СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Основы финансовой грамотности» внеурочная деятельность на тему «Планирование семейного бюджета»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность «Основы финансовой грамотности» в начальной школе. Раздел «Семейный бюджет».

Просмотр содержимого документа
««Основы финансовой грамотности» внеурочная деятельность на тему «Планирование семейного бюджета»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа № 2»

города Чебоксары Чувашской Республики










Лучшая методическая разработка учебного курса/модуля/раздела

«Основы финансовой грамотности» внеурочной деятельности


на тему «Планирование семейного бюджета»

(для обучающихся 3-4 класса)




Разработала:

Тимофеева Светлана Владимировна





г. Чебоксары, 2019

Технологическая карта внеурочного занятия

Автор

Тимофеева Светлана Владимировна

Класс

3-4

Предмет

внеурочная деятельность «Основы финансовой грамотности» в начальной школе. Раздел «Семейный бюджет».

Тема

Планирование семейного бюджета

Цель занятия:

создание условий для формирования начальных представлений о формировании семейного бюджета через проблемно-диалогическое обучение

Задачи

• сформировать понятия: семейный бюджет, доходы и расходы, планирование семейного бюджета

• применение полученных знаний

Компетенции


  • Подвести обучающихся к выводу о целесообразности планирования семейного бюджета для получения материальной стабильности.

  • Описывать пути расчета семейного дохода и расхода.

  • Объяснять для чего необходима экономия бюджетных средств семьи.

  • Сравнивать преимущества планирования и недостатки бесконтрольных трат семейного бюджета.

Планируемые результаты

Предметные

  • содействовать усвоению понятия «семейный бюджет», развитию представлений у учащихся о планировании семейного бюджета;

  • о функциях денег в жизни человека;

  • познакомить учащихся с видами денег, их характерными особенностями;

  • в результате практических действий и наблюдений решать задачи с денежными расчётами.

Метапредметные

регулятивные:

  • понимать и принимать учебную задачу;

  • проявление познавательной и творческой инициативы;

коммуникативные:

  • умение слушать собеседника и вести диалог;

  • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;



  • включаться в диалог с учителем и сверстниками в коллективное обсуждение проблем;

познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключение по результату исследования.

Личностные

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • формирование мотивации на бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

  • понимать элементарные мошеннические схемы


Ход занятия:


«Яркое пятно»

Актуализация знаний

Звучит песня лисы Алисы и кота Базилио «Не прячьте ваши денежки…»


- Как вы думаете, ребята можно таким способом разбогатеть и купить все что тебе хочется?

Для чего Буратино хотел приобрести очень много?


Нет. Это мошенники.

Чтобы купить 100 курток для папы Карло и театр, а денег было мало.

Постановка


проблемы

Предъявление противоречия








Побуждение к осознанию противоречия.


Побуждение к проблеме


Тема


- У вас тоже много желаний, которые требуют много денег. Вы можете себе позволить купить все, что хотите?

- Почему?

- Где берут деньги взрослые?

В семье это называется … семейный БЮДЖЕТ





- Все взрослые тоже покупают, что хотят и сколько хотят? Ваши родители тоже так поступают?


-Ребята, что вас удивило сейчас? Что необычного заметили?


-У нас возникает проблема. Есть бюджет, а денег не хватает на все. Значит сегодня мы с вами поговорим….


Планирование семейного бюджета. или

Семейный бюджет и его планирование.

Нет.


У нас нет денег. Они у родителей.

Родители получают зарплату.

(Фиксация на доске)

БЮДЖЕТ

Не всегда. Им не хватает денег

У родителей есть деньги, но не всегда ИХ ХВАТАЕТ.

Ответы детей

(Фиксация темы на доске)

Поиск



решения

Материал для выдвижения гипотез


Новый материал для выдвижения гипотезы







Побуждение к гипотезам


Фиксация гипотез


Побуждение к гипотезам


Фиксаци я гипотезы на доске.











Побуждение к гипотезам

Фиксаци я гипотезы на доске




Побуждение к гипотезам


Фиксаци я гипотезы на доске

-А из чего состоит – семейный бюджет?

