СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В движении ребёнок находит

 источник живой радости.

Е.А.Аркин

Просмотр содержимого документа
««Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»»

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования








Итоговая работа

на тему: «Использование игровых технологий для повышения мотивации на уроках физической культуры в начальных классах»


«Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»









Выполнила: Табакова Мария Борисовна,

учитель физической культуры

МБУ Лицей №60







Тольятти, 2015г.

В движении ребёнок находит

источник живой радости.

Е.А.Аркин

Введение.

В настоящее время в нашей стране очень остро встала проблема здоровья подрастающего поколения. Ни для кого не секрет, что с каждым годом все больше детей приходят в школу с различными отклонениями. Разработка образовательной программы по физической культуре, ориентированной на личностные показатели школьников, позволит более полно формировать знания, умения и навыки в области физической культуры в соответствии с индивидуальными особенностями личности и в конечном итоге существенно повысить эффективность адаптации ребенка в обществе.

Одним из важнейших средств развития личности школьника является движение, которое служит обязательным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания окружающего мира и ориентировки в нём. С раннего возраста необходимо детей приобщать к занятиям в спортивном зале и подвижным играм. Соответственно для успешного развития физических качеств, формирования навыков, необходимо как можно чаще применять игровые технологии (подвижные игры). Воспитательное значение подвижных игр не сводится к развитию только таких ценных качеств, как быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость и другие. Преимущество подвижных игр заключается в том, что они вызывают у детей сильные эмоции, чувство удовольствия, радости (П.Ф.Лесгафт, Е.А.Аркин), развивают интеллектуальные качества: наблюдательность, логическое мышление, сообразительность, память и т.д. Игра ненавязчиво побуждает её участников глубже и полнее использовать свои знания, умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде, развивает мужество, решительность, внимание, мышление, чувство коллективизма, ответственности, взаимовыручки. Итак, она является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему.

Актуальность проблемы: Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Кроме отклонений в здоровье, в наше время появилось много гаджитов, которые играют не маловажную роль в снижение мотивации к занятиям физической активности и за которыми дети проводят гораздо больше времени, чем в движении.

Таким образом, целью на этом пути является: формирование у учащихся морального и психического здоровья, развитие положительной мотивации, осознанной потребности к самостоятельным и организованным занятиям физической культурой, спортом, обретения знаний и умений здорового образа жизни.


Целью работы стало формирование положительной мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом у школьников начальных классов.

В учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности учащихся, – это предмет “Физическая культура”. Поэтому перед каждым учителем физической культуры возникают вопросы:

- Как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности,

группы здоровья?

- Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников?

- Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей? Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности?

- Как сделать, чтобы предмет “Физическая культура” оказывал на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию.

При решении этих вопросов возникают противоречия.

Учителю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, повышение требований к его валеологической направленности; высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, снижение интереса к урокам физической культуры.

Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно и интересно организовать учебный процесс без ущерба здоровью школьников? Ответить на него можно при условии подхода к организации обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.


Одним из наиболее важных средств повышения мотивации к урокам физической культуры в начальных классах, конечно же, являются – игровые технологии.


