СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы безопасного выполнения физических упражнений

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основы безопасного выполнения физических упражнений»






ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Божина Валентина Викторовна





Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.4.2.-1178-02). Утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25.11.2002 г. обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями или иными хозяйственными субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами. Физкультурно-спортивная зона должна размещаться на расстоянии не менее 25 метров от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений. Не допускается располагать ее со стороны окон учебных заведений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также для проведения секционных, спортивных занятий и оздоровительных мероприятий. Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле – травяной покров.

Площадки нельзя размечать канавками, устраивать на них деревянные или кирпичные бровки. Не менее чем на 2 метра вокруг площадок не должно быть столбов, заборов, деревьев, которые могут оказаться причиной травм. Беговые дорожки должны иметь ровное покрытие без бугров и впадин. За линией финиша дорожка должна продолжаться не менее 5- 8 м. Прыжковая яма должна быть заполнена взрыхленным песком на глубину не менее 40 см. Оборудование на физкультурной площадке размещается по ее периметру и может быть следующее: лестница вертикальная, размещенная в виде одной линии или устроенная в виде вышки с площадкой наверху, бревна со стесанным верхом, заборчик с вертикальными перекладинами, лотки для скатывания мячей, ворота для подлезания, шведская стенка высотой 100, 130, 250 см, стенка отбойная для упражнений с мячами, стенка сплошная для лазания и перелезания, бревно горизонтальное и наклонное, цели для метания, мостик-качалка, перекладина (низкая – высота 80 см, средняя – 100 см, высокая – 150 см), рукоход дугообразный, бум разновысокий, балансир качающийся. По краю площадки располагают яму с песком для прыжков, беговую дорожку (почвенную или резинобитумную) протяженностью до 40 м, полосу препятствий.

Запрещается проводить занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины.

Спортивный зал следует размещать на первом этаже в пристройке. Его размеры должны предусматривать выполнение полной программы по физическому воспитанию обучающихся и возможность внеурочных спортивных занятий

Занятия физическими упражнениями наряду с многообразными положительными воздействиями нередко сопровождаются различными травмами. Предупреждение травматизма на физкультурных занятиях должно заключаться в преодолении обусловливающих его причин. Использование средств профилактики позволяет свести к минимуму вероятность травматизма. Для успешной реализации профилактических мер необходимо иметь четкое представление о причинах и условиях возникновения всевозможных травм и научиться оказывать своевременную эффективную помощь. Чтобы не допустить травматизма на занятиях физическими упражнениями необходимо:

  1. Продумать организацию и методику проведения физкультурных занятий.

  2. Соблюдать санитарно-гигиеническое состояние мест занятий.

  3. Пользоваться только исправным оборудованием и инвентарем.

  4. Следить за соответствием одежды и обуви условиям занятий и выполняемым упражнениям.

  5. При выполнении учащимися  упражнений на снарядах возле спортивного оборудования не должно быть каких-либо посторонних предметов.

  6. Постепенно повышать физическую нагрузку.

  7. Учитывать индивидуальные особенности и возможности учащихся.

  8. Не позволять детям самовольно переносить тяжелое оборудование.

Страховка и помощь учащимся при выполнении физических упражнений позволяют не только успешно решать задачи овладения техникой движений, но и избегать травм. Под страховкой понимается готовность педагога своевременно оказать помощь исполнителю упражнения в случае неудачной попытки. К основным приемам страховки относятся:

-знание техники и понимание особенностей структуры физического упражнения;

-правильный выбор места расположения страхующего в соответствии с наиболее трудными и опасными элементами упражнения;

-не осуществление страховки, стоя на каком либо предмете;

-обязательное применение страховки на начальных этапах освоения упражнения.

В отличие от страховки помощь учащимся предусматривает: поддержку, подталкивание, «проводку» ребенка по траектории исполняемого движения. Страховка и помощь при выполнении физических упражнений взаимосвязаны. Умелое и своевременное использование приемов помощи и страховки сокращает сроки обучения и помогает детям преодолевать психологический барьер (страх).

При самостоятельном выполнении учащимся упражнения решающее значение приобретает самостраховка. К приемам самостраховки относится умение ребенка вовремя прекратить выполнение упражнения или видоизменить его так, чтобы избежать получения травмы. Особенно большое значение самостраховка имеет при выполнении учащимся акробатических упражнений.

