Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Cредняя школа №1» города Смоленска
Рассмотрено на педагогическом совете протокол от ___ ______ 20__ №__ | Утверждаю Директор МБОУ «СШ №1» города Смоленска ___________ Н.А. Пронченкова приказ от ___ _______ 20____ №___ |
Внеурочная деятельность
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Основы безопасности жизнедеятельности»
2-а класс
Филяева Ольга Анатольевна
учитель начальных классов
учебный год
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности»
Планируемые результаты изучения
Личностные:
-овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся и меняющемся мире;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-овладение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-овладение навыками смыслового чтения текстов;
-овладение логическими действиями анализа, сравнения, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Предметные:
-знать общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Что такое авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие, какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, ураган, буря, смерч (примеры, последствия), лесной пожар. Действия по их предупреждению. Как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!»
-знать основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. Как ухаживать за своим телом. Факторы, отрицательно влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания).
-знать, от чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес.
-знать влияние на здоровье человека температуры окружающего воздуха и погодных условий (ветер, дождь, снег). Что значит одеться по сезону, правила поведения.
-знать значение чистого воздуха для здоровья человека, причины загрязнения воздуха.
-знать основные виды травм у детей: порезы, ссадины и царапины, отравления. Их причины и признаки.
-знать, что такое первая медицинская помощь, когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова.
-знать общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечениях.
-знать источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома, правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме. Знать меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами, печным отоплением.
-знать опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми, правила обеспечения сохранности личных вещей, особенности поведения с незнакомыми людьми.
-знать наиболее безопасный путь в школу и домой, правила движения пешеходов по дорогам, различать право- и левостороннее движение, правила перехода дороги при высадке из транспортного средства. Знать правила движения на велосипедах.
-знать виды транспортных средств, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта, тормозной путь в зависимости от состояния дороги.
- знать правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.
-знать правила движения пешеходов по загородной дороге.
-знать обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него.
-знать правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в общественном транспорте.
-знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.
-знать правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу, понятие об ориентировке на местности.
-знать опасных животных и насекомых. Правила безопасного поведения и меры защиты.
-знать, чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов.
-знать правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства.
-знать правила безопасного поведения в лесу, в поле.
-знать возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.
-знать ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми.
2.Содержание курса внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности»
I. Основы здорового образа жизни
1.1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»
Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание. Профилактика переедания, пищевых отравлений. Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний.
1.2. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек
Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика вредных привычек.
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
2.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Переломы, вывихи и растяжения связок.
Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова.
Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос, первая медицинская помощь.
Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.
Кровотечение из носа, оказание первой медицинской помощи.
2.2. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при наружном кровотечении.
Правила обработки ран. Перевязка ран.
Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении.
Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кистей рук, бедра, колена).
III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
3.1. Безопасное поведение в быту ( повторение пройденного в 1—3 классах)
Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота.
3.2. Безопасное поведение на улицах и дорогах (повторение пройденного в 1—3 классах)
Безопасность пешеходов при движении по дорогам.
Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.
Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.
3.3. Безопасное поведение на природе
Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам.
Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы. Костер.
Меры пожарной безопасности при разведении костра.
3.4. Безопасное поведение на воде
Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасения утопающих. Основные спасательные средства.
Формы организации и виды деятельности: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы.
