Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Основы читательской грамотности»
Срок реализации: 5 лет.
Количество часов по программе – 34 ч., в неделю – 1 ч. Класс – 9В
Программа разработана
учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории Рипп Л.В.
2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Основы читательской грамотности» составлена на основе обновленного ФГОС ООО в соответствии с Федеральной общеобразовательной программой и входит в ООП ООО МБОУ «СОШ № 2 имени Исаевой А.И.»
Цель программы: создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена.
Задачи:
Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом;
Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;
Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации;
Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы;
Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;
Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно- значимой ценности.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
умения, целиком основанные на тексте:
извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
основываясь на тексте, делать простые выводы;
умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»;
устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Планируемые результаты Предметные результаты
Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор.
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:
основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка;
основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Регулятивные УУД:
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Выпускник научится:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
выделять главную и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления;
выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста);
критически относиться к рекламной информации;
находить способы проверки противоречивой информации;
определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Место учебного курса
По учебному плану на курс «Читательская грамотность» в 5-9 классах отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Общая характеристика курса
Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Формы контроля
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу.
Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Календарно-тематическое планирование (9 класс)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 | Вводное занятие | 1 | |
2 | Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания | 1 | |
3 | Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания | 1 | |
4 | Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания | 1 | |
5 | Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания | 1 | |
6 | Сопоставление содержания текстов научного стиля | 1 | |
7 | Сопоставление содержания текстов научного стиля | 1 | |
8 | Сопоставление содержания текстов научного стиля | 1 | |
9 | Сопоставление содержания текстов научного стиля | 1 | |
10 | Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации | 1 | |
11 | Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации | 1 | |
12 | Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации | 1 | |
13 | Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации | 1 | |
14 | Типы текстов: текст-аргументация | 1 | |
15 | Типы текстов: текст-аргументация | 1 | |
16 | Типы текстов: текст-аргументация | 1 | |
17 | Типы текстов: текст-аргументация | 1 | |
18 | Составление плана на основе исходного текста | 1 | |
19 | Составление плана на основе исходного текста | 1 | |
20 | Составление плана на основе исходного текста | 1 | |
21 | Составление плана на основе исходного текста | 1 | |
22 | Составление плана на основе исходного текста | 1 | |
23 | Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи | 1 | |
24 | Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи | 1 | |
25 | Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи | 1 | |
26 | Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи | 1 | |
27 | Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи | 1 | |
28 | Работа со смешанным текстом | 1 | |
29 | Работа со смешанным текстом | 1 | |
30 | Составные тексты | 1 | |
31 | Составные тексты | 1 | |
32 | Составные и смешанные тексты | 1 | |
33 | Итоговый контроль | 1 | |
34 | Заключительное занятие | 1 | |
4