СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы безопасности жизнедеятельности

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОБЖ 8 класса 

1 час в неделю

Просмотр содержимого документа
«Основы безопасности жизнедеятельности»

Пояснительная записка

 Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса разработана на основании документов:

1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования,

утверждённый приказом Минобразования России от 05. 03 2004 г № 1089 (с изменениями и дополнениями)

2. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

3.Образовательная программа школы , утверждённая приказом № 237 от 01.09.2017г.

4.Положение МБОУ о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов и дисциплин (модулей), утверждённое приказом №73 от 26. 08. 2016г

Цели и задачи курса:

- Освоение знаний по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций во время аварий и катастроф техногенного характера, пожаров и взрывов;

- Знание основных мероприятий гражданской обороны по защите населения, проводимые в мирное время;

- Изучение правил поведения во время аварий с выбросом сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ; правила поведения во время гидродинамических авариях;

- Ознакомление с правилами безопасного поведения в криминогенных ситуациях;

- Изучение правил поведения школьников для предупреждения причин травматизма;

- Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи, основ здорового образа жизни;

- Знание основных правил дорожного движения.

Главное дать учащимся знания, умения, навыки выживания в различных жизненных ситуациях.

Место предмета в учебном плане

Основы безопасности жизнедеятельности является предметом Федерального компонента учебного плана ОУ, на реализацию которого отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.

Общая характеристика предмета

В настоящей учебной программе реализованы тре­бования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей при­родной среды», «О пожарной безопасности», «О граж­данской обороне» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.



Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для класса предполагает определенную специфику

межпред­метных связей, которые просматриваются через взаимодействия ОБЖ с :

- биологией ( оказание первой медицинской помощи );

- природоведением (многократное акцентирование связи ОБЖ с окружающим миром, при­родой).

- география, химия, физика.

- физкультурой ( основы здорового образа жизни)

В 2017 -2018 учебном году в 8 классе - 7 обучающихся. 4 мальчиков и 3 девочки. В % обученности на завершение 2016– 2017 года составил 100% качества . Класс общеобразовательного уровня , интеллектуального развития учащихся , позволяет освоить программу на базовом уровне.

Региональный компонент на уроках используется фрагментарно, при изучении нового материала. В программу по обж для 8 класса включены материалы этнокультурного компонента (ЭКК) – 10 %

Все практические работы являются этапами комбинированных уроков.

При работе по данной программе предполагается использование «Основы безопасности жизнедеятельности.» : 8 Кл. : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений , / В.Н.Латчук, В.В.Марков, С.Н.Вангородский; М.: Дрофа, 2012

Учебники соответствуют Федеральному перечню учебников, рекомендованных МО и РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2016 -2017 учебный год (приказ Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2014г.)



















Календарно –тематическое планирование 8 кл



№ урока

Тема

Форма

контроля

план

факт


I раздел. Безопасность и защита человека в среде обитания

Правила безопасного поведения в ЧС





1

2

  1. Правила безопасного поведения в ЧС техногенного характера

ЧС техногенного характера и поведение в случае их возникновения.

Основные причины ЧС техногенного характера.





3

4

5

Пожары и взрывы

Пожары и взрывы, их характеристика.

Причины и последствия пожаров и взрывов.

Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах.





6



7


8


9

Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ

Химически опасные объекты производства, причины аварий и последствия.  Аварийные химически опасные вещества (АХОВ), их характеристика и поражающие факторы.

Правила безопасного поведения при авариях с выбросом АХОВ. Защита населения.

Проверочная работа по теме «ЧС техногенного характера: пожары, взрывы, аварии с выбросом АХОВ».

РК№1 

«Химически опасные объекты




10

11

12

13

14

Аварии с выбросом радиоактивных веществ

Радиоактивность и радиационноопасные объекты.

Характер поражения людей и животных.

Правила безопасного поведения при радиационных авариях.

Режимы радиационной защиты.

Последствия радиационных аварий. 

РК№2 

«Авария на Чернобыльской АЭС 1986г. Последствия».




15


16


17

Гидродинамические аварии

Гидродинамические аварии, их причины и последствия. 

Мероприятия по уменьшению последствий аварий на гидродинамических опасных объектах.

Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.

РК №3 

« ГЭС -гидродинамический опасный объект».




18


19

20

 Транспортные аварии

Опасные ситуации на транспорте. Характеристика и правила поведения на  железнодорожном транспорте. 

Характеристика и правила безопасного поведения на водном транспорте

Характеристика и правила поведения на авиационном транспорте





21

 Психологические аспекты выживания в опасных ЧС

Особенности психологических процессов в ЧС техногенного характера





Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения





22

23


24

 Мероприятия по защите населения от ЧС

 ЧС техногенного характера  и поведение в случае их возникновения

Действия населения по сигналу « Внимание всем» и сопровождающей речевой информацией.

Средства Коллективной защиты и правила пользования ими.





II раздел. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.

