виду, что эмоциональную реакцию могут проявить все дети группы, но ненадолго. Для работы остаются те дети, у кого возникает к ней устойчивый интерес. С теми детьми, у кого интерес быстро исчезает, педагог проводит работу позже, применяя аналогичные приёмы проведения их через рождение мотива, интереса, размышления о цели, поиск путей её выполнения и прочее, давая возможность овладеть программной задачей. Ребёнок должен захотеть, - обязательное условие в педагогическом процессе! Без мотива «я хочу» не предоставляется возможным вызвать потребность и желание размышлять о путях создания образа предмета.
Включение в поисковую деятельность предполагает знание педагогом логики построения занятия, чёткость представлений о последовательности развития событий с достаточно умелой режиссурой и умением через внешнее воздействие управлять внутренними процессами учения и прогнозировать реакции ребёнка на воздействие. Чем более высок профессионализм педагога, тем выше уровень активности ребёнка на различных этапах деятельности занятий любой группы детского сада!
Использованная литература