Этап урока, хронометраж этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные) |
1) Организацион-ный момент. (2 минуты) | - Здравствуйте, ребята! Дежурный, назовите отсутствующих. | Приветствуют учителя. Называют отсутствующих. | Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.) |
2) Актуализация знаний. (4 минуты) | - Наш урок я предлагаю начать с конкурса дикторов! Это небольшая орфоэпическая разминка. Начиная с 1 ряда читаем по одному предложению. В Государственной Думе ведутся дебаты о путях выполнения поручений Президента. НамЕрение углубИть социальные реформы, нАчатые несколько лет назад, конечно, оцениваются в обществе позитивно. ПриведЕнные данные о процЕнтах роста благосостояния граждан России вызвали ряд сомнений и претензий. Однако общая тендЕнция, прослеживающаяся в реформах, должна облегчИть обсуждение спорных вопросов. Было подготовлено ходАтайство о том, чтобы средства, полОженные регионами в рамках реформы социальной сферы, отправлялись на места по облегчЕнному варианту. За грамотное их использование руководителей регионов предполагалось премировАть. Для мониторинга и контроля должна быть созданА группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с 3-й декАды текущего месяца до конца квартАла. Дебаты прошли без инцидЕнтов. | Слушают учителя. Принимают участие в разминке. | Общеучебные (П.), Логические (П.), Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.), Смыслообразование (Л.) |
3) Постановка учебной задачи (8 минут) | - Тема сегодняшнего урока «Принципы русской орфографии». Целью нашего урока станет систематизирование изученного в курсе основной школы материала о принципах русской орфографии. Предлагаю начать с небольшого тренинга, задания которого вы найдете у себя на партах (лист №1). Приглашаю двух учеников поработать за доской. 1. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом? 1) юбиляр, силач, аморальный 2) драчун, банкир, хитрец 3) антиобщественный, стряпуха, умница 4) беженец, привокзальный, спилить 2. В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом? 1) сыграть, подполковник, поджелудочный 2) соразмерный, загадать, представление 3) развесёлый, прабабушка, утомление 4) поумнее, прескверный, буквенный 3. В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом? 1) надомник, приусадебный, пресмешной 2) подбородок, бесстыдник, разнесчастный 3) по-братски, подводник, переувлажнить 4) подснежник, разбежаться, приморский 4. В каком ряду расположены слова, образованные бессуффиксным способом? 1) березняк, разрыв, сплетение 2) разговоры, отмена, переезд, синь 3) тишь, умение, спецназ, гарь 4) даль, стенгазета, отказ, подсказка 5. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке: молодой – молодец -….-по-молодецки? 1) молодчик 2) молодецкий 3) молодцеватый 4) молодеть - Давайте проверим что получилось. | Слушают учителя. Приступают к работе. 1. 2 2. 1 3. 4 4. 2 5. 2 Проверяют выполненные задания. | Общеучебные (П.), Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.), Контроль (Р.), Оценка (Р.) |
4) Первичное закрепление. (8 минут) | А сейчас работаем самостоятельно. Задания на листе №2. - В каждой группе слов найдите такие, которые нельзя проверить постановкой сомнительной гласной в сильную позицию. 1) Протяженность, безмятежность, травоядный, предусмотрительный, кораблекрушение, кровопролитие. 2) Полнолуние, багровый, поплавок, жемчужина, жизнерадостный, балалайка, безобразие, безоговорочно, топорный. 3) Бесконечный, берлога, неизъяснимый, живописец, балетный, многоопытный, несравненный, скороспелый, ватага. 4) Престарелый, ослепительный, компания, водохранилище, вокальный, возражение, приближение, доброжелательный. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность выполнения заданий. (правильные ответы находятся на слайде). | 1)Протяженность, безмятежность, травоядный, предусмотрительный, кораблекрушение, кровопролитие, 2) Полнолуние, багровый, поплавок, жемчужина, жизнерадостный, балалайка, безобразие, безоговорочно, топорный. 3) Бесконечный, берлога, неизъяснимый, живописец, балетный, многоопытный, несравненный, скороспелый, ватага. 4) Престарелый, ослепительный, компания, водохранилище, вокальный, возражение, приближение, доброжелательный. | Общеучебные (П.), Смыслообразование (Л.), Логические (П.), Контроль (Р.) |
