СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Основы безопасности на улице и дома"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подвести детей к пониманию того, что безопасность прежде всего зависит от их поступков.

Просмотр содержимого документа
«"Основы безопасности на улице и дома"»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа им. Г. И. Марчука р.п. Духовницкое

Духовницкого района саратовской области»













Классный час

на тему «Основы безопасности на улице и дома»










Классный час разработан

Талановой Натальей Алексеевной,

учителем начальных классов

МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое

Духовницкого района Саратовской области»

для обучающихся 4 класса




2021 – 2022 учебный год




Цели занятия:

  • подвести детей к пониманию того, что безопасность прежде всего зависит от их поступков;

  • ознакомить с основами безопасности на улице в темное время суток;

  • подготовить детей к выходу из ситуации, если на улице к нему подходит незнакомец и пытается куда – то заманить;

  • предупредить возможные опасные ситуации, если ребенок находится в доме один.


Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация – сопровождение урока, буклеты.


Ход занятия


1.Организационный момент.


- Здравствуйте ,ребята! Я рада всех вас видеть. Мне нравится, когда вы улыбаетесь при встрече со мной, и мне нравится улыбаться вам в ответ. А это значит, что вместе нам хорошо. И мы с нетерпением ждем встречи друг с другом.


2. Вводное вступление.


- Ребята, вы часто слышите слово «безопасность». Какие ассоциации у вас вызывает это слово? (дети делятся своими мыслями.)

- Почему, как вы думаете, с некоторыми людьми часто происходят какие – то неприятности, а у других жизнь проходит более спокойно? (Ответы детей.)

- Действительно, чтобы с тобой не происходили печальные события, необходимо контролировать себя и свои поступки. Вообще все правила безопасности сводятся к одному короткому слову НЕ:

НЕ задерживайся на улице по дороге из школы.

НЕ играй на улице, когда темно.

Не впускай незнакомца в дом.

НЕ ходи никуда с незнакомым человеком.

НЕ знакомься на улице.

НЕ привлекай к себе внимания.

(Дети могут составить сами фразы, опираясь на собственный опыт.)

- Почему порой бывает трудно соблюдать эти правила, как вы объясните? (По каждому правилу дети предлагают ситуации, когда это правило приходится нарушать: по дороге из школы на улице встретил друзей, и они уговорили поиграть в соседнем дворе, вы не смогли отказаться; незнакомый человек сказал, что он слесарь и его вызвала в дом мама, так как неисправен кран, вы ему поверили, потому что действительно кран неисправен и так далее.)

- Сейчас очень трудное время и часто мы попадаем в ситуации, из которых непросто выйти. Как из таких ситуаций можно выйти с минимальными потерями мы и поговорим сегодня.




3. Темная улица и безопасность.


- Начнем с темной улицы. Вы должны помнить главное правило – темная улица не для маленьких детей. Но если случилось так, что вы оказались одни на темной улице по каким – то причинам, должны знать о том, что существуют способы самозащиты при нападении преступников.

- Первый принцип самозащиты – выбирайте маршрут к дому не короткий, а безопасный. Второй важный принцип – вы должны досконально знать дорогу.

- Какие предметы можно носить с собой на всякий случай? И как их можно применять? (Фонарик, мобильный телефон, свисток …)

- Прогнозировать развитие событий, хотя бы на 2 – 3 минуты – это одно из правил школы выживания. Освойте несколько приемов самообороны, не пожалейте времени довести их до автоматизма. Если, к счастью, никогда не придется их применять, уверенности в себе у вас наверняка прибавится.

- Не будьте слишком самоуверенны, не начинайте вести себя вызывающе.

- Старайтесь подавить противника психологически.

- Говорите с ним смело, не теряйтесь, не дайте запугать себя.

- Можно оказать психологическое давление. Пусть поверит преступник, что вы ждете папу или взрослого родственника, или ищете собаку. Надо строгим голосом показать, что вы не боитесь и сказать как можно страшнее: «Рекс! Барс! Ко мне!» Или подбежать к любому дому (так, как будто это ваш дом) и крикнуть под окнами: «Папа»!

- Как получить помощь со стороны? В первую очередь надо привлечь к себе внимание. (Ребятам задаются вопросы, они пытаются на них ответить, потом выбирается правильный ответ.)

