СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы читательской грамотности.Рабочая программа.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий, актуализирующих потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена.

Просмотр содержимого документа
«Основы читательской грамотности.Рабочая программа.»

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Основы читательской грамотности»



Срок реализации: 5 лет.

Количество часов по программе – 34 ч., в неделю – 1 ч. Класс – 9В


Программа разработана

учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории Рипп Л.В.






2024-2025 учебный год







Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Основы читательской грамотности» составлена на основе обновленного ФГОС ООО в соответствии с Федеральной общеобразовательной программой и входит в ООП ООО МБОУ «СОШ № 2 имени Исаевой А.И.»

Цель программы: создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена.

Задачи:

Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом;

Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;

Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации;

Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы;

Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;

Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно- значимой ценности.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:

  1. умения, целиком основанные на тексте:

    • извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;

    • найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

    • основываясь на тексте, делать простые выводы;

  2. умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:

    • интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»;

    • устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

    • интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

    • реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

Планируемые результаты Предметные результаты

Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор.

Личностные результаты

В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:

      • основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка;

      • основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

      • осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

      • развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

      • нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

      • готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

      • целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

      • готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

  • Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

  • Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

  • Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

  • Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

  • Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

  • Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

  • Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

  • Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

  • Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

  • В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Выпускник научится:
  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;

  • выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста;

  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

  • предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

  • объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;

  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;

  • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

  • выделять главную и избыточную информацию;

  • прогнозировать последовательность изложения идей текста;

  • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

  • выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;

  • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться:
  • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления;

  • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста);

  • критически относиться к рекламной информации;

  • находить способы проверки противоречивой информации;

  • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.


Место учебного курса

По учебному плану на курс «Читательская грамотность» в 5-9 классах отводится 34 часа в год (1 час в неделю).

Общая характеристика курса

Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.

Формы контроля


Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.

По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу.

Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.

Календарно-тематическое планирование (9 класс)


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1

Вводное занятие

1


2

Формирование читательских умений с опорой на текст и

внетекстовые знания

1


3

Формирование читательских умений с опорой на текст и

внетекстовые знания

1


4

Формирование читательских умений с опорой на текст и

внетекстовые знания

1


5

Формирование читательских умений с опорой на текст и

внетекстовые знания

1


6

Сопоставление содержания текстов научного стиля

1


7

Сопоставление содержания текстов научного стиля

1


8

Сопоставление содержания текстов научного стиля

1


9

Сопоставление содержания текстов научного стиля

1


10

Критическая оценка степень достоверности содержащейся в

тексте информации

1


11

Критическая оценка степень достоверности содержащейся в

тексте информации

1


12

Критическая оценка степень достоверности содержащейся в

тексте информации

1


13

Критическая оценка степень достоверности содержащейся в

тексте информации

1


14

Типы текстов: текст-аргументация

1


15

Типы текстов: текст-аргументация

1


16

Типы текстов: текст-аргументация

1


17

Типы текстов: текст-аргументация

1


18

Составление плана на основе исходного текста

1


19

Составление плана на основе исходного текста

1


20

Составление плана на основе исходного текста

1


21

Составление плана на основе исходного текста

1


22

Составление плана на основе исходного текста

1


23

Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие)

задачи

1


24

Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие)

задачи

1


25

Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие)

задачи

1


26

Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие)

задачи

1


27

Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие)

задачи

1


28

Работа со смешанным текстом

1


29

Работа со смешанным текстом

1


30

Составные тексты

1


31

Составные тексты

1


32

Составные и смешанные тексты

1


33

Итоговый контроль

1


34

Заключительное занятие

1







4