Игровые технологии в начальной школе - это незаменимое средство, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, воспитания инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка. Достижению этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения методических требований к проведению игр, нежели к их содержанию. Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей). Играя в планомерно подобранные учителем подвижные игры, обучающиеся естественно и непринужденно учатся быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель, дальше бросать мяч, ловко и результативно действовать в командных состязаниях. Игру можно рассматривать и как своеобразную, предварительную тренировку перед серьезной и ответственной учебной работой на уроке или как специальное упражнение, нацеленное на проявление самообладания и находчивости в условиях острой конкуренции на требуемую педагогом тему.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Педагогические технологии по преобладающему методу различаются на: игровые; развивающие; объяснительно - иллюстративные; проблемные и поисковые; программированные; репродуктивные и догматические; творческие; саморазвивающиеся; информационные (компьютерные). Занимательность этих игр – средство привлечения интереса к предмету или процессу обучения. Поэтому необходимо методически правильно подбирать игры к уроку. Различают два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных, спортивных и подвижных игр, сюда относят также развивающие, интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют в нормах поведения воспроизводимых героев. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, а в других — иные. Понятие «игровые педагогические технологии» включает в себя достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме соответствующих различных игр. Игра наряду с трудом и учением, одна из основных видов деятельности человека. Понятие игрового метода в сфере физического воспитания отражает соответствующие особенности игры, что отличает её в методическом отношении (особенности организации деятельности обучающихся, руководство игрой, другие педагогически существенные признаки) от других способов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например гандболом, баскетболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применён к любым физическим упражнениям при условии, что они поддаются организации в соответствии с особенностями данного метода. Так игры на уроках физической культуры можно применять не только в разделе подвижные и спортивные игры, но и в разделах: гимнастика и легкоатлетические упражнения. На уроках гимнастики можно применять подвижные игры для закрепления построений и перестроений, общеразвивающих упражнений, навыка правильной осанки, точности исходных и конечных положений, навыков бросков и ловли мячей, а также навыков лазанье и перелезания. Применение игрового метода на уроках легкой атлетики в начальной школе является эффективным средством в обучении и совершенствовании легкоатлетических упражнений. Легкоатлетические упражнения, проводимые в игровой форме, доставляют детям радость и удовольствие, а грамотная объективная оценка их достижений является стимулом для дальнейшего улучшения результатов. Уроки легкой атлетики проводятся преимущественно на открытом воздухе, благодаря чему достигается выраженный оздоровительный эффект. При использовании игр на уроках физической культуры необходимо придерживаться следующего алгоритма.

1. Выбор игры. Осуществляется исходя, прежде всего, из целей предстоящего урока, возрастных и учебных возможностей учащихся, их физической подготовленности.

2. Оборудование и оснащение игровой площадки. При планировании учебного занятия обязательно выбирается безопасное место для проведения игры и оборудование, которое должно соответствовать гигиеническим нормативам, быть безопасным и удобным для учащихся.

3. Самостоятельный выбор игры детьми. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. В предложение игры входит объяснение её правил и техники действий. Игра объясняется точно и кратко, непосредственно перед её началом. В объяснение входит название игры, её содержание и основные правила, в том числе роли играющих, объяснение игровых аксессуаров. Второстепенные правила объясняются по ходу игры.

4. Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. На уроках физической культуры при проведении игр разбивается класс на команды, таким образом, чтобы они были равными по физической подготовленности детей. Для игр, в которых требуются капитаны или водящие, учитываются, какая роль особенно полезна ученику. Так, например, чтобы роль позволяла неавторитетным укрепить авторитет, неактивным проявить активность, недисциплинированным стать организованным. Нужно следить за тем, чтобы не проявлялось зазнайство, превышение власти командных ролей над второстепенными.

5. Развитие игровой ситуации. При организации игр необходимо придерживаться следующих принципов: принцип развития игровой динамики; принцип поддержания игровой атмосферы; принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.

6. Подведение итогов игры. В соответствии с указанными заранее правилами вместе с обучающимися, подводится итог игры, определяя победителей, в качестве жюри привлекаются дети, которые по состоянию здоровья не могут в данной игре принимать участие.

Для достижения высокой результативности игры соблюдается ряд условий:

1. Формирование мотива деятельности.

2. Формирование системы знаний на основе управления ходом игры.

3. Включение каждого школьника в процесс по самореализации в ходе игры.

Таким образом, игровая технология на уроках физической культуры строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определённым признакам; группы игр, в процессе которых у школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, смекалку и т.д. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов является заботой каждого учителя.

Всем понятно, что нельзя насильно заставить всех школьников заниматься физической культурой и своим здоровьем, для этого нужны определенные стимулы, мотивы.

Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой необходимо использовать:

1.  Валеологическое просвещение учащихся и их родителей.