Что лучше всего кричать, чтобы на тебя обратили внимание? (Пожар!)

Что можно сделать, пробегая мимо автомобиля? (Ударить по нему, чтобы заработала сигнализация.)

Вы пробегаете мимо группы людей, ваши действия. (Лучше врезаться в эту группу.)

А если вы пробегаете мимо витрины? (Ударить по стеклу, чтобы заработала сигнализация.)

Как можно еще привлечь к себе внимание? (Выслушать предложения ребят.)


4. Безопасность на улице.


- Ребята, попробуйте расшифровать текст – предупреждение:


ы=и

Берег + ' высь нет ' + знак + ' комета ''' + ''' улица!


(Берегись незнакомца!)


Мама Глеба на работе.

Вдруг к нему подходит тетя:

« На, конфетку, дорогой,

В зоопарк пойдем с тобой!»

- Оцените эту ситуацию. Как бы вы поступили? (Ответы детей. Выводы.)



Мальчик с тетей не пошел.

Это очень хорошо!

У чужих людей не надо

Брать конфет и шоколада!

В зоопарк, в кино, в поход

Нас учитель поведет.

Забывать никак нельзя,

Кто – враги, а кто – друзья.


Игра «Закончи стихотворение»:

Каждый грамотный ребенок

Должен твердо знать с пеленок:

Если вас зовут купаться,

В телевизоре сниматься,

Обещают дать конфет,

Отвечайте твердо:… («НЕТ!»)


Вам предложат обезьянку,

Или даже денег банку,

Или даже в цирк билет –

Отвечайте твердо:… («НЕТ!»)


Позовут лететь к Луне,

Покататься на слоне…

Есть на все простой ответ,

Ты ответить должен:… («НЕТ!»)


- Давайте поговорим о том, как поступать, если вы понимаете, что вас пытаются куда – то заманить…

На улице к вам подходит незнакомый человек (мужчина, женщина, твой сверстник) и предлагает вместе посмотреть интересный фильм, покататься на машине, зайти в кафе, что – то купить «по дешевке», посмотреть котят. Спросите себя: зачем он это делает? Потому что любит детей и вы ему нравитесь? Или хочет увести вас из людного места в подъезд или подворотню, затащить в машину, имея какие – то плохие намерения?

- Запомните! Никогда нормальный и порядочный незнакомый взрослый человек не будет вас куда – то звать без родителей: ни в спортивную секцию, ни в балетную школу, ни в музей, ни в зоопарк, ни к себе на работу поиграть на компьютере…

- Конечно, самое надежное – вообще не вступать в разговоры с незнакомцем, лучше отойти в сторону. Очень часто детей пытаются поймать на хитрый крючок: «Ага, так ты боишься, испугался, да?» Вы должны раз и навсегда понять, что смелость и глупость – вещи разные.

- Никогда не разрешайте незнакомому человеку прикасаться к вам. Умейте сказать «нет» любому, кто вызывает у вас подозрение, причиняет вам боль или вред. Прервать нежелательные действия постороннего можно, убежав от него или громко позвав людей на помощь.


Из милицейской хроники: сорокалетний водитель предлагал ребятам возможность заработать: « Я научу вас, как можно открыть легковую машину, что найдете – пополам. Этот преступник сажал мальчиков в свою машину, приказывал спрятаться на заднем сиденье (говорил, что для конспирации). Больше ребят никто не видел.


- И, наконец, последнее: если все – таки над тобой совершено насилие – немедленно расскажи об этом родителям. С этой минуты ты будешь находиться под двойной защитой – родителей и милиции.

- Помни, что в случившемся нет твоей вины. Об этом необязательно сообщать всем, но поделиться своей бедой с самыми близкими тебе людьми, родителями, необходимо.


Ситуация. Вы увидели на улице на дороге пакет или красивую игрушку, или сотовый телефон, или небольшой чемоданчик. Как вы поступите? (Ответы детей)

Во дворе гулял Антон,

Чемодан увидел он.

Но сказала Катя строго:

«Чемодан, Антон, не трогай,

Открывать его опасно!

Это даже кошке ясно:

Можешь ты, его открыв,

Вызвать страшной силы взрыв!»