3.Тематическое планирование
Количество часов- 34часа
№ п/п | Дата проведения | Раздел/Тема | Кол-во часов | Характеристика основной деятельности ученика | |
| I четверть (9 часов) | |
| Защита человека в чрезвычайных ситуациях | |
1 | | Взаимодействие человека с окружающей средой | 1 | Знакомство с понятиями «опасность», «безопасность». Формирование умения предвидеть опасность, находить опасные предметы. Моделирование правил безопасного поведения. | |
2 | | Какие опасности могут возникать в повседневной жизни | 1 | Повторение основных сигналов: 01, 02, 03, 04. Закрепление понятия «опасность», «безопасность». Формирование навыков безопасного поведения. Анализ и выявление причин возникновения травматизма. | |
3 | | Учусь принимать решение в опасных ситуациях | 1 | Исследование, как влияет окружающая среда на здоровье человека. Знакомство с экологической обстановкой нашего региона. Отработка действий учащихся по предупредительному сигналу: «Внимание всем!» | |
4 | | Дом – машина для житья. Учимся управлять этой машиной. | 1 | Систематизация знаний и представлений детей о потенциальной опасности окружающих предметов. Формирование умения предвидеть опасность, находить опасные предметы. Моделирование правил безопасного поведения. | |
5 | | Особенности жизнеобеспечения современного жилища. Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | Знакомство уч-ся с правилами пользования электроприборами. Систематизация знаний и представлений детей о потенциальной опасности окружающих предметов. Формирование умения предвидеть опасность, находить опасные предметы. | |
6 | | Как вести себя со злоумышленниками. Призыв о помощи. | 1 | Моделирование правил безопасного поведения с незнакомыми людьми. Исследование модели правильных действий в опасной ситуации. | |
7 | | Как действовать в чрезвычайных ситуациях. Службы экстренной помощи. | 1 | Повторение основных сигналов: 01, 02, 03, 04. Закрепление понятия «опасность», «безопасность». Формирование навыков безопасного поведения. Анализ и выявление причин возникновения травматизма. | |
8 | | Отработка действий учащихся по предупредительному сигналу: «Внимание всем!» | 1 | Формирование навыков безопасного поведения. Обобщение представлений об организации оповещения населения о ЧС. Исследование модели правильных действий в опасной ситуации. | |
9 | | Отчего может возникнуть пожар в помещении, транспорте, на природе. | 1 | Анализ ситуации возникновения пожара в помещении, на транспорте, в природе. Формирование знаний о правилах пожарной безопасности. | |
II четверть (7 часов) | |
10 (1) | | Что делать при пожаре? | 1 | Обобщение и систематизация представления детей о средствах пожаротушения. Анализ и сравнение различных средств пожаротушения. Формирование навыка оказать первую помощь при отравлении угарным газом. | |
11 (2) | | Если горит у соседей (выработка правил безопасности при пожаре) | 1 | Исследование причин возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность. Моделирование правил безопасного поведения при возникновении пожара в доме. Обобщение знаний о правилах пожарной безопасности | |
12 (3) | | От маленькой искры большой пожар бывает. | 1 | Обобщение и систематизация представления детей о средствах пожаротушения. Анализ и сравнение различных средств пожаротушения. | |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | |
13 (4) | | Экстремальная ситуация для человека в природной среде – что это? | 1 | Моделирование правил безопасного поведения в природной среде (жара, ветер, дождь, град.) Формирование навыков безопасного поведения. | |
14 (5) | | Если заблудился в лесу? | 1 | Моделирование приемов ориентироваться на местности. Формирование навыков безопасного поведения. Исследование модели правильных действий в опасной ситуации. | |
15 (6) | | Ядовитые растения, грибы, плоды | 1 | Сравнение и различение съедобных и несъедобных грибов, ядовитых растений. Анализ и выявление причин возникновения травматизма. Обобщение жизненного опыта учащихся. | |
16 (7) | | Учусь ориентироваться. | 1 | Моделирование приемов ориентироваться на местности. Формирование навыков безопасного поведения. Исследование модели правильных действий в опасной ситуации. | |
III четверть (10 часов) | |
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся | |
