Просмотр содержимого документа
«Основные понятия информатики»
Дисциплина информатика
Ознакомить студентов с теоретическими и практическими сведениями, отражающими основные тенденции развития информатики. Обучение студентов основам алгоритмизации задач, принципам программирования на современных языках; изучение возможностей современных информационных технологий и перспектив их развития; изучение состояния и перспектив аппаратного и программного обеспечения компьютеров и компьютерных сетей.
- Распределение академических часов
Всего 135 часов (3 кредита)
Лекций 5 часов
Практических занятий 25 часов
Лабораторные занятия 15*2
СРСП ауд. – 15 часов, СРСП оф. – 15 часов,
СРО – 45 часов
Форма контроля – Экзамен, КТ
Информатика как единство науки и технологии. Элементы дискретной математики. Архитектура компьютера. Системы счисления. Алгоритмы и их свойства. Построение эффективных алгоритмов, оптимизация алгоритмов. Парадигмы программирования. Структура программ. Операционные системы. Работа в Интернет. Графические приложения.
Список рекомендуемой литературы
Основная:
- Аветисян Р.Д., Аветисян Д.Д.,Теоретические основы информатики – М:Наука, 1997.
- Аладьев В.З. и др. Основы информатики. – М.: Филин, 1999.
- Макарова Н. В., Матвеев Л. А., Бройдо В. Л. и др. Информатика –М, 2003.
- Информатика / Под ред. С. В. Симоновича. - СПб., 2004.
- Моисеев А.В. Информатика. - М.: Академия, 1998.
Дополнительная :
- Каймин В.А. Информатика. Учебник. Москва. ИНФРА-М., 2005
- Информатика. Учебник под ред. Проф. Макаровой Н.В,/М., 2001 8.
- Microsoft Excel: шаг за шагом ,/ М ., 2000 9.
- Экономические и финансовые расчеты в Excel . Санкт-Петербург, Москва-Киев-Харьков-Минск, 2002
Лекция по информатике
Основные понятия информатики
Старший преподаватель кафедры информатики и математики Абдрахманова Асель Бексеитовна
- Понятие информатика;
- Понятие информации;
- Виды информации;
- Передача информации;
- Единицы измерения информации;
- Свойства информации;
- Обработка информации;
- Информационные ресурсы и информатизация общества.
Что такое Информатика?
- Термин "информатика" (франц. informatique ) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает " информационная автоматика " .
- Широко распространён также англоязычный вариант этого термина — "Сomputer science" , что означает буквально " компьютерная наука " .
- Инфоpматика — это основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы её создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности .
Информатика — научная дисциплина с широчайшим диапазоном применения.
Её основные направления:
- pазpаботка вычислительных систем и пpогpаммного обеспечения;
- теория информации, изучающая процессы, связанные с передачей, приёмом, преобразованием и хранением информации;
- методы искусственного интеллекта, позволяющие создавать программы для решения задач, требующих определённых интеллектуальных усилий при выполнении их человеком (логический вывод, обучение, понимание речи, визуальное восприятие, игры и др.);
- системный анализ, заключающийся в анализе назначения проектируемой системы и в установлении требований, которым она должна отвечать;
- методы машинной графики, анимации, средства мультимедиа;
- средства телекоммуникации, в том числе, глобальные компьютерные сети, объединяющие всё человечество в единое информационное сообщество;
- разнообразные приложения, охватывающие производство, науку, образование, медицину, торговлю, сельское хозяйство и все другие виды хозяйственной и общественной деятельности.
Что такое информация?
- Термин " информация " происходит от латинского слова " informatio ", что означает сведения , разъяснения , изложение .
- Информация — это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях.
В каком виде существует информация?
- в виде текстов, рисунков, чертежей, фотографий;
- в виде световых или звуковых сигналов;
- в виде радиоволн;
- в виде электрических и нервных импульсов;
- в виде магнитных записей;
- в виде жестов и мимики;
- в виде запахов и вкусовых ощущений;
- в виде хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов и т.д.
Как передаётся информация?
Информация передаётся в виде сообщений от некоторого источника информации к её приёмнику посредством канала связи между ними. Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи. В результате в приёмнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением.
ИСТОЧНИК——канал связи ———ПРИЁМНИК
Как измеряется количество информации?
Бит — слишком мелкая единица измерения. На практике чаще применяется более крупная единица — байт , равная восьми битам. Именно восемь битов требуется для того, чтобы закодировать любой из 256 символов алфавита клавиатуры компьютера (256=28).
Широко используются также ещё более крупные производные единицы информации:
- 1 Килобайт (Кбайт) = 1024 байт = 210 байт,
- 1 Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт = 220 байт,
- 1 Гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт = 230 байт.
В последнее время в связи с увеличением объёмов обрабатываемой информации входят в употребление такие производные единицы, как:
- 1 Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт = 240 байт,
- 1 Петабайт (Пбайт) = 1024 Тбайт = 250 байт.
Что можно делать с информацией?
- преобразовывать;
- комбинировать;
- обрабатывать;
- делить на части;
- упрощать;
- собирать;
- хранить;
- искать;
- измерять;
- разрушать; и др.
- создавать;
- передавать;
- воспринимать;
- использовать;
- запоминать;
- принимать;
- копировать;
- формализовать;
- распространять;
Какими свойствами обладает информация?
- Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.
- Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, то есть перестаёт отражать истинное положение дел.
- Информация полна, если её достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.
- Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.
- Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдёт применение в каких-либо видах деятельности человека.
- Только своевременно полученная информация может принести ожидаемую пользу. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она ещё не может быть усвоена), так и её задержка.
- Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она может стать бесполезной.
- Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.
- Информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия) форме. Поэтому одни и те же вопросы по разному излагаются в школьных учебниках и научных изданиях.
- Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, учебниках, всевозможных инструкциях.
Что такое обработка информации?
- Обработка информации – получение одних информационных объектов из других информационных объектов путем выполнения некоторых алгоритмов
- Обработка является одной из основных операций, выполняемых над информацией, и главным средством увеличения объёма и разнообразия информации.
Средства обработки информации
- Средства обработки информации — это всевозможные устройства и системы, созданные человечеством, и в первую очередь.
- Компьютер – как основное средство обработки информации можно рассматривать в двух аспектах:
- технические средства (Hardware); программные средства (Software).
- технические средства (Hardware);
- программные средства (Software).
- Компьютеры обрабатывают информацию путем выполнения некоторых алгоритмов.
- Живые организмы и растения обрабатывают информацию с помощью своих органов и систем.
Что такое информационные ресурсы?
- Информационные ресурсы – это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство. Это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др.
- Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов — трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют.
Что такое информационные технологии?
- Информационная технология — это совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации. Человечество занималось обработкой информации тысячи лет. Первые информационные технологии основывались на использо-вании счётов и письменности. Около пятидесяти лет назад началось исключительно быстрое развитие этих технологий, что в первую очередь связано с появлением компьютеров.
- В настоящее время термин "информационная технология" употребляется в связи с использованием компьютеров для обработки информации. Информационные технологии охватывают всю вычислительную технику и технику связи и, отчасти, — бытовую электронику, телевидение и радиовещание.
Что понимают под информатизацией общества?
- Информатизация общества — организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Цель информатизации — улучшение качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда.
- Информатизация — это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьёзных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.
Спасибо за внимание!