МКОУ Венгерская СОШ
Учитель Лубошников
Андрей Васильевич
Конспект урока
Дата 14.04. 2017 года
Предмет: химия
Тема занятия: Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова.
Тип занятия: урок усвоение новых знаний
Цель: Ознакомить с основными теориями химического строения органических веществ
Задачи:
Образовательные:
формировать понятия о сущности теории химического строения органических веществ, опираясь на знания учащихся об электронном строении атомов элементов, их положении в Периодической системе Д.И. Менделеева, о степени окисления, природе химической связи и о других главнейших теоретических положениях:
-последовательность расположения атомов углерода в цепи,
-взаимное влияние атомов в молекуле,
-зависимость свойств органических веществ от структуры молекул;
Развивающие:
развивать мыслительные приемы анализа, сравнения, обобщения;
развивать абстрактное мышление;
тренировать внимание учащихся при восприятии большого по объему материала;
вырабатывать умения анализировать информацию и выделять наиболее важный материал.
Воспитательные:
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать: основные положения теории химического строения органических веществ
Учащиеся должны уметь: доказывать положения теории
Учащиеся должны владеть: навыками работы с химическими реактивами соблюдая ТБ
Методы и приемы : проблемные, частично - поисковые, самостоятельная работа учащихся.
Средства: учебник, ПК, химическое оборудование, шаростержневые модели химических элементов
Ход урока
І. Организационная часть Проверить посещяемость учащихся, готовность класса к работе.
ІІ. Актуализация знаний:
а) Окислительно – восстановительные реакции. Найти окислитель и восстановитель.
Fe+ S =Fe2S3
Li+ Cl2 = LiCl
Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2
б) Осуществите генетическую связь:
Li– LiOH- Li2SO4 – BaSO4
S –SO3 – H2SO4- K2SO4- BaSO4
в)Какие бывают вещества по происхождению?
г)Что изучает органическая химия?
Демонстрация опыта – нагревание поваренной соли и сахара.
-Почему органические вещества имеют небольшие температуры плавления и кипения?
ІІІ. Объяснение нового материала:
1. До начала 19-века все известные вещества делили по их происхождению на две группы: вещества минеральные и вещества органические. Многие ученые тех времен считали, что органические вещества могут образоваться только в живых организмах при помощи "жизненной силы". Такие взгляды назывались виталистическими. Большой удар взглядам виталистов нанес немецкий химик Ф. Велер. (Работа с ПК Приложение 4.) Он первые получил органические вещества из неорганических: в 1824 г. – щавелевую кислоту, а в 1828 г. – мочевину. Щ. к. встречается в растениях, а мочевина образуется в организме человека и животных.
Большинство неорганических веществ немолекулярного строения, и поэтому они обладают высокими температурами плавления и кипения. Органические вещества, как правило, молекулярного строения, и поэтому они имеют низкие температуры плавления. В состав молекул всех органических веществ входит углерод. Органическая химия – это раздел химической науки, в котором изучаются соединения углерода и их превращения. Органические вещества – углеродосодержащие вещества, которые образуются в живых организмах, которые синтезируются.
2. Первые попытки создания теории.
а) Теория радикалов (Берцелиус). Работа с ПК. Приложение 2.
Берцелиус полагал, что органические вещества построены из двух частей - радикалов. Он считал, что радикалы сохраняются неизменными во время химических реакций.
б) Теория типов (Шарль Фредерик Жерар). Работа с ПК. Приложение 5.
Жерар предложил рассматривать каждое вещество как единое целое. Он считал, что все органические соединения являются производными простейших неорганических веществ: водорода, хлористого водорода, воды и предложил несколько типов.
I тип - водорода II тип – хлористого водорода

III тип – воды

в) Важным этапом был съезд химиков в Карлсруэ в 1860 году, где были развиты и подтверждены идеи атомистики.
г) В результате работ Э. Франкланда и Кекуле в химии утвердилось понятие о валентности, и, в частности, было развито представление о 4-валентности углерода (Фридрих Август Кекуле). Работа с ПК. Приложение 3.
д) А в 1857 году Ф. А. Кекуле и А. С. Купер выдвинули идею о соединении атомов углерода в цепи.
Вывод: все эти успехи науки подготовили условия для нового этапа в развитии органической химии - появление теории химического строения органических соединений.
Основные положения теории химического строения А. М. Бутлерова и их доказательства. Работа с ПК. Приложение 1.
Эти положения А. М. Бутлеров сформулировал в 1858 - 1861 годах.
1-е положение. Соединение атомов в молекулы происходит не в беспорядке, а в определенной последовательности, согласно их валентности. Углерод в соединениях четырехвалентный.

