Просмотр содержимого документа
«Основные принципы создания авторской рабочей тетради для слабоуспевающих учащихся.»
МБОУ СОШ №1 пос. Березовка г. Хабаровска
Методические рекомендации
Создание рабочей тетради для слабоуспевающих учащихся
Автор: учитель истории Сиводед Ю.А.
Хабаровск 2016 г.
Какие задачи решает рабочая тетрадь для слабоуспевающих?
Создаются условия для работы с учащимися, имеющими затруднения в учебной деятельности;
Работа на каждом уроке;
Посильные задания;
Работа без двоек;
Повышается мотивация к обучению у слабоуспевающих детей, за счёт ситуации успеха, которую можно добиться с помощью заданий ориентированных на таких детей;
Создаётся возможность реально научить слабых учеников универсальным учебным действиям и основам предмета. Работа с текстом развивает способность не только читать, понимать текст, но и расширяет границы возможностей слабого ученика – выделять главное, видеть ответы на вопросы;
Создаётся возможность положительно оценивать труд слабоуспевающих учеников, так как посильные задания способны выполнять и слабоуспевающие учащиеся;
Создаётся возможность слабоуспевающему ученику выполнять домашнее задание без дополнительной подготовки. Правильно подобранные вопросы по учебнику в рабочей тетради позволят слабоуспевающему ученику не только не получить «2» за невыполненное домашнее задание, но и поработать с материалом прошлого урока, закрепить полученные знания;
Создаётся возможность работать со слабоуспевающим учеником в системе; Созданная рабочая тетрадь, с посильными заданиями по каждому параграфу поможет развивать память ученика и приучит его к систематической работе по предмету - работе на каждом уроке;
Созданная индивидуальная рабочая тетрадь вызывает интерес у слабоуспевающих учащихся своей необычностью, новизной и простотой. У ученика возникает стимул работать по предмету.
Основные принципы создания рабочей тетради.
Большинство рабочих тетрадей составлено на ученика, который обладает универсальными учебными действиями, умеет анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать. Может дать развёрнутый ответ на вопрос. Рабочих тетрадей для слабоуспевающих учеников нет. А значит можно самим заняться изготовлением такой тетради. Для этого необходимо соблюсти несколько важных условий:
1. Полное соответствие тем рабочей тетради темам параграфов учебника.

2. Последовательное изложение материала.
Вопросы в рабочей тетради должны быть построены таким образом, чтобы ученик смог отвечать на них по ходу чтения параграфа.
Например, текст 20 параграфа из учебника Ф. Михайловского «История древнего мира» 5 класс.
§20. Единое государство в Китае 1.Начало железного века в Китае. (1) Древнейшие государства в Китае возникли на берегах Хуанхэ в период бронзы (см. § 10). В VI (6) веке до н.э. китайцы начали обрабатывать железо…. Между китайскими царствами постоянно велись кровопролитные войны, разорявшие страну. (2)Раздробленный Китай не мог успешно обороняться от внешних врагов. Горестное положение Китая болью отзывалось в сердцах лучших людей страны. В VI (6) веке до н.э. мудрец по имени (3)Конфуций призывал китайцев к человечности и уважению старших. Он учил, что каждый человек должен наилучшим образом исполнять свои обязанности: |
Вопросы к 20 параграфу по учебнику Ф. Михайловского «История древнего мира»
3. Простота и примитивность заданий. Ответы на вопросы должны быть краткими. Для слабоуспевающего ученика на первом этапе достаточно будет задавать вопросы «Что?», «Кто?», «Где?», «Когда?», «Какой?» и т.д.


4. Опрос домашнего задания по вопросам рабой тетради.
Слабоуспевающий ученик нередко оказывается из неблагополучной семьи. И выполнение домашнего задания бывает для него невозможным, потому, что нет контроля со стороны родителей, нет помощи. Вот таким помощником и может стать рабочая тетрадь. Ответы на вопросы параграфа должны являться ключевыми, базовыми, которые слабоуспевающий ученик может попытаться заучить, а в силу простоты ответов это сделать будет легче.


(Первый пример – это отрывок из рабочей тетради по истории средних веков 6 класса по теме «Тяжкие времена»; второй пример – тест по теме «Тяжкие времена»)
Из представленных примеров видно, что вопросы теста полностью повторяют вопросы рабочей тетради, что даёт возможность слабоуспевающему ученику точно знать - что учить. И в конечном итоге получить положительную оценку.
5. Использование вопросов вместе с текстом.
Слабоуспевающие учащиеся часто приходят на урок без учебников. В этом случае можно использовать задания вместе с текстом. Текты берутся из учебника. Такие задания позволяют работать по теме домашнего задания или по новой изучаемой теме без учебника.
Например, отрывок из рабочей тетради для 7 класса по истории России

Виды заданий для слабоуспевающих учащихся.






О результатах…
Рабочая тетрадь для слабоуспевающих учеников не сделает из двоечника отличника. Но она поможет ребёнку, который испытывает трудности в обучении, преодолевать эти трудности и не боятся идти на урок.
Приложение
Примеры авторской рабочей тетради