17 (1) | | Зимняя река и география безопасности | 1 | Знакомство с мерами предосторожности при движении на льду, катании на лыжах и коньках. Исследование модели правильных действий в опасной ситуации. Формирование умения предвидеть опасность. | |
18 19 (2-3) | | Водная переправа и меры безопасности при пользовании водной переправой | 2 | Анализ и сравнение мер безопасности при пользовании водной переправой. Знакомство со способами самоспасения. Формирование навыков оказывать помощь терпящим бедствие, используя подручные спасательные средства. | |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | |
20 (4) | | Животные вокруг нас | 1 | Исследование на тему, что не всегда животные дружелюбны, что они могут быть опасны для человека. Обобщение жизненного опыта учащихся. Формирование умения предвидеть опасность. | |
21 (5) | | Меры безопасности приобщении с домашними животными. | 1 | Знакомство с мерами безопасности при общении с животными. Обобщение жизненного опыта учащихся. Формирование умения предвидеть опасность. | |
22 (6) | | Меры безопасности приобщении с домашними животными. Как ухаживать за кошкой и собакой | 1 | Моделирование правил, необходимых при обращении с кошками и собаками. Исследование модели правильных действий в опасной ситуации. Формирование умения предвидеть опасность. | |
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся |
23 (7) | | Учусь читать дорожные знаки. | 1 | Анализ, сравнение и различение групп дорожных знаков. Разбор дорожно-транспортных происшествий. Формирование навыков безопасного поведения. | |
24 (8) | | Разметка улиц и дорог. | 1 | Разбор дорожно-транспортных происшествий. Формирование навыков безопасного поведения. Исследование способов и приемов разметки улиц и дорог. | |
25 (9) | | Светофор. Регулировщик. | 1 | Повторение сигналов светофора. Знакомство с сигналами регулировщика. Обобщение и систематизация правил дорожного движения. Анализ и выявление причин возникновения травматизма. | |
26 (10) | | Учимся соблюдать правила дорожного движения (настольный игры, детская площадка) | 1 | Разбор дорожно-транспортных происшествий. Формирование навыков безопасного поведения. Обобщение и систематизация правил дорожного движения. Анализ и выявление причин возникновения травматизма. | |
27 (1) | | Экскурсия «Почему на улице опасно» | 1 | Формирование навыков безопасного поведения. Обобщение и систематизация правил дорожного движения. Анализ и выявление причин возникновения травматизма. | |
28 (2) | | Кодекс выживания пешехода | 1 | Формирование навыков безопасного поведения. Обобщение и систематизация правил дорожного движения. Анализ и выявление причин возникновения травматизма. | |
29 (3) | | КВН «Внимательный пешеход» | 1 | Исследование источников возможной опасности и опасные ситуации. Обобщение и систематизация знаний учащихся по правилам дорожного движения. | |
30 (4) | | Зачем нужно знать правила безопасного поведения на дорогах? Пешеходы. Движение группами. | 1 | Исследование правил поведения пешехода. Моделирование правил передвижения группами. Формирование навыков безопасного поведения Обобщение и систематизация правил дорожного движения. | |
31 (5) | | Пассажиры. Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров | 1 | Знакомство с правилами безопасности при пользовании общественным и железнодорожным транспортом. Исследование особенностей посадки и высадки пассажиров. | |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | |
32 (6) | | Здоровье и болезнь. Витамины и здоровый организм. Здоровая пища. Правда об алкоголе. Реклама табака и алкоголя. | 1 | Беседа о роли здоровья в жизни человека. Знакомство с факторами, влияющими на здоровье. Формирование основных понятий «здоровье», «здоровый образ жизни». Исследование особенностей рекламы алкоголя табака. Формирование понятий о здоровом образе жизни | |
33 (7) | | В волшебном лесу: опасные встречи | 1 | . Знакомство с опасными животными леса (змеи, дикие пчёлы) и правилами безопасного поведения в лесу. Формирование навыков оказания первой медицинской помощи при укусе змеи или насекомого. | |
34 (8) | | Экскурсия в природу «Лесная аптека» | 1 | Сравнение и различение съедобных и несъедобных грибов, ядовитых растений. Анализ и выявление причин возникновения травматизма. Обобщение жизненного опыта учащихся. | |