На родительских собраниях нужно освещать вопросы, связанные с состоянием здоровья, условиями его сохранения и укрепления, рассказывать о профилактике заболеваний, о необходимости полноценного питания. Включать родителей в процесс обсуждения проблем, приводить статистические данные. На уроках практиковать беседы о здоровом образе жизни. При выполнении различных упражнений объяснять детям значение каждого из них. С целью более наглядного представления о здоровом образе жизни использовать компьютерные презентации. Это особенным образом стимулирует познавательную активность учащихся, повышает интерес к теме, способствует усвоению основных правил соблюдения здорового образа жизни.

2.  Основные виды нетрадиционных уроков  - сюжетно-ролевые уроки, уроки здоровья. На уроках здоровья детей нужно поделить на группы, в группах ослабленных детей следовать принципам и нормам предоставления детям таких упражнений, которые способствуют снятию умственного напряжения, исключаю длительные статические нагрузки. Использовать физические упражнения, которые направлены не только на физическое развитие детей, но и имеющие лечебно-воспитательный эффект, корригирующие, коррекционные упражнения. Например, ходьба по лестнице, гимнастическим палкам, канату укрепляет и развивает мышцы стопы и предупреждает развитие плоскостопия. Упражнения со скакалкой и обручем содействуют формированию правильной осанки, благотворно действуют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

3.  Комбинировать игровой, соревновательный и круговой метод. Применяя тот или иной метод, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, не допускать переутомления, направлять их действия и контролировать нагрузку. С целью полного и точного описания техники упражнений для наглядности показывать последовательность действий. В своей практике применять методы разбора упражнений, подсказывать, помогать выполнять, но при этом учитывать физическое развитие и уровень физической подготовленности ребёнка.

Именно на интересе детей к занятиям необходимо строить уроки, тем самым, формируя навыки и умения, обеспечивающие мотивацию на здоровье. На уроках стараться создать такие условия, чтобы у ребенка “появился аппетит” заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья.

Но только лишь на уроках физической культуры мы не сможем решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. И здесь большую роль играют внеклассные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

Профилактика гиподинамии во многом зависит и от позиции семьи к данной проблеме. Именно поэтому нужно уделять большое внимание на привлечение семей в различные мероприятия внеурочной деятельности: “Папа, мама, я – спортивная семья”, “Веселый муравейник”, “Богатырские игрища”, “Вместе с папой хорошо”.

Для анализа своей деятельности следует проводить ежегодный мониторинг состояния физической подготовленности учащихся с целью:

  1. Выявить состояние физической подготовленности и здоровья школьников.

  2. Разработать рекомендации для индивидуальной работы по совершенствованию физической подготовленности учащихся.

  3. Проанализировать результативность работы по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья учащихся в школе.

Результаты тестирования каждого класса заносятся в “Паспорт здоровья”, а обучающиеся заполняют дневники самоконтроля, в которых очень наглядно видно: наблюдается ли положительная динамика или нет, и над чем стоит поработать особенно. Таким образом, многие учащиеся стараются улучшить свои результаты, а вам остается только подсказать, как это сделать.





Конспект образовательного урока по физической культуре в 1 классе.

Технологическая карта урока.

Авторы, разработчики:

Учитель физической культуры МБУ Лицей № 60 Табакова Мария Борисовна, г.о.Тольятти, Самарская область

Базовый учебник: В.И. Лях «Физическая культура»

Предмет

Физическая культура

Класс

1 класс

Тип урока

Комбинированный

Раздел

Гимнастика с основами акробатики.

Тема

Элементы акробатики, группировки и перекаты из разных исходных положений. П.И. «Совушка», «Затейники», «Туннель», «Стройная берёзка».

Цель

Овладение элементами акробатики, закрепление группировок из разных исходных положений.

Задачи

Образовательные задачи (предметные результаты):

1. Закреплять навыки группировки (в приседе, сидя, лёжа), перекаты (вперёд, назад, в сторону).

Развивающие задачи (метапредметные результаты):
1.Формировать умение общаться со сверстниками в игровой деятельности (коммуникативное УУД).

