СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Тема урока: " Культура и образование".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Тема урока: " Культура и образование".»

Конспект урока по ОДНКНР в 5-ом классе

Дата проведения: 9 октября 2024 г.

Тема: « Культура и образование»

Цель: формирование представлений об образовании в России, о значении культуры в образовании

Задачи:

  1. Раскрыть понятие «образование», рассмотреть уровни получения образования в России;

  2. Развивать представления об учреждениях образования и культуры;

  3. Развивать представления об образовании как ключе к социализации и духовно-нравственному развитию человека.

  4. Формировать основы научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;

  5. Обучать рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;

  6. Воспитывать уважительное и бережное отношение к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;



Предметные результаты:

  1. Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества;

  2. Иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;— понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;

  3. Приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и
    профессиональным ростом человека;

  4. Понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире.


Оборудование:

Ноутбук, рабочие листы, телевизор, карточки с изображением учреждений культуры и образования





Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация.

- Добрый день, ребята. Я рада снова видеть вас на нашем занимательном уроке.

Наш класс – это просто созвездие звёзд,

Об этом пока знаем только мы с вами,

Но скоро, но скоро зажгутся всерьёз

Звёзды с нашими именами!

- Готовы и вы зажигать свои звёзды? Я приготовила для вас рабочие листы, на которых при выполнении задания загорится звёздочка.

2. Определение темы и цели урока

- Ребята, подпишите свои рабочие листы, запишите дату.

- Кто из вас знает, что отмечается в России 19 октября? (Дети не могут ответить)

- Это знаменательный день в культурном наследии нашей страны, данный праздник связан с темой нашего урока, которую нам предстоит расшифровать. (Дети при помощи шифра определяют тему урока культура и образование»)

- Какое понятие мы уже изучили? (Культура)

- Тогда я попрошу вас, определить цель и задачи нашего урока, исходя из темы урока.

3. Актуализация знаний, создание проблемной ситуации

- Рассмотрите опорную схему на рабочем листе и скажите, чем отличается материальная культура от духовной?

- Попробуйте выполнить на рабочем листе задание 2, используя цветные карандаши. (Дети работают самостоятельно, работа проверяется)

- Какие предметы у вас вызвали затруднения? (книга, картина)

- Посмотрите на слайд, и давайте попробуем определить к какому виду культуры относится книга и картина. (Дети высказывают своё мнение, рассуждаю)

- Книги и картины можно отнести и к духовной культуре, и к материальной, ведь их создаёт человек, и с помощью их культурно обогащается.

4. Работа над темой урока

- Ребята, сейчас я предлагаю разобраться с понятием «образование». Как вы понимаете этот термин?

- Проведём игру «Конструктор». Попробуйте из предложенных слов составить определение слова «образование». (Дети пробуют в рабочих листах, учитель прикрепляет слова-карточки на доске, и методом перестановки слов собираем предложение)

- Трудновато было? Терпение и труд всё перетрут. И мы смогли зажечь эту непростую звезду.

5. Работа над текстом. Взаимосвязь понятий «Культура и образование»

Огромную роль в жизни человека и общества играет образование. Кроме передачи накопленного опыта, знаний, образование способствует развитию личности. С его помощью человек приобщается к культуре.

Книга и чтение – важная часть культуры человека

Создание письменности значительно ускорило развитие человеческой культуры. Появление печатных книг, открытие библиотек способствовало тому, что число грамотных людей увеличивалось, а это, в свою очередь, определяло развитие науки, техники, искусства. Книга давала возможность использовать опыт прошлого, познавать законы природы и общества.

- Как взаимосвязаны культура и образование?

- Какие исторические факты способствовали развитию образования?

6. Знакомство с учреждениями культуры и образования.

Учреждения культуры – это учреждения, где люди могут увидеть ценности, созданные человеком.

Учреждения образования – это учреждения, где люди усваивают навыки, умения и знания.

7. Физминутка.

- Я предлагаю поиграть в «сыщиков». Найдите картинки с изображением учреждений культуры и образования (картины находятся в разных частях класса) и прикрепите их на доске в группу.

8. Рассказ учителя об открытии Царскосельского лицея 19 октября 1811 г. (слайд)

- Какой праздник отмечается 19 октября?

- В нашем посёлке тоже есть лицеи, и вы можете получить образование в них.

9. Ступени образования

-Считаете ли вы себя образованными людьми? Достаточно ли вам образования?

- Рассмотрите ступени образования и раскрасьте ту из них, на которой находитесь вы в данный момент.

- Зачем же надо учиться?

10 Работа с пословицами.

Ученье – свет, а ______________________________________________________ .



Не стыдно не знать, ___________________________________________________.

11. Итог урока. Рефлексия. (слайд)

- Сколько звёзд вам удалось зажечь?

- Не расстраивайтесь, у вас впереди ещё много открытий, много новых звёзд.

- Спасибо за урок!

12. Домашнее задание.

Подготовить информацию на выбор:

- Открытие первых школ в России

- Образование в дворянской семье