Мы уже говорили о заработной плате родителей.




-Что еще может входить в семейный бюджет?







-Какие, по вашему мнению, из этих перечисленных источников дохода в семейный бюджет является постоянным, регулярным, а какие нет?

-Вот представим себе схему семейного бюджета. Заработную плату выдают ежемесячно. Мама и папа получили заработную плату.


Это называется ….

Доходы


Если есть доходы, то всегда есть …

Расходы.


Какие расходы предстоят им в первую очередь?

Необходимые. Без которых нельзя обойтись.













Давайте представим ситуацию, где вы просите приобрести родителей что-то для себя.




- я задам вопрос. А Вам это действительно нужно? Или можно это отложить. Накопить и/или заменить чем-то другим?

Расходы, которые можно отложить, запланировать на потом.

-Ребята, как вы думаете, можно ли как-то еще выделить деньги из семейного бюджета




Сэкономить на расходах семейного бюджета.

Как?

Коммунальные услуги: выключать свет, вытаскивать вилки из розеток. Не оставлять кран с водой открытым. Иногда пройтись пешком, в хорошую погоду. Покупать необходимые продукты питания, идти в магазин не голодным, со списком.


(Фиксация на доске)

Заработная плата родителей

Пенсия

Стипендия


Пособие

Лотерея

Предпринимательская деятельность


-Заработная плата, пенсия, стипендия






Доходы


Расходы.


Необходимые расходы

Коммунальные услуги.

Продукты питания.

Поездка на транспорте на месяц.

Одежда необходимая.

На развлечение.




(ответы детей)

Компьютер, телефон, гераскутер, квадракоптер, игрушку, поездку …

Ответы детей



Отложенные расходы




ЭКОНОМИТЬ



Физминутка:

«Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)  

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)


Перечисление одновременно выдвинутых гипотез

Итак мы узнали при планировании семейного бюджета нужно учитывать …

доходы

расходы (обязательные и отложенные)

экономить

А как мы можем проверить все выдвинутые нами гипотезы о доходах и расходах?






- А как сейчас можно проверить?


(ответы детей)

-Доходы, расходы, экономия



-Спросить у взрослых. -Посмотреть в интернете

- Изучить информацию, посчитать

- Можно подсчитать .


Групповая проверка гипотез

Мы так и поступим. (Использование текста и таблиц из приложения для работы в группах)

Вы будете работать в группах. Сейчас я вам раздам информацию о разных семейных бюджетах. И вы распланируете семейный бюджет.

Работа с текстом и таблицей.



Вывод

Получилось у Вас распланировать бюджет при разных доходах семьи. Остались ли деньги на отложенные нужды в семье с меньшим доходом.

- А если бы мы не планировали, а тратили бездумно, просто на все что хотим, остались бы у нас деньги?

Выводы детей


Рефлексия.

- Предлагаю Вам посмотреть мультфильм «Уроки тетушки совы» на тему семейный бюджет.




Творческое домашнее задание: Побеседовать с родителями по теме «Наш семейный бюджет» и по результатам беседы составить интеллект-карту, придумать рассказ или стихотворение, нарисовать рисунок по теме. Кому какое творчество больше нравиться




Список литератур

1. . Корлюгова Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для чителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 64 c.

2. Гловели Г. Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват. орг. / Г. Д. Гловели. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 128 c., ил.

3. Корлюгова Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014

4. Корлюгова Ю. Н.Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобра -зоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 16 c.

5. Мельникова: Е.Л Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками.. Мельникова: Пособие для учителя. – М., 2002. – 168 с.

6. Зарев С.: [Электронный ресурс]. www.usovi.com.ua: «АЗБУКА ДЕНЕГ или как помочь ребенку вырасти богатым» из цикла «Уроки тетушки Совы», ПриватБанк, 2011. (Дата обращения 09.01.2019)

7. [Электронный ресурс]. https://www.youtube.com/watch?v]. Песня лисы Алисы и кота Базилио «Не прячьте ваши денежки…» (Дата обращения 09.01.2019)