СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Основные признаки существительного»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Основные признаки существительного» Цель урока: систематизация материала: 1.Определение места морфологии среди других разделов курса. 2.Повторение системы частей речи, а так же морфологические признаки, свойственные имени существительного. 3.Определять синтаксическую роль существительного в предложении.

Просмотр содержимого документа
««Основные признаки существительного»»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

В 10 КЛАССЕ



ТЕМА:

«Основные признаки

имени

существительного»

(адыгейский язык + русский язык)













Подготовила: учитель адыгейского языка и литературы

МБОУ СОШ №5 п.Яблоновский

Хут Х.Н.







п. Яблоновский, 2014 год

Тема: «Основные признаки существительного»

Цель урока: систематизация материала:

  1. Определение места морфологии среди других разделов курса.

  2. Повторение системы частей речи, а так же морфологические признаки, свойственные имени существительного.

  3. Определять синтаксическую роль существительного в предложении.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Фронтальный опрос

а.) Что такое морфология? (Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.)

- Сыда морфологием зэригъашIэрэр? (Морфологиер бзэшIэныгъэм иедзыгъоу бзэ гущыIэхэр, ащ яшъуашэхэр ыкIи грамматическэ мэхьанэу яIэхэр зэзгъашIэрэр ары.)

б.) Сколько частей речи в русском языке и на какие группы делятся они? (В русском языке десять частей речи. Они делятся на знаменательные, служебные и междометия.)

- Адыгабзэм бзэ гущыIипшI иI. Бзэ гущыIэхэр щэу гощыжьыгъэх: бзэ лъэпсэ гущыIэхэр, бзэ IэпыIэгъу гущыIэхэр, междометиер.

в.) Что характеризуют знаменательные части речи? Части речи характеризуют

- общее значение

- морфологические признаки

- синтаксическая роль.

- Бзэ лъэпсэ гущыIэмэ пкъыгъор, нэшанэр, хъугъэ-шIагъэр къагъэлъагъо.

-Морфологическэ нэшанэхэр иIэх.

-ГущыIэухыгъэм членэу къыхэфэх.

г.) Чем отличаются знаменательные части речи от служебных? (Знаменательные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются членами предложения; служебные не имеют лексического значения и не являются членами предложения, имеют грамматическое значение).

- Бзэ IэпыIэгъу гущыIэхэр – ахэр гущыIэлъыкIохэр, зэпххэр, гущыIэгъусэхэр ары.

Бзэ лъэпсэ гущыIэмэ атекIэу, ахэмэ пкъыгъомэ, нэшанэмэ, хъугъэшIагъэмэ, пчъагъэмэ ацIэ къыраIорэп ыкIи гущыIэухыгъэм членэу къыхафэхэрэп.


3. Значение и грамматические признаки имени существительного.

Части речи Общее Морфологические Синтаксическая

значение признаки роль

Имя существительное предмет Н.Ф.: им.п., ед.ч. подлежащее

Кто? Что? П.п.: собств. или дополнение

нариц.;одуш. или не согласованное

неодуш., род, определение

склонение.

Н.п.: падеж, число обстоятельство,

приложение

именная часть

сказуемого.


Бзэ гущыI Ащ имэхьан Морфологическэ Синтаксическэ

нэшанэхэр пшъэрылъыр


ПкъыгъуацI Пкъыгъор 1. УблэпIэ шъуашэр пкъыгъуацIэр

хэт? сыд? (цIэеIо падежым, нахьыбэрэ

зы пчъагъэм итыр). подлежащэу,

2. Зыпкъ ит нэшанэхэр: дополнениеу ыкIи

а) пкъыгъоцIэ къызэ- обстоятельствэу

рыкIу е пкъыгъоцIэ унай; гущыIэухыгъэм

б) цIыфыр къекIы е къыхэфэх.

нэмыкI пкъыгъо къекIы

в) пкъыгъо гъэнэфагъ,

е мыгъэнэфагъ;

г) пкъыгъор зэрзэокIрэр

(гъэнэфэгъэ зэокIын е

мыгъэнэфэгъэ зэокIын).

3.Зыпкъ имыт нэшанэхэр:

а) падежыр; пчъагъэр.


Книга делает человека хозяином.

4. Работа с предложением.

Найти существительное, указать какими членами предложения являются.

-Книга делает человека хозяином вселенной.

( Подлежащее, выраженное существительным.)

- Вся жизнь человека оседала в книге.

(Дополнение с предлогом.)

- Книга – хранилище знаний.

( Именная часть составного сказуемого.)

- Сырость от земли начинала холодить бок.

( Несогласованное определение.)

- Над седой равниной моря ветер тучи собирает.

( Обстоятельство места.)

- Не забудет народ – победитель беззаветных героев своих.

( Приложение – существительным.)


ГущыIэухыгъэмэ Iоф адэшIэгъэныр.


ПкъыгъуацIэр къэгъот ыкIи гущыIэухыгъэм членэу къызэрэхафэрэр къаIо.