                   Основы медицинских знаний





25


26

1. Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях

 Методы и средства оказания первой медицинской помощи при различных травмах, повреждениях. Понятие о переломах. Открытые и закрытые переломы.  Признаки переломов. Общие принципы оказания ПМП при открытых и закрытых переломах. 






27


28


29

 2.Первая медицинская помощь при острых состояниях

Методы и средства оказания первой медицинской помощи при различных травмах, повреждениях и отравлениях. ПМП при отравлении ОХВ. Пути попадания ядовитых веществ

Причины и последствия химических ожогов. ППМ при ожогах химическими веществами.(при ожоге кислотой, щелочью)

ПМП при отравлении минеральными удобрениями и другими химикатами.






30 



31

 

Основы здорового образа жизни

   Факторы , укрепляющие здоровье человека

Движение – естественная потребность организма человека. 

 Закаливание организма, понятие, принципы. Факторы окружающей среды, применяемые для закаливания организма.

Правила пользования факторов окружающей среды для закаливания организма.

РК№4 

«Способы восполнения недостатка движения учащимися Физическая культура»





32


33

34

34

   Факторы , разрушающие здоровье человека

Понятие о наркомании и токсикомании. Действие наркотических и токсических веществ на организм человека. Три основных признака наркомании и токсикомании. Развитие психической  и физической зависимости от наркотиков .                          Итоговое занятие







Содержание

Рабочая программа по ОБЖ для 8 класса состоит из 4-х разделов:

Раздел I Основы здорового образа жизни (рассчитан на 4 часа) предназначен для формирования у учащихся ясного представления о здоровом образе жизни и его составляющих; формирует у учащихся умения использовать свои навыки в повседневной жизни для поддержания собственного здоровья и сохранения здоровья своих близких.

Раздел II Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (рассчитан на 5 часов) предназначен для ознакомления учащихся с основами медицинских знаний для формирования у них умений оказания первой медицинской помощи в критических жизненных ситуациях;

Раздел III Основы знаний о правилах дорожного движения (рассчитан на 2 часа) предназначен для ознакомления учащихся с правилами дорожного движения; для формирования у них культуры дорожного движения, умения обезопасить свою жизнь в условиях современного города.

Раздел IV Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях техногенного характера ( рассчитан на 23 часа) предназначен для ознакомления учащихся с возможными чрезвычайными ситуациями техногенного характера; для выработки у учащихся умений грамотно, быстро и слаженно действовать в условиях различных ЧС.







Требования к уровню подготовки учащихся

Знать/понимать:

* основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;

* потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствие и правила личной безопасности;

* меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

* основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;

* наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

* организацию защиты населения от ЧС природного и техногенного характера в Российской Федерации;

* права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;

* рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и ЧС;

* приемы и правила оказания первой медицинской помощи;

уметь:

  • доступно объяснить значения здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;

  • предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

  • соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;

  • перечислять последовательность действии при оповещении о возникновении угрозы ЧС и во время ЧС:

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам;

  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;

  • безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;

  • подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, дальний и выездной туризм);

  • проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.





Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.









Средства и формы контроля

Для контроля за усвоением учащимися пройденного материала используются такие методы как индивидуальный и фронтальный опрос, семинар, а также контрольные работы.







3.

Электронные пособия:



  1. Право на жизнь

  2. Грозные илы природы.(пожары, лавины, наводнения, песчаные бури)

  3. Грозные илы природы (ураганы, айсберги, вулканы, цунами)

  4. Грозные илы природы (молнии, торнадо, землетресения)

  5. Чернобыль

  6. Действия населения при авариях на химический и радиационных объектах.







Используемая литература:

  1. Агаджанян Н.А. , Катков А.Ю. «Резервы нашего организма». Москва. 1989г.

  2. Дикуль В. , Елисейкин А. «Разорванный круг». Москва. 1993г.

  3. Дидактический материал «ОБЖ» 5-9 классы. Издательство «Дрофа».

  4. Журнал «ОБЖ».

  5. Латчук В.Н. , Миронов С.К. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс Москва «Просвещение» 2013 г.

  6. Мейнгот Я.Я., Потылицина Н.М. Теоретические и практические основы медицинских знаний. Красноярск. 2006г.

  7. Методическое пособие «Основы безопасности жизнедеятельности». Издательский дом «Дрофа» 2000г.

  8. Никитин Б. П. «Детство без болезней». Москва. 1990г.

  9. Основы безопасности жизнедеятельности (учебник под ред. Ю.Л.Воробьёва) Москва. 2007г.

  10. Олейник Т.Ф. Великие природные катастрофы. Ростов-на Дону «Феникс». 2006г.

  11. Правила дорожного движения.

  12. Тематический контроль по ОБЖ «Интеллект-Центр». Москва. 2005г.

  13. Топоров И.К. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9класс. Москва «Просвещение» 1997г.

  14. Углов Ф.Г. «Из плена иллюзий». Москва. 1986г.

  15. Хрипкова А.Г. «Гигиена и здоровье». Медицинская литература.