Правила техники безопасности в спортивном зале и на спортивной площадке. Основные требования техники безопасности связаны с требованиями к состоянию физкультурного зала, окружающего пространства спортивной площадки, к состоянию спортивного оборудования и инвентаря, а также к особенностям организации физкультурных занятий. Физкультурный зал должен быть достаточно просторным, светлым, хорошо проветриваемым. Температура воздуха должна находиться в пределах +17 - +18 градусов, относительная влажность – 40-55%. Для обеспечения этих параметров рекомендуется занятие проводить при открытой фрамуге, в перерывах между занятиями осуществлять сквозное проветривание (длительностью до 5 минут). Для осуществления контроля за воздушным режимом физкультурного зала на его внутренней стене на высоте одного метра от пола следует повесить термометр. Освещенность физкультурного зала должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам (200 лк. на уровне 0,5 м от пола). Осветительная аппаратура должна обеспечивать равномерный рассеянный свет. Все розетки и электровыключатели должны быть закрыты, плафоны электроосвещения и окна зарешечены. Цветовое оформление физкультурного зала не должно быть слишком ярким. Это может стать причиной перевозбуждения детей. Яркие цвета допустимы при окраске предметов, которые периодически меняются и должны привлекать к себе внимание учащихся. Пол спортивного зала должен быть ровным, упругим, хорошо покрашенным. Это позволяет быстро и качественно производить влажную уборку. К началу занятия пол должен быть обязательно сухим. Мокрая поверхность пола часто является причиной тяжелых травм. Уборка спортивного зала проводится влажным способом перед каждым занятием. В физкультурном зале размещается крупное оборудование (гимнастическая стенка, канаты, шесты, гимнастические скамейки, доски, лестницы с зацепами, бумы, тренажеры) и мелкий инвентарь для выполнения физических упражнений (мячи разного диаметра, мешочки с песком, обручи, скакалки, гимнастические палки, булавы и т.п.). Оборудование должно быть расположено так, чтобы учащиеся могли свободно подойти к нему. При выполнении упражнений на спортивном оборудовании полы под ними должны быть покрыты гимнастическими матами, уложенными с плотной стыковкой. Чтобы избежать расплющивания у учащихся стопы при спрыгивании с высоты, в целях улучшения амортизации на пол следует класть два поролоновых мата толщиной 10 см каждый, а учащимся необходима поддержка учителя. Все оборудование и инвентарь должны быть проверены и приведены в безопасное и приемлемое в санитарно-гигиеническом отношении состояние. Отдельные виды оборудования, а также мелкий инвентарь, кроме физкультурного зала, должны храниться в специально отведенном для этого помещении. К оборудованию, которым пользуются учащиеся, предъявляются следующие требования: все оборудование должно быть надежно закреплено, а пособия и предметы установлены и размещены с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения; размеры оборудования должны соответствовать антропометрическим показателям ребенка (длине тела в положении стоя, сидя, длине ног, рук, объему грудной клетки); на занятиях используется только исправное и безопасное оборудование; должно иметь место достаточное количество разнообразного оборудования и инвентаря для всех учащихся ; запрещается использование оборудования и инвентаря, предназначенного для взрослых.

Преподаватель физкультуры должен:

-соблюдать принципы доступности, последовательности при обучении учащихся и соответствия даваемых упражнений и нагрузок учебной программе;

- проводить разминку согласно времени, отведённому на неё;

- снизить нагрузку или увеличить время отдыха при появлении у учащихся признаков утомления;

- обеспечивать страховку при выполнении учащимися различных технических элементов;

- следить за выполнением учащимися инструкций, правил поведения на уроке физкультуры и принимать решение об отстранении учащихся от участия в учебном процессе за грубое или систематическое их нарушение.















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Велитченко В.К. Физкультура без травм. Просвещение, 1993.

  2. Вестник образования. 1999. Ноябрь.

  3. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений. Санитарные правила и нормы СаН ПиН 2.42.576.

  4. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. Владос, 1999. 5. Инструктивное письмо Минпроса РСФСР от 25.08.77 г. ¹ 379—м «Об акте приема готовности школы к новому учебному году».

  5. .Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 24.12 2007 г. 8. Федеральный закон РФ от 17.07.99 ¹ 181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ».

  6. Охрана труда в образовательных учреждениях (Сборник инструкций по охране труда 1999 г.); Инструкция по охране труда при проведении занятий по гимнастике, легкой атлетике, плаванию, спортивным играм, при проведении соревнований, при проведении занятий в тренажерном зале.

  7. Памятка по технике безопасности при организации и проведении физкультурно-оздоровительной, учебной и внеклассной работы в общеобразовательных школах.

  8. Положение о службе охраны труда в системе Министерства образования РФ от 27.02.95 ¹ 92.

  9. Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах. 19.04.79.

  10. Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах: Сборник приказов Минпроса РСФСР ¹ 10. 1980 г.

  11. Приказ Минздрава и Минобразования РФ от 30.06.92, 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях // Вестник образования. ¹ 8. 1992.

  12. Техника безопасности на уроках физкультуры. М.: СпортÀкадем Пресс, 2001. 94 с. 45

  13. Меры безопасности на уроках физической культуры: Учебно-методическое пособие / В.Ю. Давыдов, Т.Г. Коваленко, П.А. Киселев, Г.Н. Попова. ≈ Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003.- с.68