2.Ознакомить с новой подвижной игрой (познавательное УУД).

Воспитательные задачи (личностные результаты):

1. Формировать умение проявлять дисциплинированность (личностное УУД).

2. Умение видеть и чувствовать красоту движения (личностное УУД).

3. Знать правильную осанку и соблюдать её (личностное УУД).


Место проведения

Спортивный зал

Время урока

40 минут

Инвентарь и оборудование

Конусы, гимнастические маты, обручи, длинная верёвочка, мешочки с песком.




Ход урока

Часть заня

тия


Содержание урока

Дозиров

ка

Деятель

ность учителя

Деятель

ность ученика


Вид УУД

П

О

Д

Г

О

Т

О

В

И

Т

Е

Л

Ь

Н

А

Я

























1. Построение, приветствие, сообщение темы и задачи.

Ребята, мы сегодня с вами начнём урок с путешествия по тропинке, на которой остались следы. Скажите, движения каких зверей и птиц я изображаю, и как они называются?

(Демонстрация двигательных действий: обычная ходьба; ходьба на внешней стороне стопы; ходьба, перекатываясь с пятки на носок; ходьба на носках), но сначала надо пройти через мост –ходьба на равновесие, руки в стороны;

-следы медведя – ходьба на внешней стороне стопы, руки на поясе;

-следы тигра – ходьба, перекатываясь с пятки на носок, руки за спину;

-следы цапли – ходьба на носках, руки вверх через стороны.

Ребята, а для чего мы с вами выполняли эти упражнения? (профилактика плоскостопия)

Сейчас мы выполним перестроение в круг, и я вас научу играть в

подвижную игру «Затейники»:

По считалке выбирают затейника. Взявшись за руки, все участники игры, движутся по кругу и проговаривают:
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте, дружно вместе
делаем вот так….

После слов "Стой на месте" ребята останавливаются, разнимают руки и ждут движения затейника. Затейник показывает какое-нибудь движение, и все повторяют его.

Ребята, а зачем мы с вами выполняли упражнения? (подготовка организма к предстоящей нагрузке)

10 мин

Организа

ция обучаю

щихся на урок.





Следить за осанкой, за правиль

ным выполне

нием упражне

ний.

Соблю

дать интервал.


Закрепление знаний по двигательным действи

ям

















Научить играть

новую подвижную игру, с элементами ОРУ

Построе

ние в одну шеренгу.

Активное участие в диалоге с учителем.
























Повторяют за педагогом и запомина

ют.


Придумы

вают упражне

ния для разминки на все группы мышц.

Отвечают на поставленный вопрос.

Постанов

ка учебной цели занятия (Р)



Умение распозна

вать и называть двигательное действие (Пр)




Умение правильно выполнять двигательное действие (Р)

Умение организо

вать собствен

ную деятель

ность (Р).

Понима

ние необходи

мости выполне

ния упражне

ний для предупреждения плоскостопия (Л).



Умение взаимодействовать со сверстни

ками по правилам, во время проведе

ния П.И. (К)

Запом

нить упражне

ния

(ПР)

Умение видеть и чувствовать красоту движе

ния (Л)

О

С

Н

О

В

Н

А

Я

  1. П.И. «Совушка»

Ребята, сейчас мы поиграем в подвижную игру « Совушка», а вначале повторим положения: упор присев и группировка в присяде (демонстрация учителем двигательных действий, дети называют).

Игроки на площадке располагаются произвольно. «Совушка» - в гнезде.

По сигналу ведущего: «День наступает, всё оживает!» - дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жучков и мышек т.д.

По второму сигналу: «Ночь наступает, всё замирает – сова вылетает!» - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал (упор присев или группировка в приседе).

«Совушка» выходит на охоту. Заметив ошибку игрока, она её исправляет.

Затем «Совушка» опять возвращается в своё гнездо, и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке.
2. Повторение группировок

(работа в парах)

а) сидя

б) лёжа

Перекатов (вперёд, назад, в сторону).