Демонстрация шаростежневой модели: CH4, C2H6, C3H8 .
2-е положение. Свойства веществ зависят не только от качественного и количественного состава, но и от порядка соединения атомов в молекуле (явление изомерии).
Доказательство данного положения
Изучая строение молекул углеводородов, А. М. Бутлеров пришел к выводу, что у этих веществ, начиная с бутана (С4Н10), возможен различный порядок соединения атомов при одном и том же составе молекул. Так, в бутане возможно двоякое расположение атомов углерода: в виде прямой (неразветвленной) и разветвленной цепи.
0
С4Н10


а) б)

изобутан (toкип.=-11,7оС)
бутан (toкип.=-0,5оС)
Вещества, имеющие одинаковый состав молекул (одну и ту же молекулярную формулу), но различное химическое строение и поэтому обладающие разными свойствами, называются изомерами.
Работа в группах:
написать изомер для данного вещества. Работа с ПК. Приложение 6.
1 группа – С5H11Cl
2 группа- C6H14
3 группа – С4H9F
Вывод: Наличие изомеров – одна из причин многообразия органических соединений. ( Для C8H22 – 75 изомеров, C14H 30 – 1858 изомеров)
3-е положение. По свойствам данного вещества можно определить строение его молекул, а по строению – предвидеть свойства.
Демонстрация опыта:
H2SO4 – серная кислота
H2SO4 – H+ + HSO4-
HSO4-H+ + SO42-
H2SO4- 2H++SO42-
Zn + H2SO4=ZnSO4 + H2
CuO + H2SO4 =CuSO4+ H2O
2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O
- Как по строению можно определить свойства серной кислоты и по свойствам – строение?
Вывод: если данное вещество изменяет окраску фиолетового лакмуса на розовый цвет, взаимодействует с металлами, стоящими до водорода, с основными оксидами, основаниями, то мы можем предположить, что это вещество относится к классу кислот, в своем составе имеет атомы водорода и кислотный остаток. И, наоборот, если данное вещество относится к классу кислот, то проявляет вышеперечисленные свойства.
4-ое положение. Атомы и группа атомов в молекулах веществ взаимно влияют друг на друга.
- Как различные атомы в аммиаке, соляной кислоте и воде влияют на атом водорода?
Демонстрация опыта:
Для этого надо сравнить свойства водных растворов NH3, HCl, H2O
NH4OH+ лакмус = синий цвет среда щелочная
HCl + лакмус = розовый цвет среда кислая
H2O + лакмус = остается фиолетовым среда нейтральная
Вывод: во всех трех случаях в состав веществ входят атомы водорода, но они соединены с разными атомами, которые указывают различное влияние на атомы водорода, поэтому свойства веществ различны.
Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей.
А) Органические соединения отличаются от неорганических тем, что первые обладают молекулярным строением. В молекуле органических веществ между атомами существуют только ковалентные связи, неполярные или с небольшой полярностью. Эти связи образуются также за счет перекрывания s-s, s-p и p-p. электронных облаков. В случае образования ковалентной полярной связи область перекрывания электронных облаков смещается к более электроотрицательному элементу, который получает частичный отрицательный заряд, а другой элемент, от которого оттянута электронная плотность – частичный положительный заряд.
Б) Химические реакция представляют собой единство двух противоположных процессов – разрыва одних связей и образования новых.
Существует два вида разрыва связи: 1 – Способ –ионный А :В- А+ + :В- А: В – А:- + В+
2- способ – свободнорадикальный А:В = А*+ В* свободный радикал
Частицы имеющие неспаренные электроны, называются свободными радикалами. H+I-= H+ + I- 2H:I =2H*2I*
Ионный механизм разрыва связи происходит при диссоциации водного раствора НI.
В общем виде H : I = H + I: или в присутствии воды
HI + H O = H O + I
Свободнорадикальный разрыв связи происходит при разложении этого вещества при нагревании:
2H : I = 2H + 2I или 2HI = H2 + I2
IV. Закрепление знаний, умений, навыков
Работа в группах, собрать шаростержневые модели
1-я группа – C2H6
2-я группа – C3H8
3-я группа - C4H10
Проверка: Обмен моделями между группами.
2. Написать изомеры следующим веществам:
1-я группа – C5H12
2-я группа – C6H14
3-я группа - C7H16
V. Подведение итогов урока
- Назовите работы ученых, предшествующих открытию основного положения химического строения органических веществ А.М. Бутлерова
- Назвать 4 положения строения органических веществ
- Привести примеры изомерии
VI. Домашняя работа:
Работа по конспекту.
Учебник стр.150, параграф 49, задание № 4 стр. 163.
Задания из решебника Н.П. Гаврусейко
1вариант задание 4 с.5