1. Тхылъыр-шIэныгъэм иIункIыбз.

(Тхылъыр-подлежащ).

2.КIэлэегъаджэм тхылъыр (сыд?) къштагъ.

(Тхылъыр-дополнение).

5. Орфографическая работа.

Крутизна, кривизна, учитель, читатель, нежность, доброта, велосипедист, докладчик, строитель.

Морфологический разбор: докладчик.


Тамыгъэу ящыкIагъэхэр хэжъугъэуцожьхэзэ, тешъутхыкI.


К…ымаф,къэгъагъ,к…алэхэр,г…атхэ,х…упхъэ,ш…эныгъ, тыгъуж… .

ГущыIэу кIалэхэр зыфиIорэр зэрзэхэтымкIэ къызэхэф.


6. Запись предложений.

В данных предложениях заменить прямые дополнения словами, форма которых совпадает с формой им.п. Члены предложения подчеркнуть, обозначить падеж существительных.

- Журналист написал статью для газеты.

- Шофер остановил машину.

- Ученик прочитал на утреннике сказку.

- Вскоре туристы увидели реку.

- После обеда Валя съела грушу.

- Наташа быстро распахнула калитку.

- Зина оставила на столе книгу.

- В темноте Катя не сразу нашла свою улицу.

- На углу улицы Вера ждала брата.

- У крыльца собака грызла косточку.

Къэтыгъэ гущыIэухыгъэхэм член шъхьаIэу ахэтхэм акIэжъугъэтхъ, пкъыгъуацIэхэр падежэу зэрытхэр къэжъугъэнаф.

1. Тэ Адыгэ Республикэм тыщэпсэу.

2. Къалэу Мыекуапэ псыхъоу Шъхьэгуащэ Iус.

3. Къалэр къэзгъэдахэрэмэ зэу ащыщ Правительствэм и Унэ.

4. Пшъашъэхэр мэгыкIэх.

5. Мурат тхылъым еджэ.

6. КIэлэцIыкIухэр еджапIэм макIох.

7. КIэлэегъаджэм къыIуатэрэр лъэшэу гъэшIэгъоныгъ.


7. Грамматические задачи.

- Определить одушевленные и неодушевленные следующие имена существительные.

Кукла, берёза, лошадь, рыба, петух, покойник, труп, читать «Мать», мать, комбайн, трактор, тракторист.

- Подобрать существительные, являющиеся собственными и одновременно нарицательными.

Роза, орёл, вера, надежда, любовь, лилия.

- Определить род следующих существительных:

а). Левша, умница, белоручка, плакса, невежда, неряха, недотрога, соня, задира;

б). Дядя, юноша, мужчина, мальчишка, зайчишка;

в). Молодёжь, юность, любовь, власть, мебель, ткань.

- Образовать множественное число от данных существительных:

курица, колос, хозяин, человек.

- Название, какого животного состоит из двух противоположных по смыслу предлогов?

- У каких существительных нет падежных окончаний?

- Анаграмма «Профессии» из букв, состоящих фамилию и имя, образовать новое слово, обозначающее профессию:

Егоров Платон, Ометин Захар, Ретер Иван, Марек Архип.

- «Забавные перестановки».

Придумать слова. Затем путем перестановки в них букв получить новые слова.

- Игра «Крайние буквы».

Даны первая и последняя буквы слова, например:

к…а. Придумать слова с указанным числом букв.

1. Мы гущыIэхэм къахэгъэщых псэ зыпыт пкъыгъуацIэхэмрэ псэ зыпымыт

пкъыгъуацIэхэмрэ.

КIалэ, къэгъагъ, урам, тхылъы, еджакIу, комбайнёр, лIыжъы, лётчик.

2. ГущыIэхэм афэгъэуцу хэт? е сыд?

Ны, чэтыу, пчъэ, баджэ, кIэлэцIыкIу, къэлэм, тучан, еджапI.

В отличие от русского языка, в адыгейском языке категория рода отсутствует.

3. Мы гущыIэхэр бэ пчъагъэм ижъугъэуцох:

бзыу, къошын, тхылъ, лагъэ, цIыфы.

4. ГущыIэу Бжыхьэкъоежъ зыфиIорэм гущыIэ хьазырхэр къыхех.


8. Диктант с элементами занимательности

«Подскажи словечко».

Ждем мы лето. Лето – это океан тепла и … Носит мама – кенгуру в тёплой сумке детвору. А ребятки – кенгурятки целый день играют в …

КъашIэх хырыхыхьэхэр.

1. Уеплъымэ къыоплъыжьы.

2. Зыл IэшIоу зишIу щыпсыр.

3. ЛIыжъ цIыкIу щыгъу бэшх.


9. Игра по теме «Почта».

В течении 3-5 минут назвать существительные по данной теме и записать их в три столбика по родам, указать склонение существительных.

ГущыIэхэр зэдзэкIых, упчIэхэр афэгъэуцух.


Унэ, уты, къалэ, тхьаркъу, мэзы.


10. Подведение итогов урока, выставление оценок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!