Основные пути и методы развития навыков самостоятельности, самоконтроля и самооценки собственной деятельности воспитанников
Выступление на МО19.01.2015г. Журавлёва Е.А.
Понятие о методе воспитания. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
В динамическом педагогическом процессе приходится решать множество разнообразных задач воспитания. Все они являются задачами социального управления, так как направлены на гармоничное развитие личности, поэтому эффективность решения задач воспитания зависит от того, на сколько грамотно воспитатель спрогнозирует конечный результат воспитания, продумает путь его достижения и подберет необходимые методы воспитания .
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ – это
1.способ профессионального воздействия воспитателя на воспитанника с целью решения воспитательных задач;
2.научно-обоснованный способ педагогически целесообразного взаимодействия с детьми, организации и самоорганизации их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимуляция деятельности и самовоспитания.
Отличительные признаки методов воспитания:
1.Каждый метод воспитания – это особым образом организованная педагогическая деятельность, направленная на решение конкретных задач.
2.Метод обусловлен объективными социальными и природными свойствами человека, его психики.
3.Методу присуща специфическая педагогическая функция, связанная с его возможностями в решении определенного круга задач.
4.Оказывая влияние на формирование личности в целом, метод воспитания доминирует в развитии, изменении, устранении лишь определенных качеств.
Методы воспитания и приемы взаимосвязаны и могут переходить друг к другу. Например: беседа является самостоятельным методом формирования сознания, взглядов, убеждений, но может быть приемом в реализации метода приучения.
В единстве с методами и приемами воспитания применяются средства воспитания: различные виды деятельности (игровая, учебная и т.д.); предметы, произведения материальной и духовной культуры.
В процессе решения задач воспитания используются разнообразные методы, что требуют знания их классификации. Методы воспитания:
1.Методы формирования сознания (рассказ, объяснения, разъяснения).
2.Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнения, поручения и т.д.).
3.Методы стимулирования (наказание, поощрение, соревнования).
4.Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
5.Методы самовоспитания.
Помня о многообразии методов воспитания важно понимать, что в реальном педагогическом процессе они реализуются во взаимодействии.
Важную роль в выборе методов воспитания играют, адекватно их специфики, виды влияния, которые являются механизмом воздействия воспитателя на воспитанника.
Влияние – это форма осуществления функций воспитателя, его деятельность в едином процессе социального воздействия, приводящая к изменению каких-либо индивидуальных особенностей воспитанников, их поведения, сознания.
Виды влияния:
1.направленное – воздействие воспитателя на определенных детей или конкретные качества, поступки:
а) прямое – непосредственное проявление воспитателем своей позиции и связанных с ней требований к воспитаннику.
б) косвенное – воздействие, направленное не на объект влияния, а на окружающую его среду.
2.ненаправленное – воздействие не нацелено на определенный объект.
Виды влияния:
1.индивидуально-специфическое – воздействие воспитателя, выражающееся в передаче воспитанникам еще не освоенных ими образцов поведения, в которых выражаются его индивидуально-психологические качества.
2.функционально-ролевые – воздействие воспитателя во взаимодействии с воспитанниками, выражающееся в выполнении присущих воспитателю функций через ролевые способы поведения, раскрывающая те или иные социальные ценности, поступки, качества и т.д.
Названные виды влияния реализуются с помощью определенных способов влияния (механизмов воздействия в воспитании).
Способы влияния:
1.Убеждение – это логически аргументированное воздействие воспитателя на рациональную сферу сознания воспитанника. Цель: создание, усиление, изменение взглядов, мнений, оценок и т.д. у воспитанника с тем, чтобы он принял точку зрения убеждающего и следовал ей в своей деятельности. Убеждение всегда включает в себя определенную систему доводов, аргументов, которые обосновывают выдвигаемые пожелания. Особенностью убеждения является то, что степень убеждающего воздействия зависит от степени заинтересованности в этом воспитанника.
2.Внушение – это механизм воздействия воспитателя на сознание воспитанника, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого, при отсутствии целенаправленного, активного его понимания. Направлено на снятие своеобразных барьеров на пути к новым сведениям, способов, действий, аргументация заменяется констатацией внушаемого. Особенность заключается в его направленности не на логику и разум, а на готовность воспитанника получить инструкцию, распоряжение, указание.
3.Заражение – это общественно психологический механизм воспитания, выражающий бессознательную подверженность воспитанников эмоциональному воздействию воспитателя в условиях непосредственного общения с ним. Осуществляется через передачу психологического настроя. Эффект заразительности определяется не только силой эмоционального заряда, но и самим фактов межличностного взаимодействия.
4.Подражание – это способ усвоение традиций общества, механизм сознательного или бессознательного усвоения воспитанниками опыта воспитателя (манеры, стиль поведения, привычки и т.д.). Подражание это следование примеру или образцу, который проявляется в повторении одним человеком поступков других людей, копировании их отдельных черт.
Возрастные особенности подражания: от рождения и до поступления в школу объектами подражания выступают взрослые, глядя на которых ребенок учится действовать в мире предметов.
Методы контроля, самоконтроля и самооценки.
Управление процессом воспитания невозможно без обратной связи, которая несет информацию о его результативности. Оценка эффективности воспитательного процесса предполагает изучение деятельности и поведения воспитанников.
Показателями эффективности воспитания могут быть:
1.степень участия школьников во всех основных видах деятельности соответствующих их возрасту и результативности этой деятельности.
2.характер общения учащихся и их взаимоотношения.
3.информированность школьников в области нравственной, культурной и других сферах.
Ни один из названных показателей не может применяться изолированно, так как невозможно разделить сознание, действие, поведение и общение личности.
Методы:
1.Педагогическое наблюдение за учащимися.
2.Беседа, направленная на выявление уровня воспитанности.
3.Опрос.
4.Анализ результатов общественно-полезной деятельности.
5.Создание ситуаций для изучения поведения.
6.Анализ деятельности органов ученического самоуправления.
Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным восприятием деятельности, поведения, общения личности в целостности и в динамике.
Для обеспечения успешности наблюдение должно быть целенаправленным, систематическим, развертываться в соответствии с определенной программой изучения личности, конкретные критерии оценки уровня воспитанности.
Беседа помогает выявить степень информированности учащихся в области нравственных проблем, норм и правил поведения. Выявить их причины. Беседа позволяет фиксировать мнения, высказывания учеников, несущие информацию о мнении учащихся, их отношение друг к другу.
Психологические опросники позволяют выявить характер отношений между учениками в коллективе, обнаружить возникающие конфликты и принимать меры по их разрешению.
Сознательное включение учащихся в определенные виды деятельного общения позволяет выявить те или иные стороны и качества воспитанников по их непосредственному проявлению в деятельности.
О результативности воспитания свидетельствуют:
1.Сформированность у учащихся основ мировоззрения.
2.Умение оценивать события, происходящие в стране и за рубежом.
3.Усвоение норм морали.
4.Знание и соблюдение законов, в том числе правил для учащихся.
5.Общественная активность, коллективизм.
6.Участие в ученическом самоуправлении.
7.Инициатива и самодеятельность воспитанников.
8.Эстетическое и физическое развитие.