а) «Качели»

Из группировки сидя, перекат назад и вперёд и назад 2-3 раза, затем перекат вперёд в группировку сидя.

б ) «Матрёшка»

- Из группировки в приседе, перекат назад и вперёд в группировку в приседе.

- Из упора присев, перекат назад и вперёд в группировку сидя.

в) «Клубочки»

Перекат в сторону (на живот) и назад (на спину).

3.Эстафета «Туннель»

Игроки встают в затылок друг за другом. Перед каждой командой лежит обруч. По сигналу первые игроки бегут к обручу, пролезают через него и бегут обратно. Следующий игрок выполняет то же самое и т. д.

10 мин






































10

мин
























5 мин



Закреплять знаний по двигательным действии

ям и исход
ным положениям,

















Соотно

сить задания учителя с двигательными действиями учеников.



Развитие умения давать оценку двигательным действии

ям.



















Создание ситуации эмоциональной разрядки.


Развивать быстроту и ловкость.








Дети показыва

ют нужные положе

ния и начинают играть соблюдая правила.








Водящий оценивает выполне

ние заданного положения, дети активно играют, соблюдая правила.


Умение самоопре

делиться с заданием и принять решение по его выполне

нию (Л).


Умение техни

чески правильно выполнять двигательное действие (Р).







Умение активно включать

ся в коллективную деятель

ность (Л).


Умение проявлять дисципли

нирован

ность (Л)

Умение давать оценку двигательным действиям партнёра (Р)

Умение выявлять ошибки при выполне

нии перекатов и группиро

вок (Р)

Умение работать в парах (К)





Умение организо

вать собствен

ную деятель

ность (Р)

Умение работать в команде (К)

Уважите

льное отноше

ние к противни

ку (Л)

З

А

К

Л

Ю

Ч

И

Т

Е

Л

Ь

Н

А

Я

1.Обычная ходьба по кругу.

Сейчас, мы поиграем в подвижную игру «Стройная берёзка»

2.Упражнение на осанку.

Ученики встают к стенке и мешочек с песком фиксируют на голове так, чтобы он не упал.

Построение.

Подведение итогов урока.

5 мин

Снятие нагрузки.

Создание ситуации эмоциональной разрядки.






Отметить отличив

шихся ребят.



Ученики встают к стенке и мешочек с песком фиксиру

ют на голове так, чтобы он не упал.

Умение выполнять упражне

ния по укрепле

нию осанки (Р)

Умение организо

вывать коллективную совмест

ную деятель

ность (К).




Выводы:

Анализ результатов работы учителей физической культуры за последние годы показал, что  внедрение игровых технологий самостоятельно и в совокупности с другими образовательным технологиям в начальной школе позволило:

1. Повысить успеваемость по предмету.

2. Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.

3. Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.

4. Повысить динамику состояния здоровья учащихся

Игровые технологии, должны, несомненно, использоваться в процессе повышения мотивации школьников, в частности, на уроках физической культуры.







Список литературы:

  1. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика.- М.: Академия, 2009.

  2. Конеева Е.В. Детские подвижные игры. – Ростов на/Д.: Феникс, 2006.

  3. Лях В.И. Физическая культура, 1- 4 класс, 2013.

  4. Петрусинский В.В. Искусство общения в играх. – М.: Владос, 2007.

  5. Спирин М.П. Подвижные игры: теория, понятия, методика проведения. – Б.: ПОЛИТЕРРА, 2010.

  6. Журнал «Инструктор по физкультуре» - М.: Сфера, 2008. - 40 с.

  7. [Текст] / И. Баканова. – (Журнал в журнале) // Учитель. – 2009. – N 4. – C. 29-33

  8. (Информация к размышлению) // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2010. –

  9. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Москва

  10. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры.

  11. Коньшина, Л.Г. Валеологически обоснованный урок как средство здоровьесбережения младших

  12. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического

  13. Мишин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры. АСТ Арстель, Москва 2012г.

  14. http://www.it-n.ru/

  15. http://spo.1september.ru/