5) Этап реализации построенного проекта. (7 минут) | - Сейчас все должны будут внимательно послушать учителя и сообщение одного из учеников класса, из которых ученикам нужно будет ответить на главный вопрос урока: Каковы же принципы русской орфографии? - Несколько лет назад в газете «Известия» была опубликована информация об эксперименте, в ходе которого через любую поисковую систему предлагалось задать любое немыслимое слово, чтобы найти единомышленников, которые именно так и пишут. Слово еденомышленник было найдено на 111 серверах, а лидерами, по данным поисковой системы «Яндекс», стали слова агенство, обьявление, сдесь, адресс... - Как вы думаете, допустимо ли такое письмо? Почему? -Как вы понимаете слова Л.В.Щербы «…безграмотное писание читать трудно, точно едешь на таратайке по мёрзлой дороге». - Что такое таратайка? ( Лёгкая двухколёсная повозка с откидным верхом) - Какой художественный приём использует лингвист? (Сравнение) - В ХVIII в. Василий Кириллович Тредиаковский призывал писать «по звонам», иначе говоря, по произношению. В начале ХХ в. академик Лев Владимирович Щерба считал идеалом орфографии максимальное совпадение между языком написанным и языком произносимым. Возможно ли такое письмо? Получается, что одно и то же слово может быть написано по-разному. Так, «по звонам», предлог без с различными словами может быть написан по-всякому: биз дома, биш шороху, биж жиру, бис фкусу. В русском алфавите не могут быть отражены все особенности произношения как отдельных людей, так и целых регионов (аканье, оканье, цоканье и т. д.). По мысли Михаила Викторовича Панова, с введением фонетической орфографии «для каждого села придется создавать свой учебник». Существует морфологический принцип, предложенный Михаилом Васильевичем Ломоносовым «по кореню», «по произвождению речений», — одинаковое написание морфемы в словах определенной части речи, например: агентство (агент + суффикс -ств-). Традиционный принцип русской орфографии предполагает запоминание написания корней слов. По традиции пишутся окончания -ого (-его) прилагательных, местоимений, причастий, порядковых числительных в форме родительного падежа единственного числа. Современные представления о ведущем принципе русской орфографии сводятся к тому, что русское письмо — письмо по сильной позиции, когда звук наиболее слышим, для гласного сильная позиция — позиция под ударением: дома́, потому что дом. Для согласных — перед гласным или перед сонорными согласными м, н, л, р: чеснок, потому что чеснока; водопровод, потому что водопроводный. Такой принцип — принцип слабой и сильной позиции орфографии называется фонематическим (от слова «фонема» звук-смыслоразличитель). - Какие же принципы русской орфографии вы выделили? | Слушают учителя. - Нет, не допустимо. Как пишет человек - с ошибками или без них, - характеризует его как личность: правильное письмо - показатель общего развития и общей культуры человека. - Очень трудно читать безграмотную речь. Внимательно слушают сообщение одноклассника. Выявляют главные моменты из темы принципы русской орфографии. -фонетический -морфологический -традиционный | Логические (П.), Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.), Смыслообразование (Л.), Общеучебные (П.) |
6) Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. (8 минут) | - Опираясь на полученные знания, выполните самостоятельно следующее задание: Распределить слова в 3 группы: 1. С традиционным написанием. 2. По фонетическому принципу. 3. Отступления от морфологического принципа, связанные с историческими чередованиями. (с,з)держивать, бе..различный, без..нициативный, з..рница, р..сток, бе..правный, раз..грать, сверх..нтересный, рю..зак, ни..вергать, о..править, и(з,с)бавить, от..скать, пл..вец, отр..сль, бе..крайний, зам..рать, бл..стеть, к..бинет, фу..бол, выл..жить, окрес..ность, г..релый, (с,з)боры, лотерейный б..лет. - После урока тетрадь с этим заданием на проверку сдают 3 ученика. | 1. С традиционным написанием: сдерживать, рюкзак, отправить, кабинет, футбол, сборы, окрестность, билет; 2. По фонетическому принципу: безразличный, безынициативный, бесправный, разыграть, сверхинтересный, низвергать, избавить, 3. Отступления от морфологического принципа, связанные с историческими чередованиями: зарница, росток, пловец, отрасль, замирать, блестеть, выложить, горелый, | Смыслообразование (Л.), Общеучебные (П.), Контроль (Р.), Оценка (Р.) |
7)Этап включения в систему знаний и повторения. (5 минут) | - Закончить наш урок я хочу словами Л.В.Щербы: «Писать безграмотно – это посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе». - Желаю вам всегда писать правильно. Закрепить полученные навыки вам поможет выполнение домашнего задания. | Слушают учителя. | Общеучебные (П.), Смыслообразование (Л.) |
8)Этап рефлексии учебной деятельности. (3 минуты) | - Домашнее задание: Подберите по 3-4 примера, иллюстрирующих основные принципы русской орфографии. | Слушают учителя, записывают домашнее задание в дневники. | Общеучебные (П.) |