Ну, а кто тогда твой друг?

Оглянись, дружок, вокруг!



Восстановите пословицу: «… Бог бережет». (Береженого.)


Вставьте слова «друг» и «недруг» вместо многоточия:

«… - научит, … - проучит».

«Не всякий встречный - … сердечный».


- Как ты понимаешь пословицы: «Беда идет навстречу тому, кто ее ищет», «Не всякая находка – клад», «Берегись козла спереди, лошади сзади, а лихого человека со всех сторон», «Больше верь своим очам, нежели чужим речам», «Берегись бед, пока их нет»?


5. Минутка релаксации «Путешествие на облаке»


Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пуховых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овеивает ваше лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть ваше облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы, где сбываются ваши мечты.

Постарайтесь мысленно «увидеть» это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное.. (30 с).

Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало… Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе… Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.


6. Ты дома один.


- Часто приходится детям вашего возраста оставаться дома одним. Родители на работе или ушли за покупками, в поликлинику или в аптеку. Вас окружают родные стены, знакомые вам предметы, игрушки и книги. Настроение хорошее, но бывает, что его пытаются омрачить злые коварные люди. Мы не побоимся их назвать таким страшным словом, как «преступники», потому что цели и действия этих людей преступны. Узнав, что в квартире находится один ребенок или пожилой больной человек, они пытаются проникнуть в квартиру, чтобы совершить кражу. Мы должны помнить об этом и быть с такими людьми очень осторожными и предусмотрительными.


- Как же они могут узнать, что вы одни дома? (Выслушиваются мнения детей.)


- Да, они могут позвонить по телефону или в дверь и вежливым тоном вести беседу, из которой им становится ясно, кто в квартире. Поэтому никогда никому нигде не давайте информацию о том, одни вы дома или нет, сколько зарабатывают ваши родители, какие новые вещи появились в вашей квартире.


Ситуация. Звонок в дверь. Незнакомец говорит, что он плохо себя чувствует и просить дать ему попить воды.

- Как вы поступите? (Высказывания детей.)


Правила

  • Не открывайте двери дома незнакомцам. Привычка распахивать дверь на любой звонок может привести к трагедии.

  • При слове «монтер», «слесарь», «водопроводчик» скажите, что вы сейчас перезвоните в ЖЭК и спросите, кто этот монтер, слесарь, водопроводчик, которого не вызывали.

  • Почтальону предложите оставить письмо, телеграмму или другую доставку в почтовом ящике.

  • Папиным и маминым знакомым посоветуйте созвониться (при этом ни в коем случае не называйте номер телефона) и договориться о встрече с папой или мамой в то время, когда они все будут дома.

  • Не позволяйте себя разжалобить просьбами попить водички или перепеленать младенца, вызвать неотложку или другую службу. Именно на жалость бьют те, кто под любым предлогом пытается проникнуть в квартиру.


Игра «Закончи стихотворение»

Не пускайте дядю в дом,

Если дядя незнаком!

И не открывайте тете,

Если мама на работе.

Ведь преступник, он хитер,

Притворится, что (монтер).

Или даже скажет он,

Что пришел к вам (почтальон).

Он покажет вам пакет

(А под мышкой – пистолет).

Или он надел халат,

А под ним штук пять (гранат).

А за ним спешит «старушка»,

У нее в авоське (пушка).

В жизни всякое бывает

С тем, кто двери (открывает).

Чтоб тебя не обокрали,

Не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь,

Закрывай покрепче (дверь)!


Собери пословицу: «Верь», «запирай», «не всякому», «дверь», «крепче». («Не всякому верь – запирай крепче дверь».)


7. Самостоятельная работа обучающихся над плакатами.


Учитель может предложить детям придумать сюжет и самостоятельно нарисовать плакаты на тему «Безопасность на улице и дома». Затем можно организовать выставку детских рисунков.




Литература:



  1. Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Группа продленного дня: Конспекты занятий, сценарии мероприятий: 3 – 4 классы. М.:ВАКО, 2009.

  2. Жиренко О.Е., Яровая Л.Н., Барылкина Л.П. Внеклассные мероприятия: 4 класс. 3 – е изд., перераб. и доп. М.:ВАКО, 2007.

  3. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. М.:ТЦ Сфера, 2003.